Уголовно-правовые и криминологические аспекты взяточничества как коррупционного преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 05:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы. Целью дипломной работы заключается в изучении, анализе и оценки уголовно-правовых и криминологических аспектов взяточничества как проявления коррупционного преступления.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение понятия взятки и взяточничества;
рассмотрение понятия коррупционного преступления;
изучение соотношения взяточничества и коррупционного поведения;
изучение оснований для освобождения от уголовной ответственности при даче взятки;
изучение уголовно-правовой характеристики взяточничества;
рассмотрение отличий взяточничества от коммерческого подкупа и незаконного вознаграждения;
изучение криминологической характеристики взяточничества;
изучение социологической характеристики взяточничества .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА, КАК КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ......................................................7
1.1 Понятие взятки и взяточничества...................................................................7
1.2 Понятие коррупционного преступления.. ...................................................17
1.3 Соотношение взяточничества и коррупционного поведения....................28
1.4 Освобождение от уголовной ответственности при даче взятки................37
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА... ........................................... .........................................43
2.1 Уголовно-правовая характеристика взяточничества.. ...............................43
2.2 Отличие взяточничества от коммерческого подкупа и незаконного вознаграждения. ........................................... ................................................52
2.3 Криминологическая характеристика взяточничества.. ..............................58
2.3 Социологическая характеристика взяточничества . ..................................64
Заключение .. ........................................... ........................................... ...............76
Список использованных источников.. ........................................... ...............82

Работа содержит 1 файл

дипломная 2012.doc

— 631.50 Кб (Скачать)

    Словарь Даля приводит массу пословиц на нашу тему. Среди них: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий», «В суд ногой – в карман рукой», «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос» [17, с. 223]. История русской литературы полна образами мздоимцев и лихоимцев. Взяточник – дежурный персонаж пьес и журналов эпохи Екатерины Великой. Вся классическая литература: Гоголь, Некрасов, Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин, Чехов и многие другие авторы обращаются к этой вечной теме, часто помещая взятку и взяточника в центр сюжета. В советской литературе образ взяточника уходит на второй план, однако эта метаморфоза задана идеологически, ибо в космосе советской идеологии взятка – изживаемое наследие проклятого прошлого [16, с. 26].

     Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть само по себе, вне связи с другим преступлением. Следовательно, они находятся относительно друг друга в положении, при котором отсутствие дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этой взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более опасное деяние, которое относится к категории тяжких преступлений. Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что она резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления должностными лицами своих служебных полномочий и нарушает интересы государственной службы. Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан Построение правовой демократии и формирование зрелого гражданского общества: надежный способ оттеснить взятку на периферию общественной жизни, превратить взяточника из «хозяина жизни» в презираемого жулика, которого сторонится каждый уважающий себя человек. 
 

      1.2 Понятие коррупционного преступления 
 

      Корру́пция  (от лат. corrumpere  - «растлевать»)  - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова [18].

      Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны  мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

      Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему  ресурсов  по своему усмотрению.

      Главным стимулом к коррупции является возможность  получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

      Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования [19, с. 18].

    Республика  Казахстан в борьбе с коррупцией по различным, требующим глубокого исследования, причинам пока существенных положительных результатов еще не добилась. Так, по данным международной организации Транспаренси Интернэшнл (Transparency International), по уровню коррумпированности наша страна находится рядом с такими странами, как Гватемала, Лаос, Замбия, Никарагуа и Парагвай. При 10 балльной шкале уровня коррумпированности оценка Казахстана в 2,6 балла свидетельствует о высочайшем уровне коррумпированности общества. По мнению специалистов, все, что ниже трех баллов указывает на тревожную картину, на высокую коррумпированность государственных служащих [20].

    По  расчетам Нацстатагентства РК, уровень  теневой экономики в Казахстане составляет 22% ВВП. В Правительстве  полагают, что этот показатель занижен. По некоторым оценкам, он достигает  не менее 40%, а в некоторых сферах и выше [21, с. 3].

    Согласно  статистике удельный вес коррупционных  преступлений составляет всего 0,95-1% от общего количества преступлений по республике. За 5 месяцев 2010 г. в сравнении с аналогичным периодом 2009 г. на 11,9% возросла выявляемость коррупционных преступлений (с 929 до 1040). В то же время не на должном уровне обеспечивается принцип неотвратимости наказания. Так, за последние два года (2008-2010 гг.) окончено расследованием 1844 уголовных дел. Из них направлено в суд 1215 дел. Остальные прекращены: по нереабилитирующим основаниям – 304 дела, по реабилитирующим основаниям – 325 дел. Приостановлено по различным основаниям 179 дел. Судом осуждено к лишению свободы всего 219 лиц, из которых 127, то есть более половины – до трех лет. К условной мере наказания осуждено 440 лиц. При этом судом первой инстанции и в апелляционном порядке уголовные дела прекращены в отношении 247 лиц и оправдано 30 человек [22, с. 21]

      Сущность  коррупции заключается в осуществлении  противоправной деятельности должностных лиц и лиц, заинтересованных в их содействии, совершаемой в корыстных целях, путем использования служебных полномочий, в интересах  физических и юридических лиц, вопреки законным интересам службы, общества и государства [23, с. 56].

    Субъектами  коррупционных отношений выступают, с одной стороны, должностные лица, с другой - представители легального и нелегального бизнеса.

     Объектом  коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения. Любая форма коррупции предполагает наличие субъекта, распоряжающегося не принадлежащими ему ресурсами и принимающего (не принимающего) соответствующие решения.

     В Казахстане о коррупции, как об особо  опасном явлении стали говорить с 90-х годов прошлого столетия. Во всех законодательных и нормативных актах подчеркивается, что взяточничество и коррупция в корне противоречит интересам нашего общества и государства. Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" возвел данную проблему в ранг документа в соответствии с международными требованиями [24]. Он действует всего 10 лет.

     Президент Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана "Казахстан-2030" в числе семи основных принципов  стратегии развития назвал и беспощадную  борьбу с коррупцией [25].

     В Казахстане создана законодательная  база для борьбы с коррупционными преступлениями. По мнению правоведов, среди стран СНГ Казахстан  занимает лидирующее положение в  разработке законодательной базы и  системы противодействия коррупции. Таким можно считать Закон от 21 июля 2007 года "О внесении изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с коррупцией" [26].

     Как у всякого сложного социального  явления, у коррупции не существует единственного канонического определения, что обусловливает многообразие подходов к ее исследованию. Исторически первые определения коррупции относятся к области права. С юридической точки зрения коррупцией является то, что называется таковой в уголовном кодексе той или иной страны или что запрещают кодексы профессиональной этики.

     Преимущество  этого подхода состоит в четкости и определенности. Зафиксированные  в законе разрешения и запреты  определяют поведенческие ориентиры  как для общества в целом, так  и для отдельного индивида (гражданина и государственного служащего), компенсируя, таким образом отсутствие индивидуальной или коллективной этики [27, с. 101].

     В обращении Президента Казахстана к  гражданам республики говорится, что  «…коррупция все глубже проникает  в различные сферы нашей жизни, искажает экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к прямому и косвенному хищению бюджета и государственной собственности. А значит, оказывает все более серьезное и негативное влияние на социальную сферу, которое остро нуждается в средствах. Коррупция сильно ослабляет и производственный сектор, где на многих предприятиях руководят неразвитые или вороватый менеджмент, который ухудшает инвестиционный климат и закрывает дорогу в страну добросовестным инвесторам. Более того, она несет и более глобальные угрозы, подрывая демократические устои общества, веру в закон, справедливость. Она подтачивает и нравственные ценности, которые еще не успев принять форму цивилизованных, общечеловеческих, серьезно искажаются…» [28].

     Однако, такой подход не лишен недостатков и с юридической, и с этической точек зрения. С одной стороны, правовые нормы и запреты не охватывают всего спектра конкретных проявлений коррупции. Обвинения в коррупции часто соседствуют с обвинениями в других связанных с ней преступлениях, которые трудно отделить друг от друга; в некоторых делах элемент коррупции лишь присутствует, но не является определяющим; появляются новые формы преступности, еще не нашедшие отражения в уголовном законодательстве.

     Кроме того, изменился традиционный порядок самого акта подкупа: если раньше обычно частное лицо предлагало государственному чиновнику взятку в обмен на нарушение последним своего служебного долга в пользу взяткодателя, то ныне инициатива, зачастую, исходит от самого политика, государственного служащего, вымогающего взятку

     Как указывает Е.О. Алауханов, по результатам изучения общественного мнения по вопросам коррумпированности органов власти на вопрос «Приходилось ли Вам лично в течение последнего времени оказываться в ситуации, когда при помощи взятки важный для Вас вопрос решался в официальных учреждениях быстрее и эффективнее?» 46,3% респондентов ответили положительно. По результатам исследования по вопросам коррумпированности сотрудников ОВД, на аналогичный вопрос положительный ответ дали уже 54,8% респондентов [24].

     С другой стороны, юридическое определение  не содержит в себе этических принципов (строгое разграничение частных  и общественных интересов, гласность  при принятии решений и т.д.), лежащих  в основе демократически правовой политической и административной систем. Нарушение служащим своего служебного долга означает отрицание этих принципов.

     Этимологически  термин "коррупция" происходит от лат. "corruptio", означающего "порча, подкуп". Эти два слова определяют понятие коррупции [29, с. 10].

     Так, в Юридической энциклопедии термин коррупция определяется как "преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения"[30, с. 246].

     В Кодексе поведения должностных  лиц по поддержанию правопорядка от 17.12 1979 г. говорится, что «…понятие  коррупции должно определяться национальным правом», однако дается примерное определение  данного явления – «…выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такоевознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения» [31].

     В Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией указывается, что "коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях"[32].

     Аналогичное определение коррупции содержится в отчете Всемирного банка, посвященном  роли государства в современном мире: коррупция - это "злоупотребление государственной властью ради личной выгоды"[33].

     Такое понимание коррупции существует и в современной криминологии. Например, А.И. Долгова определяет коррупцию  как "социальное явление, характеризующееся  подкупом - продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей" [34, с. 66].

     Н.Ф. Кузнецова определяет коррупцию как "общественно опасное явление, выражающееся в подкупе служащих государственного аппарата и негосударственных структур"[35, с. 12]. Однако существует и представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу, взяточничеству.

     Наиболее  глубоко и всесторонне понятие  коррупции разрабатывалось учеными США. Американские исследователи проблемы коррупции определяют это явление как уклонение политических деятелей, сотрудников госаппарата, бизнесменов и других лиц от выполнения ими своих официальных обязанностей и государственных функций ради личных, семейных или групповых интересов в целях обогащения и повышения своего социального статуса [36, с. 113].

Информация о работе Уголовно-правовые и криминологические аспекты взяточничества как коррупционного преступления