Уголовно-правовой анализ террористического акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью нашей курсовой работы является глубокий и всесторонний уголовно-правовой анализ террористического акта как преступления против общественной безопасности.
Для реализации поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Рассмотреть объект террористического акта.
Проанализировать объективную сторону преступления в целом, а также значение каждой ее составляющей.
Изучить признаки субъективной стороны преступления.
Определить субъект данного преступления.
Раскрыть квалифицированные и особо квалифицированные виды террористического акта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1.Анализ объективных признаков террористического акта………………..7
Глава 2. Анализ субъективных признаков террористического акта…………….15
Глава 3. Анализ квалифицированных и особо квалифицированных видов террористического акта…………………….………………………………………18
Глава 4. Анализ примечания к статье о террористическом акте………………...24
Глава 5. Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений………………………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………..32
Список использованных источников………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 79.66 Кб (Скачать)

Совершение террористического  акта организованной группой признается в случаях, когда в ней участвовала устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ).

В отличие от группы лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления, организованная группа характеризуется, в частности, устойчивостью, наличием в ее составе  организатора (руководителя) и заранее  разработанного плана совместной преступной деятельности, распределением функций  между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении  преступного умысла.

Об устойчивости организованной группы может свидетельствовать  не только большой временной промежуток ее существования, неоднократность  совершения преступлений членами группы, но и их техническая оснащенность, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы).

При признании преступлений совершенными организованной группой  действия всех соучастников независимо от их роли в содеянном подлежат квалификации как соисполнительство  без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Если лицо подстрекало  другое лицо или группу лиц к созданию организованной группы для совершения конкретного преступления, но не принимало  непосредственного участия в  подборе ее участников, планировании и подготовке к совершению преступлений (преступления) либо в их осуществлении, его действия следует квалифицировать  как соучастие в совершении организованной группой преступлений со ссылкой  на ч. 4 ст. 33 УК РФ.

2) пунктом "б" ч. 2 ст. 205 УК РФ установлена ответственность за террористический акт, повлекший по неосторожности смерть человека. Субъективная сторона террористического акта, повлекшего по неосторожности смерть человека характеризуется двумя формами вины (ст.27 УК РФ) – прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к смерти человека. Состав является материальным и будет оконченным только при наступлении смерти человека.

Однако в данных условиях возникает проблема: террористический акт, то есть взрывы, поджоги или иные особо опасные действия, может совершаться только с прямым умыслом, что по логике исключает неосторожное отношение к наступающим от названных особо опасных действий последствиям. В связи с этим мы считаем целесообразным исключить квалифицирующий признак - причинение по неосторожности смерти человека (п. «б» ч. 2 ст. 205 УК РФ), а включить в качестве такового — причинение тяжкого вреда здоровью.

3) к квалифицированному составу преступления, предусмотренному п. "в" ч. 2 ст. 205 УК РФ, относится совершение террористического акта, в результате которого причинен значительный имущественный ущерб либо наступили иные тяжкие последствия. Этот состав также относится к категории материальных составов. Понятие значительного имущественного ущерба оценочное. Наличие этого признака устанавливается в каждом конкретном случае исходя из размера ущерба, его объема, значимости и т.д.

Иными тяжкими последствиями  являются, например, причинение вреда здоровью многих людей, массовые заболевания людей заразными болезнями, причинение крупного материального ущерба, длительные остановки в работе транспорта, серьезное нарушение деятельности предприятий и организаций, химическое или радиоактивное заражение окружающей среды, обострение межнациональных отношений и т.п. В отличие от ч. 1 ст. 205 УК РФ преступление окончено только при наступлении указанных последствий.  

Решая вопрос о квалификации террористического акта, повлекшего причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в п. "в" ч. 2 ст. 205 УК РФ не указано психическое отношение виновного к последствиям. Это означает, что такое отношение может выражаться и в неосторожности, и в умысле. Поэтому следует сделать вывод о том, что при совершении террористического акта и причинении значительного имущественного ущерба или наступлении иных тяжких последствий независимо от психического отношения к ним виновного дополнительной квалификации по статьям Особенной части УК РФ, устанавливающим ответственность за совершение соответствующих преступлений, например за умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ), не требуется.

Особо квалифицированные  виды террористического акта предусмотрены ч. 3 ст. 205 УК РФ. К их числу относятся:    1) совершение террористического акта, сопряженного с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 205 УК РФ. Данное деяние представляет особую опасность в силу специфических свойств предмета посягательства либо используемых средств совершения преступления. В обоих случаях речь идет о разрушительных свойствах физических источников, способных в считанные минуты причинить тяжкий вред на значительной территории и большому количеству людей.       Под объектами использования атомной энергии в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" понимаются объекты, эксплуатирующие атомную (ядерную) энергию в штатном режиме, например атомные станции, суда, атомные ледоколы, электростанции, космические аппараты, сооружения и комплексы с ядерными реакторами, а также объекты хранения, производства, переработки радиоактивных материалов (склады ядерного оружия, научно-производственные объединения, сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами и т.д.). Посягательство на объекты использования атомной энергии означает совершение действий, имеющих целью их уничтожение или выведение из строя независимо от того, достигнута эта цель или нет.  

Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Совершение террористического акта с использованием ядерных материалов может означать эксплуатацию поражающих факторов ядерного взрыва при применении портативного ядерного боеприпаса малой мощности. Возможно также использование так называемой грязной бомбы, что может привести к радиоактивному заражению местности.

Радиоактивные вещества – это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. При применении радиоактивных веществ (например, полония, прометия, радия) возможно причинение смерти или вреда здоровью как одного, так и множества лиц, радиоактивное заражение местности.

Стоит также отметить, что  незаконное приобретение либо хищение ядерных материалов или радиоактивных веществ, предшествующее совершению террористического акта, подлежит квалификации по совокупности со ст. ст. 220, 221 УК РФ.

К источникам радиоактивного излучения относятся комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

2) Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 321 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму» был введен особо квалифицирующий признак — умышленное причинение смерти человеку (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ). Это фактически означает, что совершение убийства при террористическом акте не требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ и не образует совокупности преступлений. При таком подходе два умышленных деяния, предусмотренных самостоятельными нормами УК РФ, объединяются в одно. С нашей точки зрения, подобное решение вопроса представляется дискуссионным и, кроме того, данный подход законодателя, думается, не будет способствовать усилению противодействия преступлениям террористического характера. В этой связи необходимо отметить наличие определенной парадоксальной ситуации, когда санкция статьи Особенной части УК РФ за убийство при отягчающих обстоятельствах предусматривает наказание в виде смертной казни, а за такое же убийство, имевшее место при совершении террористического акта, и плюс за сам террористический акт такое наказание не предусмотрено.

По нашему мнению редакция данной нормы сформулирована с нарушением требований законодательной техники. Буквальное толкование этой нормы приводит к выводу о наличии в данной уголовно-правовой норме состава убийства (ст. 105 УК РФ). Тем более что в ч. 1 ст. 205 УК РФ речь идет не об опасности умышленного причинения смерти, а о гибели человека. Поэтому редакцию п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ целесообразно скорректировать с учетом содержания ч. 1 ст. 205 УК РФ и изложить следующим образом: - «Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если они повлекли гибель человека».

Таким образом, определив  все квалифицированные и особо  квалифицированные составы теракта, предусмотренные частями 2 и 3 ст. 205 УК РФ, мы сделали выводы о том, что  особенностью данных видов преступлений является то, что в их содержание помимо признаков основного состава входят и дополнительные (квалифицирующие) признаки. Их содержание разнообразно и имеет отношение к различным элементам состава преступления. Законодатель выделяет уголовно-правовое значение отдельных (особых, специальных) обстоятельств террористического акта, не вошедших в содержание элементов его основного состава: субъекта - п. «а» ч. 2; объекта – п «а» ч. 3; объективной стороны – п. «б», «в» ч. 2, п. «б» ч.3; субъективной стороны – п. «б» ч. 2 и ч. 3 ст. 205 УК РФ. Кроме того, дискуссионным и, на наш взгляд, несправедливым в данной главе является вопрос о квалификации теракта, повлекшего умышленное причинение смерти человеку, которая не предусматривает применение их совокупности. Мы считаем, что это явный пробел в праве, который нуждается в немедленном изменении в пользу ужесточения наказания за данное преступление в виде совокупности двух статей Особенной части УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ПРИМЕЧАНИЯ К СТ. 205 УК РФ

 

Статья 205 УК РФ содержит примечание, предусматривающее возможность освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Это поощрительная норма, направленная на предупреждение и предотвращение террористических актов. Она предоставляет возможность лицу добровольно отказаться от совершения террористического акта без боязни быть привлеченным к уголовной ответственности, а соответствующим правоохранительным органам реализовывать данное право в рамках уголовного закона.

Интересным, важным и дискуссионным фактом является определение момента распространения примечания на индивидуально действующее лицо и на лицо, действующее в составе группы. Одни ученые считают, что положения примечания к ст. 205 УК РФ могут быть реализованы в тех случаях, когда террористический акт готовится несколькими лицами и одно из них принимает решение об отказе участвовать в совершении преступления. Если же террористический акт готовился одним лицом, освобождение от уголовной ответственности при отказе от преступления может быть осуществлено на основании ст. 31 УК РФ.

Другие ученые придерживаются мнения о том, что примечание распространяется как на индивидуально действующее  лицо, так и на лицо, действующее в составе группы. Они считают необоснованно высказанным мнение об ограничении применения примечания в отношении единоличной подготовки к акту терроризма. Предусмотренный ст.31 УК РФ добровольный отказ от совершения преступления как институт Общей части носит универсальный характер, т.е. распространяется на все случаи совершения преступления, кроме тех, которые специально оговорены в Особенной части. Примечание к ст. 205 УК РФ обладает статусом специального вида освобождения от уголовной ответственности, предусмотренного Особенной частью Кодекса. При соблюдении соответствующих условий оно распространяется на всех лиц, причастных к совершению именно этого преступления. В данном случае мы имеем дело с конкуренцией общей (ст.31) и специальной (примечание к ст. 205) нормы Уголовного кодекса, которая разрешается по правилам квалификации в пользу специальной нормы. Мы считаем вторую позицию более предпочтительной.

Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности  наступает как при пассивной (непродолжение  подготовки акта), так и при активной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке, сообщение о намечающемся акта соответствующим органам и т.д.). При групповой подготовке террористического акта отказ одного из соучастников (кроме исполнителя) возможен только в активной форме.

Согласно закону освобождение лица от уголовной ответственности  возможно при наличии обязательных условий. Первое условие освобождения от уголовной ответственности - это своевременность сообщения о готовящемся террористическом акте. Предупреждение органов власти следует считать своевременным, если оно сделано до начала совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность наступления последствий, указанных в ч. 1 ст. 205, чтобы органы власти имели реальную возможность предотвратить террористический акт, т. е. чтобы у органов власти имелось время для принятия соответствующих мер для предотвращения преступления.      Следующее условие заключается в предупреждении указанного в законе адресата, т.е. в предупреждении именно органов власти. Органы власти – это любые государственные и общественные органы, имеющие отношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и предотвращению чрезвычайных происшествий. Формально закон не ограничивает виды органов власти, которые следует предупредить о готовящемся преступлении. Поэтому выполнением данного условия следует считать обращение в любые органы власти. Последние же должны или сами предпринять соответствующие меры, или при отсутствии такой возможности сообщить о преступлении в те органы власти, которые такие меры могут предпринять. В то же время при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности следует учитывать и конкретные обстоятельства осуществления предупреждения. Так, если виновный обращается с предупреждением о готовящемся преступлении в поселковый совет, заведомо зная, что это не приведет к предотвращению преступления, так как сам совет не обладает возможностью предотвратить преступление, а передать информацию в компетентные органы он не в состоянии, поскольку отсутствует связь, такое предупреждение нельзя будет признать своевременным.          Иное способствование предотвращению акта терроризма может выражаться  в выполнении виновным любых действий, имеющих цель недопущения террористического акта. Среди них можно выделить следующие действия или бездействия лица: недоставление в условленное место взрывного устройства, передача участникам террористического акта информации о его отмене, разоружение участников террористического акта, изъятие или разрядка взрывного устройства, увод людей с места совершения преступления  или предупреждение их о возможном взрыве, поджоге и т.п.

Информация о работе Уголовно-правовой анализ террористического акта