Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Все вышеизложенное определило выбор темы данного исследования и говорит о несомненной актуальности данной темы. Цель исследования – углубленное и всестороннее рассмотрение понятия терроризм, состава преступления - террористический акт, а также других преступлений террористического характера и выявление проблем борьбы с терроризмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Терроризм – глобальная проблема современности………………………..…6
1.1. История развития терроризма в России………………………………….…6
1.2. Понятие терроризма и действий террористического характера в
Российской Федерации………………………………………………………….12
1.3. Виды терроризма и действий террористического характера………...…. 24
2. Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации………………………………………..…..34
2.1. Проблемы совершенствования законодательной базы противодействия терроризму и действий террористического характера………………………..34
2.2. Проблемы практического противодействия террористической деятельности………………………………………………………………….… 45
Заключение……………………………………………………………………… 57
Глоссарий………………………………………………………………………...62
Список использованных источников …

Работа содержит 1 файл

Уголовная ответственность за терроризм.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

   В 2010г. количество преступлений, зарегистрированных по ст. 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем) увеличилось в 1,5 раза; по ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) в 2 раза; по ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об актах терроризма) зарегистрировано преступлений – на  3 раза больше чем в 2009г.

   Одним из важнейших обстоятельств, определяющих а правовом государстве успех  предупреждения, выявления и пресечения возможных проявлений террористического характера, является создание адекватного социально-политической и криминальной обстановке в стране национального антитеррористического законодательства.

   Нормативно-правовую базу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также правовые акты федеральных органов государственной власти.

   Ст.205.2 «Публичные  призывы к осуществлению  террористической деятельности или публичное оправдание терроризма». Статья введена 27.07.2006 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и Федерального Закона «О противодействии терроризму». Система борьбы с терроризмом основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации.

   Так, статья 2 Конституции формулирует  одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации, определяя, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина означает также обязанность государства создать специальное учреждение по их охране. Это суды, правоохранительные органы и др. Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина пронизывает все содержание Конституции.

   Учитывая  то обстоятельство, что современный  терроризм представляет угрозу не только правам и свободам человека и гражданина, но и целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, Конституция (ст.4) устанавливает, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций.

   Безопасность  Российской Федерации, включающая обеспечение  целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, системой мер экономического, политического, правового, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. 

   Важными являются положения Конституции (ст. 13 ч.5), запрещающие создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства,  создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

   Одним из ключевых прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции (ст. 20), является право на жизнь. Закрепление  в Конституции права на жизнь  требует от государства решительной борьбы с терроризмом и другими преступными посягательствами, в результате которых гибнут люди.

   Учитывая  угрозу, которую представляет терроризм для безопасности личности, общества и государства, Конституция (ст. 71 п. «м») устанавливает, что оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся исключительно в ведении Российской Федерации.

   Вместе  с тем, необходимо отметить, что защита прав человека и гражданина, в том числе и от преступных посягательств, процесс многогранный. Поэтому к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Конституция (ст. 72 п. «б») отнесла также обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон.

   Конституция (ст. 114 ч.1 п. «е») возлагает на Правительство Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

   Особая  роль в сфере правового обеспечения  борьбы с терроризмом принадлежит  Федеральному закону №35-ФЗ от 06 марта 2006г. «О противодействии терроризму». Закон устранил пробелы, имевшиеся в области противодействия терроризму. Он определил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права,  обязанности и гарантии граждан в связи и осуществление борьбы с терроризмом.

   В его 27 статьях раскрываются общие положения, основы организации противодействия терроризму, организационные меры противодействия терроризму, участие вооруженных сил Российской Федерации в пресечении террористических акций и противодействии терроризма, особые правовые режимы, применяемые для  защиты от терроризма, условия проведения контртеррористических операций, ликвидация последствий террористической акции, меры правовой и социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, ответственность за участие в террористической деятельности, контроль и надзор за законностью осуществления противодействия терроризму, заключительные положения.

   Важным  представляется наличие в Федеральном  законе определений, заложивших основу понятийного аппарата. Так, законодательно закреплены следующие понятия: терроризм, террористическая деятельность, международная террористическая деятельность, террористическая акция, преступления террористического характера, террорист, террористическая группа, террористическая организация, контртеррористическая операция, зона проведения контртеррористической операции и заложник, финансирование террористической деятельности, противодействие терроризму, общее противодействие терроризму, мероприятие общего противодействия терроризму, террористическая опасность, зона режима террористической опасности.

   Таким образом, Федеральный закон «О противодействии терроризму» создал законодательную базу противодействия террористической угрозе, формируя условия для совершенствования правовой и социальной защиты участников контртеррористической деятельности, упорядочивая вопросы взаимодействия в этой сфере и ориентируя правоприменительные органы на приоритетное использование профилактических мер борьбы с терроризмом.

   К числу других законодательных актов, составляющих основу борьбы с терроризмом, относятся: ФЗ Российской Федерации от 07 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном» положении по состоянию на 07 марта 2005г., ФЗ РФ от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 3 апреля 1995г. № 40- ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» по состоянию на 07 марта 2005г., Федеральный закон от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» по состоянию на 28 декабря 2010г., Федеральный закон от 6 февраля 1997г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» по состоянию на 05 апреля 2011г., Федеральный закон от 20 апреля 1995г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов » по состоянию на 07 февраля 2011г., Закон РФ от 11 марта 1992г. № 2487-1 «О частной детективной деятельности и охранной деятельности в Российской Федерации» по состоянию на 07 февраля 2011г., ФЗ РФ от 12.01.1996 г. №8-ФЗ редакция от 25.11.2009 года «О погребении и похоронном деле» с изменениями и дополнениями вступившими с 01.01.2010 года (ст.14.1).

   В этом списке особо следует отметить ФЗ Российской Федерации от 07 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции», который является одним из последних, новых, а не измененных российских законодательных актов, принятых на основании всенародного обсуждения, вступившего в действие с 01 марта 2011 года, реформирующий всю старую систему. Который призван в корне изменить работу правоохранительных органов.

   Закон содержит законодательное определение  полиции, что дает в общей форме ясное представление о роли и месте в обществе и государстве. Приоритетными   объектами защиты от противоправных посягательств, к которым, безусловно, относиться терроризм, являющимися смыслом всей полицейской деятельности, названы жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства.

   Закон устанавливает, что первой и, следовательно, приоритетной среди задач, возложенных на полицию, является обеспечение безопасности личности. Обеспечение безопасности личности как важнейшая задача полиции предполагает ее обязанность принимать в пределах предоставленных законом полномочий  исчерпывающие меры к предотвращению, устранению, снижению угрозы конституционно закрепленным правам и свободам человека и гражданина (право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, частной собственности и т.д.), конкретного физического лица, вызываемой преступными деяниями или общественно опасными событиями27.

   В п.17 ст.12 гл. 3 Федерального закона «О полиции» четко прописаны обязанности  полиции в области противодействия  терроризму «… участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а так же в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов…».

   Важным  законодательным актом в сфере  правового регулирования борьбы с терроризмом является Федеральный Закон Российской Федерации от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ «О безопасности».

   Закон определяет понятие безопасности и ее объекты, устанавливает субъектов обеспечения безопасности и средства, которыми она достигается, принципы, законодательные основы и систему обеспечения безопасности.

   Закон определяет, что безопасность –  состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности.

   Правовым  средством борьбы с терроризмом  является Федеральный закон от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности» по состоянию на 28 декабря 2010г., который устанавливает условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

   В законе определено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий допускается на основании судебного решения и при наличии определенной информации.

   Учитывая, что борьба с терроризмом –  комплексная задача, решить которую  невозможно силам одного ведомства (например, МВД), законодательство возлагает эту задачу и на другие правоохранительные органы и спецслужбы.

   Одним из таких законодательных актов  является Федеральный Закон от    3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной  Службы безопасности в Российской Федерации». Закон устанавливает, что органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию … террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционно строя Российской Федерации. Закон обязывает органы ФСБ выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма, а также разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными, а также разрабатывать меры борьбы с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

   Другим  законодательным актом, являющимся составной частью правовой основы борьбы с терроризмом, является Федеральный закон от 27 мая 1996г. № 57-ФЗ «О государственной охране» в редакции от 28 декабря 2010г., который определяет объекты и устанавливает полномочия федеральных органов государственной охраны. Закон определяет основные задачи федеральных органов государственной охраны по борьбе с терроризмом, к которым относятся: участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Информация о работе Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации