Уголовно-правовой анализ террористического акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью нашей курсовой работы является глубокий и всесторонний уголовно-правовой анализ террористического акта как преступления против общественной безопасности.
Для реализации поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Рассмотреть объект террористического акта.
Проанализировать объективную сторону преступления в целом, а также значение каждой ее составляющей.
Изучить признаки субъективной стороны преступления.
Определить субъект данного преступления.
Раскрыть квалифицированные и особо квалифицированные виды террористического акта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1.Анализ объективных признаков террористического акта………………..7
Глава 2. Анализ субъективных признаков террористического акта…………….15
Глава 3. Анализ квалифицированных и особо квалифицированных видов террористического акта…………………….………………………………………18
Глава 4. Анализ примечания к статье о террористическом акте………………...24
Глава 5. Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений………………………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………..32
Список использованных источников………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 79.66 Кб (Скачать)

Иные действия – это различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, как и при взрыве или поджоге. Под иными действиями понимаются, например, устройство производственной аварии или катастрофы, крушение поезда, разрушение зданий, культурных  или религиозных сооружений, производство массового отравления, нарушение технологических либо производственных процессов, отравление источников питьевого водоснабжения, использование радиоактивных, ядовитых, сильнодействующих веществ, применение химического, биологического, бактериологического оружия в отношении персонально неопределенных групп граждан и другие аналогичные действия. К примеру, некие А. и К. обратились в администрацию одного из субъектов Федерации с требованием предоставить им  в условленное время 1 млн. долларов. В противном случае они угрожали отравить ртутью водозаборные сооружения, откуда город снабжался водой. При задержании у них была обнаружена трехлитровая банка с ртутью.

Необходимо отметить, что  для определения состава террористического акта очень важным является установление признаков, характеризующих действия, образующие объективную сторону преступления. К таким характеристикам относятся, прежде всего, то, что указанные действия устрашают население. Этот признак означает, что террористический акт вызывает у населения чувство тревоги за свое здоровье и свою жизнь, жизнь близких людей, за сохранность имущества, за наличие возможности вести нормальный, устоявшийся, отлаженный образ жизни. Устрашение населения является объективной характеристикой, присущей террористическому акту, поскольку он проявляется в посягательстве на основные объекты, составляющие состояние безопасности.

Кроме того, террористический акт создает опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий. Указанная опасность должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае на основе обстоятельств о месте, времени, способе совершения преступления и других обстоятельств дела, например данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, совершении взрыва в условиях повышенной опасности (к примеру, в тоннеле метро) и т.д.

Опасность гибели человека означает наличие угрозы жизни хотя бы одного лица.

Значительность  имущественного ущерба также относится к понятиям, подлежащим оценке с учетом конкретных условий причинения ущерба. Определение размера причиненного имущественного ущерба зависит от объема стоимости этого ущерба с учетом реальной значимости уничтоженных или поврежденных материальных ценностей. В частности, при установлении значительности ущерба следует учитывать его характер, размер, значимость утраты для конкретного региона и последствия, которые мог вызвать ущерб (к примеру, парализация деятельности транспорта, отключение систем обогрева зимой в результате вывода из строя системы электроснабжения).

Иные тяжкие последствия – это сопоставимые и равнопорядковые со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия. К иным тяжким последствиям можно отнести причинение лицу смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, серьезное нарушение нормальной деятельности учреждений и организаций, органов власти и управления, транспорта, заражение местности, распространение эпидемий, дестабилизацию обстановки, угрозу причинения вреда здоровью людей и т.д. Как и перечисленные выше факторы, иные тяжкие последствия - понятие оценочное, определяемое с учетом всех обстоятельств дела. Следует отметить, что реальное причинение легкого вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием «иные тяжкие последствия», следует рассматривать как элемент «создания опасности гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий».

Немаловажно выделить и то, что состав данного преступления формальный. При совершении акта терроризма в виде производства взрыва, поджога, иных действий преступление является оконченным с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий. Однако состав преступления будет иметь место только в том случае, если указанные выше действия создавали реальную угрозу наступления общественно опасных последствий, указанных в законе. Поэтому, например, осуществление взрыва в безлюдной местности, когда отсутствовала опасность гибели людей, и т.д. не может быть расценено как террористический акт.      А теперь поговорим о втором виде действий террористического акта. Выделение угрозы совершения действий обусловлено двумя факторами. Во-первых, необходимостью криминализации случаев совершения «предупреждающих» взрывов, поджогов и иных подобных действий, в результате которых не создается опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, но которые по мысли виновных лиц предназначены продемонстрировать реальность их намерений. И, во-вторых, необходимостью усиления ответственности за терроризм путем переноса момента окончания преступления с фактически совершенных действий на более ранний – высказывание соответствующей угрозы.  

Под угрозой совершения названных в ч. 1 ст. 205 УК РФ действий следует понимать психическое воздействие на органы власти или людей в форме высказывания намерения совершения взрыва, поджога или иных подобных действий, совершаемое в определенных целях.     

Способ выражения угрозы может быть различным: письмо, сообщение по телефону, по Интернету, лично высказанная угроза и т.д. Однако состав преступления в виде угрозы будет только тогда, когда виновный имел возможность ее реально осуществить. В противном случае при наличии к тому оснований речь может идти не о террористическом акте, а о заведомо ложном сообщении об акте терроризма. Именно реальность намерения, объективизировавшаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от высказывания в форме обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер. К примеру, как террористический акт в форме угрозы следует расценивать действия неизвестного (неизвестных), который в 7 часов 37 минут утра позвонил по телефону 02 и заявил, что на крыше коммерческого павильона у платформы № 1 Балтийского вокзала Санкт-Петербурга заложена бомба. Специалисты в указанном месте действительно обнаружили банку с 400 г. тротила с вставленной в нее железной трубкой, к которой была прицеплена записка. В ней содержалось требование закрыть АЗС ТОО «Лилит» и доставить в определенное место 100 тыс. долларов. В противном случае неизвестный грозился произвести ряд террористических актов на поездах типа ЭР-200.  При этом необходимо подчеркнуть, что фактическое же причинение физического вреда, имущественного ущерба и т.д. выходит за рамки основного состава терроризма и либо образует признаки квалифицированных составов терроризма, либо квалифицируется по совокупности ст. 205 и соответствующих статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за эти деяния.

Вопрос о составе данного  преступления в виде угрозы совершения названных действий является дискуссионным. Некоторые высказывают мнение о том, что он является формальным составом преступления. В этом случае деяние будет окончено с момента доведения содержания угрозы до других лиц. К примеру, случай, когда четверо преступников потребовали от органов исполнительной власти города выплатить им 15 тыс. долларов, угрожая в противном случае совершить взрыв, создающий опасность гибели людей и причинения значительного имущественного ущерба является оконченным составом терроризма. Другие же придерживаются позиции о том, что угроза наступления последствий уже есть соответствующее объективное изменение в окружающем мире, и поэтому они есть не что иное, как последствия совершенных действий. Следовательно, данное преступление относится к числу материальных составов преступлений. Например, преступник, будучи неудовлетворенным условиями своей жизни и социальной политикой, проводимой правительством, имея намерения покончить жизнь самоубийством, решил одновременно совершить акт терроризма. Однажды вечером он вошел в собор со взрывным устройством и передал дежурившему работнику полиции письмо со своими требованиями к органам власти. При этом он демонстрировал взрывное устройство и угрожал взрывом в случае неудовлетворения его требований, но, в конечном счете, был задержан сотрудниками полиции. В этом примере налицо оконченный состав терроризма. Мы же, как и многие ученые, считаем возможным до преодоления противоречий относить данный вид преступления к числу формально-материальных составов преступления. А процессе восполнения данного пробела помнить, что неоправданно совмещать в ст. 205 УК РФ две разные формы поведения, обладающие несопоставимой степенью общественной опасностью: а) активные — собственно террористический акт, б) угрозу его совершения. С учетом изложенного, мы предлагаем в будущем выделить угрозу совершения террористического акта в качестве самостоятельной статьи 205.3 УК РФ «Угроза совершения террористического акта».

Таким образом, рассмотрев все объективные признаки террористического акта можно сделать вывод о том, что основным объектом преступления является общественная безопасность, нормальное функционирование органов власти; а объективная сторона террористического акта включает в себя выполнение одного из альтернативных действий из неисчерпывающегося (открытого) перечня, характеризующихся признаками, закрепленными в статье. Спорной в данной главе является проблема определения вида состава преступления в виде угрозы совершения действий, что затрудняет определение достаточных и необходимых признаков, входящих в объективную сторону и, следовательно, в конструкцию всего состава преступления. Это, в свою очередь, ведет к ошибкам в квалификации данного преступления. Нам представляется необходимым немедленно внести ясность в этот дискуссионный вопрос, и мы считаем более верным вариант отнесения таких преступлений к преступлениям с формальным составом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

 

Субъективная  сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Виновный осознает, что совершает взрыв, поджог и т.д., т.е. осознает общественную опасность совершаемых им действий, предвидит возможность или неизбежность указанных в ч. 1 ст. 205 УК РФ последствий и желает их наступления.       

Целью террористического акта является оказание воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями. Оно выражается в намерении виновного понудить их к совершению действий, нужных и выгодных для террористов, ради которых они применяют столь изощренные способы, создание такой ситуации, когда органы власти вынуждены принимать незаконные или невыгодные решения ради обеспечения безопасности граждан и общества.

В соответствии со ст. 3 Конституции  РФ к органам власти следует отнести  органы государственной власти и  органы местного самоуправления любого уровня.

К международным организациям следует отнести как правительственные, так и неправительственные организации, поскольку в этом аспекте закон  ограничений не устанавливает.

До недавнего  времени  в юридической литературе цель террористического  акта нередко связывалась с адресностью  его направленности или угрозы. Так, например, утверждалось, что насильственные действия без открытого предъявления требований не могут считаться терроризмом [12]. Но события 11 сентября 2001 года заставили отказаться от таких представлений и оговорок: никаких требований в связи с совершением чудовищных террористических актов не было предъявлено со стороны определенных террористических организаций либо отдельных террористов.

Вместе с тем следует  отметить, что законодательное определение  цели террористического акта является неоправданно узким и не всегда соответствует  реальным целям террористического акта. К сожалению, эта цель ограничена стремлением оказать воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями. Российская практика же пока знает больше террористических актов иного рода (например, убийства предпринимателей и др.) и, следовательно, круг адресатов воздействия террористов требует расширения.

Говоря о цели террористического  акта как признаке субъективной стороны  этого преступления уместно подчеркнуть, что Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, одобренная 49 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 года указывает: «Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или конкретных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание».

Важно отметить и то, что  отсутствие специальной цели исключает наличие состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. Так, например, совершение поджога автомашины из чувства мести следует квалифицировать по ч. 2 ст. 167 УК РФ. Если целевым назначением деяния является нанесение ущерба экономической системе Российской Федерации, преступление следует квалифицировать не как террористический акт (ст. 205 УК РФ), а как диверсию (ст. 281 УК РФ).

Мотивы, которыми руководствуются  виновные лица, не являются конструктивными  признаками терроризма и поэтому  на квалификацию содеянного не влияют. По своей мотивационной характеристике терроризм может подразделяться на политический, националистический, религиозный, корыстный и т.п.

Субъект преступления, предусмотренного статьей 205 УК РФ - вменяемое лицо, достигшее возраста четырнадцати лет. В ч. 2 ст. 205 УК РФ в качестве квалифицированного вида террористического акта предусмотрено его совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Поэтому по ч. 1 ст. 205 УК РФ квалифицируются либо действия террориста-одиночки, либо террористические действия группы лиц без предварительного сговора, когда все участники выступают в качестве исполнителей (ч.1 ст.35 УК РФ).

Таким образом, проанализировав  субъективные признаки террористического  акта, мы пришли к выводу о том, что субъект данного преступления общий, достигший возраста 14 лет, совершивший террористический акт в форме прямого умысла со специальной целью. Спорным в этой главе стал вопрос об узком, по нашему мнению, законодательном определении цели террористического акта. В уголовном законе цель определена лишь двумя возможными действиями – воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями, что в настоящее время при многообразии желаний и стремлений террористов представляется явно недостаточным. Поэтому мы считаем необходимым расширить круг объектов, являющихся целью воздействия террористов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ И ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВИДОВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

 

Ответственность за квалифицированные виды террористического акта предусмотрена ч. 2 ст. 205 УК РФ. Квалифицирующими признаками являются следующие:

1) пункт "а" ч. 2 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Террористический акт признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали два или более лица, обладающих признаками субъекта преступления, заранее (до момента совершения взрыва, поджога или иных действий, либо угрозы совершения таких действий) договорившихся о совместном совершении преступления. Каждый из участников полностью или частично выполняет объективную сторону состава преступления, т.е. они являются соисполнителями. Не образуют группы лиц, например, пособник и исполнитель. А также если в группе выделяются организаторы, пособники и подстрекатели, которые не принимают непосредственного участия в совершении террористического акта, то содеянное требует дополнительной ссылки на ст. 33 УК РФ.

Информация о работе Уголовно-правовой анализ террористического акта