Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Все вышеизложенное определило выбор темы данного исследования и говорит о несомненной актуальности данной темы. Цель исследования – углубленное и всестороннее рассмотрение понятия терроризм, состава преступления - террористический акт, а также других преступлений террористического характера и выявление проблем борьбы с терроризмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Терроризм – глобальная проблема современности………………………..…6
1.1. История развития терроризма в России………………………………….…6
1.2. Понятие терроризма и действий террористического характера в
Российской Федерации………………………………………………………….12
1.3. Виды терроризма и действий террористического характера………...…. 24
2. Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации………………………………………..…..34
2.1. Проблемы совершенствования законодательной базы противодействия терроризму и действий террористического характера………………………..34
2.2. Проблемы практического противодействия террористической деятельности………………………………………………………………….… 45
Заключение……………………………………………………………………… 57
Глоссарий………………………………………………………………………...62
Список использованных источников …

Работа содержит 1 файл

Уголовная ответственность за терроризм.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

   Следует также отметить такой законодательный  акт, как Федеральный закон от 6 февраля 1997г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках  Министерства внутренних дел Российской Федерации». Закон устанавливает, что одной из задач возлагаемых на внутренние войска МВД РФ, является участие совместно с органами внутренних дел России в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения. Выполнение внутренними войсками данной задачи предполагает их участие в предотвращении, выявлении и пресечении террористических акций, в том числе их участие в контртеррористических операциях. Учитывая тот факт, что объектами террористических актов являются, в том числе, сотрудники правоохранительных и контролирующих органов, а также судьи, законодательством предусмотрены правовые меры их защиты.

   Так, Федеральный закон от 20 апреля 1995г. ««О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов » по состоянию на 29 июня 2004г. обязывает применять меры безопасности в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, а также их родственников. Данный нормативный акт определяет лиц, подлежащих государственной защите. В целях обеспечения безопасности указанных лиц милиция обязана применять и другие необходимые меры в рамках реализации полномочий,  предусмотренных законом о милиции.

   Законом Российской Федерации от 11 марта 1992г. «О частной детективной деятельности в Российской Федерации» (по состоянию на 07.02.2011 года) определено предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность,  содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. На возмездных договорных условиях в целях защиты законных прав и интересов клиентов при угрозе террористического характера предоставляются: защита жизни и здоровья граждан, обеспечение порядка в местах массового скопления народа и т.п.28

   Анализируя  федеральное законодательство, направленное на противодействие терроризму, нельзя не упомянуть о проблеме определения сущности терроризма. Казалось бы, усложненные определения соответствуют сложности терроризма, как одного из социальных явлений, а конкретизации могут подлежать лишь формы его проявления, различающиеся  в разных условиях места и времени. Для последних и вырабатываются операциональные определения, закрепляемые в разных правовых актах, в том числе статьях уголовного кодекса. Однако криминологические и социально-правовые исследования в России показывают, что, если не определен содержательный отличительный признак терроризма от  социально-негативных явлений, характеризуемых в правовых актах как преступления террористического характера. Порой акты терроризма трудно разграничивать с хулиганскими действиями (ст. 213 УК РФ), грубо нарушающими общественный порядок, вандализмом (ст. 214 УК РФ), убийством (ст. 105 УК РФ). Убийство государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) из-за мести за его конкретную государственную или иную политическую деятельность тое рассматриваемой с точки зрения трудно оценить как проявление терроризма.

   Важнейшим правовым средством борьбы с терроризмом  является уголовное законодательство. В соответствии с уголовным законодательством, по характеру и степени общественной опасности терроризм относиться к категории тяжких, а при наличии обстоятельств, отягчающих наказание, особо тяжких преступлений. По этой причине УК РФ предусматривает уголовную ответственность за это преступление в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет, а при отягчающих обстоятельствах от 15 до 20 лет или пожизненное лишение свободы. За действия террористического характера, предусмотренные статьями 206, 207, 208, 211, 277, 360 УК РФ, законодатель определяет наказание от штрафа до пожизненного лишения свободы.

   Законодательством предусматривается система мер  по предотвращению терроризма. В числе их имеются и непосредственно уголовно-правовые. В соответствии со ст. 31 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности при добровольном отказе от совершения любого преступления, в том числе и терроризма. Условия освобождения, в соответствии со ст. 31 УК РФ, полностью распространяются и на терроризм.

   Вводя в примечание к ст. 205 УК РФ особые основания освобождения от уголовного наказания, законодатель стремиться использовать дополнительные меры предотвращения террористических актов. Самое значительное различие добровольного отказа (ст. 31 УК РФ) и особых оснований освобождения от ответственности (примечание к ст. 205 УК РФ) заключается в том, что освобождение лица, участвующего в подготовке теракта, согласно примечанию к ст.205 УК РФ, возможно как при добровольном, так и вынужденном «сотрудничестве» террориста с органами власти или выполнении других, предупреждающих теракт, действий.

      Спорным в юридической науке остается вопрос о том, возможно ли освобождение от ответственности за терроризм, если террористом уже совершено другое преступление. По мнению некоторых комментаторов ст. 205 УК РФ, в этом случае допустимо освобождение от ответственности за терроризм, а виновный отвечает лишь за второе преступление29. Другие авторы, напротив, считают, что если террорист совершил второе преступление, то освобождение от ответственности за терроризм в соответствии с примечанием к ст. 205 УК РФ вообще невозможно30.

   Представляется, что вопрос следует решать дифференцированно: если лицо, добровольно отказалось от акта терроризма и способствовало его предотвращение, но совершило другое преступление, то оно отвечает лишь за это второе преступление. Если лицо вынуждено способствовало предотвращению терроризма (например, будучи задержанным), совершив другое преступление, то оно не может быть освобождено от ответственности ни за терроризм, ни за другое преступление.

   Уголовное законодательство постоянно развивается. Так, федеральным законом от 24 июля 2002г. № 103-ФЗ в УК РФ была включена ст. 205.1. «вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению».

   Анализируя  причины и основные понятия терроризма в современной России, многие исследователи указывают не необходимость совершенствования антитеррористического законодательства. Охватить единой, общей уголовно-правовой нормой такое сложное, многоплановое явление, как терроризм, в принципе не представляется возможным. Характеризовать же, как терроризм (ст. 205 УК РФ) криминальные действия, которые не исчерпывают собой всего комплекса преступных акций террористического характера, не логично, ведь и посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), и захват заложников (ст. 206 УК РФ), и нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ), входят в общий достаточно широкий круг криминальных действий, относящихся к терроризму. Что касается уголовнонаказуемых деяний, перечень которых содержаться в статье 205 УК, то они,  по мнению ряда ученых, скорее образуют такой состав преступления террористического характера, как использование особо опасных общественных способов (методов) терроризма.

   Недаром генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка справедливо замечает, что даже самые лучшие законы при их неэффективности их исполнения бессильны в борьбе с терроризмом. Поэтому наряду с совершением законодательной базы требуется также выделение государством надлежащих сил и средств для целенаправленного и постоянного контроля за соблюдением законодательства в сфере противодействия терроризму. Только продуманная, постоянно совершенствуемая система государственных институтов способна выполнить сложную задачу обеспечения безопасности в ситуации потенциальной угрозы терроризма.

   В последнее время заметна трансформация  целевых установок террористов. Нередко они совершают террористические акты, не выдвигая при этом никаких  требований и не беря на себя ответственность  за совершенные преступления. Задача – нанести как можно больший ущерб, не считаясь  с человеческими жертвами, посеять панику в обществе, вызвать у людей  неверие в способность властей контролировать ситуацию и обеспечить спокойную  и безопасную жизнь граждан. Особого внимания заслуживают и психологические аспекты  проблемы терроризма. Среди личностных характеристик лиц, которые служат причиной обращения к террористической  деятельности можно отметить: причины психопатического характера; мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придание своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения, обезличивания, стандартизации; корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться с ними (кого-то просто нанимают для совершения террористических актов); очень часто терроризм является результатом «железного» убеждения в обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом  «спасения» своего народа или даже всего человечества «идейный абсолютизм».      

   Тем не менее, следует заметить, что корни терроризма лежат не столько в психологии, сколько в политических, экономических и иных социальных отношениях. И террористической деятельностью люди занимаются не в силу психологических аномалий (хотя они, как было отмечено выше, имеют место). Важнейшими причинами являются все же аномалии политические, территориальные, идеологические, религиозные.  

    1. Проблемы  практического противодействия  террористической деятельности

     В настоящее время в России проводиться  работа по противодействию  терроризму. Многие российские ученые и сотрудники правоохранительных органов справедливо полагают, что меры по предупреждению, нейтрализации причин и условий проявлений терроризма гораздо важнее перечисления террористических акций и наказания лиц, их совершивших. Именно в этом заключены главные механизмы нейтрализации этого явления и его сдерживания в условиях глобализации сообщества.

     Реализованная террористическая акция несет в  себе такие масштабные следствия  политического, социального, экономического, правового и нравственного характера, что, если даже и была успешно проведена операция по ее локализации и захвату террористов, все-таки эта операция еще не может компенсировать причиненный вред и оцениваться положительно, так как многое свидетельствует об упущенных возможностях предотвращения акции в самом зародыше.

     Часто у нас или появляется завышенная самооценка действий, или все завершается  набором дежурных или дипломатических  фраз отдельных должностных лиц  в средствах массовой информации, исключающих глубокий бескомпромиссный  анализ причин и условий, способствовавших осуществлению теракта. Такая «дипломатическая болезнь» присуща многим органам и должностным лицам. Немало тому примеров, когда «активность» противодействия терроризму со стороны законодателей и органов внутренних дел, организация их работы по комплексному решению задач,  упреждающих преступления, в том числе и террористического характера, и целенаправленная профилактика лишь после совершившихся фактов с тяжелыми последствиями. Например, после кровавых событий в августе – сентябре 2004г., уже в середине сентября  в печать вышел журнал «Российская Федерация сегодня» № 18, посвященный анализу и оценки произошедшим террористическим акциям. «Трагические события заставили парламент срочно прервать свои каникулы. Россия хоронила, оплакивала своих сыновей и дочерей – жертв кровавых преступлений. Две авиакатастрофы и интервалом в несколько минут, взрыв на Каширском шоссе, у метро «Рижская». Апофеозом боли, страдания, кошмара стал Беслан, а точнее, средняя школа в торжественный День знаний. Через какие-то минуты светлый праздник превратился в ад, обновленное здание  - в застенок. Заложниками бандитов стали больше тысячи детей и взрослых. Свыше трех сотен из них приняли мученическую смерть. Разные обстоятельства гибели невиновно павших.

     Статика за последние 15 лет показывает, что  террористические акты как происходили, так и продолжают происходить, причем с каждым годом они становятся более масштабными.

     Взрыв на Черкизовском рынке в Москве (14 погибших).

     Взрыв в ресторане быстрого обслуживания Макдоналдс в Санкт-Петербурге. Пострадали шесть человек, среди них двое детей. В марте 2007 года были арестованы шестеро подозреваемых в этом преступлении. Ими оказались молодые люди, жители Петербурга, участники различных националистических и экстремистских группировок. Позднее число подозреваемых сократилось до четырёх. В январе 2009 года городской суд Санкт-Петербурга вынес приговор обвиняемым. Один из подсудимых был полностью оправдан. Трое других были признаны виновными. Суд приговорил двоих из них к 6 и 15 годам лишения свободы, а третьего – к условному наказанию).

     Подрыв  железнодорожного полотна Москва-Санкт-Петербург (60 человек пострадали). Крушение поезда «невский экспресс» (28 чел. погибли).

     Террористка-смертница  взорвала маршрутное такси во Владикавказе, Северная Осетия (12 человек погибли).

     Теракт  в Назрани (25 человек погибли).

     Взрывы  на станции метро «Лубянка» и  «Парк Культуры» (погибло 40 человек).

     Взрыв в аэропорту Домодедово, подрыв канатного  моста на Эльбрусе и другие террористические акты (приложение 1).

     Постоянно задаются вопросы, а на встревоженных лицах россиян одни и те же: «Кто виноват? Что делать?31».

     Ответы  на эти вопросы можно искать веками, но прежде всего нужно ответить на вопрос: «Почему стало возможным осуществление террористических актов на территории Российской Федерации?»

     Правовое  регулирование антитеррористической деятельности является важнейшей предпосылкой успешного противодействия как  внутригосударственному, так и международному терроризму. Правовую основу  борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный Закон от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ «О полиции» и другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Указы Президента РФ, Постановления и распоряжения  Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти. ФЗ «О противодействии терроризму» определяет  правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, порядок координации  деятельности  осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.32

Информация о работе Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации