Уголовно-правовые и криминологические аспекты взяточничества как коррупционного преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 05:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы. Целью дипломной работы заключается в изучении, анализе и оценки уголовно-правовых и криминологических аспектов взяточничества как проявления коррупционного преступления.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение понятия взятки и взяточничества;
рассмотрение понятия коррупционного преступления;
изучение соотношения взяточничества и коррупционного поведения;
изучение оснований для освобождения от уголовной ответственности при даче взятки;
изучение уголовно-правовой характеристики взяточничества;
рассмотрение отличий взяточничества от коммерческого подкупа и незаконного вознаграждения;
изучение криминологической характеристики взяточничества;
изучение социологической характеристики взяточничества .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА, КАК КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ......................................................7
1.1 Понятие взятки и взяточничества...................................................................7
1.2 Понятие коррупционного преступления.. ...................................................17
1.3 Соотношение взяточничества и коррупционного поведения....................28
1.4 Освобождение от уголовной ответственности при даче взятки................37
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА... ........................................... .........................................43
2.1 Уголовно-правовая характеристика взяточничества.. ...............................43
2.2 Отличие взяточничества от коммерческого подкупа и незаконного вознаграждения. ........................................... ................................................52
2.3 Криминологическая характеристика взяточничества.. ..............................58
2.3 Социологическая характеристика взяточничества . ..................................64
Заключение .. ........................................... ........................................... ...............76
Список использованных источников.. ........................................... ...............82

Работа содержит 1 файл

дипломная 2012.doc

— 631.50 Кб (Скачать)

     Юридический энциклопедический словарь Дж. Бэллентайна слово "коррумпированный" толкует, как "извращающий назначение органов государства в целях извлечения личной выгоды, препятствующий процессу отправления правосудия" [37, с. 136]. Другой авторитетный юридический словарь Г. Блэка определяет коррупцию как:

     - деяние, совершаемое с намерением предоставить некое преимущество, несовместимое с официальными обязанностями должностного лица и правами других лиц;

     - деяние должностного лица, которое незаконно и неправомерно использует свое положение или статус для извлечения какого-либо преимущества для себя или другого лица в целях, противоположных обязанностям и правам других лиц [38, с. 201].

     "Коррупция  - ... социальное явление, заключающееся  в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения" [39, с. 2].

     Г.А. Сатаров, М.И. Левин и М.Л. Цирик  характеризуют коррупцию, как "злоупотребление служебным положением в корыстных целях" [21].

     "Коррупция ... - незаконное использование государственной должности для извлечения личных выгод. Термин "незаконное" означает, что существуют законы (положения), регулирующие поведение лиц, занимающих государственные должности" [40, с. 6].

     Наиболее  емкое, на наш взгляд, понятие коррупции дает Б.В. Волженкин: "Коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах" [9, с. 24].

     Проанализировав все вышеперечисленные определения  коррупции, автор приходит к мнению, что в целом коррупции присущи следующие признаки:

  1. это, прежде всего, социальное явление, не имеющее точного юридического определения; в конечном счете оно приводит к разложению всего гражданского общества и государства, когда коррупционные деяния становятся повседневной нормой жизни общества;
  2. имеется определенный круг субъектов данного правонарушения (это, прежде всего, государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, а также лица, уполномоченные на выполнение управленческих функций в частном секторе);
  3. использование указанными субъектами (путем действия или бездействия) своего служебного положения, своего правового статуса и авторитета занимаемой должности (причем авторитета не своего собственного как гражданина, а именно авторитета должности) вопреки интересам службы (т.е. государственной службы и службы в организациях частного сектора) и установленным нормам права и морали;
  4. деятельность вышеназванных субъектов как в целях личного обогащения, так и в интересах других лиц либо корпоративных интересах.

     Таким образом, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества и государства, когда государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.

     Рассмотрим  классификацию коррупции. Коррупцию условно можно классифицировать на несколько основных видов:

1) по статусу субъектов:

   а) коррупция в органах власти;

   б) коррупция в частном секторе;

   в) коррупция в политике или политическая коррупция.

2) по уровням:

   а) низовая;

   б) верхушечная;

   в) вертикальная.

3) по степени общественной  опасности:

   а) коррупция-проступок;

   б) коррупция-преступление [41, с. 22].

      По  уровням функционирования коррупцию  можно разделить на низовую, верхушечную и вертикальную.

     Низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти и управления и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование и различные разрешения и т.п.).

     Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах власти, высшее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (лоббирование и принятие законов, государственные заказы, изменение форм собственности и т.п.). Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одному органу государственной власти. Например, когда чиновник нижестоящего государственного органа дает взятку своему вышестоящему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя либо предоставляет дополнительные финансы, ресурсы, полномочия и т.д. [41, с. 23].

     Как социальное явление коррупция проявляется  в совершении различных коррупционных  деяний, некоторые из которых являются преступными и преследуются в  уголовном порядке (их мы подробно рассмотрим в других подразделах), а другие не являются таковыми и ответственность за них должна регулироваться другими отраслями права.

     Коррупция очень разнообразна и как взяточничество выступает в огромном количестве проявлений.

      Рассуждая о понятии коррупции, С. Максимов выделяет ее признаки:

  • противоправность, 
  • корыстная направленность,
  • системность деятельности должностных лиц и лиц,
  • заинтересованных в их содействии,
  • использование служебных полномочий и должностного статуса вопреки интересам службы, общества и государства [42, с. 61].

      Пути  снижения коррупции в РК до уровня подконтрольности обществу видятся ученым в:

  • упорядочении правовых и социально-экономических отношений;
  • ограничении сферы «избыточного запретительства» и «чиновничьего усмотрения» в экономике и других областях жизни людей;
  • создании антикоррупционных правовых и организационно-управленческих механизмов, эффективно работающих судебной и правоохранительной систем, способных реально защищать права и интересы граждан и субъектов экономической деятельности;
  • обеспечении неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения [43, с. 111].

    Основными факторами, обусловливающими коррупцию, являются: 

  • несовершенство законодательства;
  • отсутствие действенного механизма антикорупционной экспертизы законопроектов;
  • неэффективные формы социально-экономических преобразований,
  • ненадлежащая деятельность общественных формирований государственных органов власти социального контроля за их реализацией,
  • правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны,
  • безнаказанность коррупционеров, начиная от высших органов власти, и др.
  • не способствует борьбе с коррупцией уголовно-правовой и уголовно-процессуальный иммунитет [44, с. 244].

      Если  преодолен первый из них, что возможно при определенных условиях, то второй создает дополнительные препятствия при осуществлении уголовного преследования. Расследование в отношении лиц, обладающих уголовно-процессуальным иммунитетом, происходит в порядке, не просто отличающемся от порядка, установленного для всех иных граждан, а создающем условия для тех же коррупционных соглашений или сделок. Осуществление уголовного преследования по специальной процедуре, как правило, тактически затруднено, и уголовные дела, за редким исключением, не имеют судебной перспективы.

      Рассмотрим  понятие и сущность  коррупционного правонарушения. В условиях, когда первые полосы газет и информационные выпуски телевизионных каналов ежедневно сообщают об арестах чиновников, обвиняемых в получении взяток, освещают судебные процессы по коррупционным делам,  слова «коррупция», «подлог» и т.п. из юридической литературы перешли в лексикон обывателя,  доказывать актуальность и убеждать в важности тематики представляется излишним.

      В течение последних двух  десятилетий в Казахстане опубликовано множество научных и популярных книг, монографий и статей, посвященных  исследованию коррупции, как социального явления, методам борьбы  с организованной преступностью и коррупцией, социальным, политическим  и экономическим проблемам, создающим условия для коррупционных преступлений.         

      Для выработки эффективной антикоррупционной  правовой политики, принятия профилактических мер и мер противодействия  уже существующим коррупционным  проявлениям, прежде всего, необходимо дать четкое определение понятию «коррупционное преступление». Расплывчатость и нечеткость формулировок в теории неизбежно влекут неоднозначное толкование и разнобой при практическом применении норм права по конкретным делам.

      Понятие коррупционного преступления вытекает из более общего понятия коррупции. Под коррупцией в соответствии с определением, данным в ст.2 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ [45, с. 33].  

      Преступлениями, связанными с коррупцией (коррупционными преступлениями) являются предусмотренные настоящим Законом, а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность [45, с. 34].

      Исходя  из вышесказанного, для отнесения деяния к коррупционным преступлениям требуется наличие двух условий, а именно:

  • деяние должно быть предусмотрено законом, как сопряженное с коррупцией или создающее условие для коррупции;
  • за него законом установлена  дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

      В определении отсутствует указание на субъекта коррупционного правонарушения, в то время как понятие коррупции содержит такое требование к субъекту - лица, выполняющие государственные функции, а также лица, приравненные к ним.    Эта «неполнота» восполнена ст.3 Закона «О борьбе с коррупцией», в которой содержатся не только перечень лиц, несущих ответственность за коррупционные правонарушения, но и правовые критерии, отражающие функциональные обязанности, полномочия и статус субъектов правонарушений.  

      В разрезе областей, наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано: Костанайская область – 217 фактов, г. Алматы – 180 фактов, Южно-Казахстанская область – 172 факта, Восточно-Казахстанская область – 130 факта, Атырауская область – 129 фактов. При анализе приведенных данных нельзя однозначно считать, что коррупции наиболее подвержена Костанайская область, г. Алматы и т.д., так как количество населения Казахстана по регионам значительно разнится, поэтому необходимо сравнивать показатели объема коррупционной преступности в сопоставлении с численностью населения рассматриваемого региона. Для этого необходимо вывести количественный показатель коэффициента интенсивности по областям, который соответственно составил: Костанайская область – 24,10; г. Алматы – 13,99, ЮКО – 7,54; ВКО – 9,13; Атырауская область – 26,85 и т.д. [22].

      На  основе проведенных расчетов можно  выделить регионы с наиболее высоким, средним и низким коэффициентом  коррупционных преступлений.

      Наиболее  высокая интенсивность: Атырауская область (26, 85), Костанайская область (24, 10);

      Высокая интенсивность: Кызылординская область (18, 88), Северо-Казахстанская область (18, 75);

      Средняя интенсивность: г. Астана (15, 67), Мангистауская область (14, 61) Акмолинская область (14, 03), Актюбинская область (14, 13), г. Алматы (13, 99);

      Низкая  интенсивность: Жамбылская область (10, 80), ВКО (9, 13), Павлодарская область (8, 46), Карагандинская область (8, 29), ЗКО (8, 16), Алматинская область (7, 71), ЮКО (7, 54) [22].

      Как видно из проведенного анализа, самая низкая интенсивность коррупционных преступлений в ЮКО и Алматинской области, хотя по данным средств массовой информации эти области считаются наиболее коррумпированными. Здесь следует учитывать особенность коррупционных преступлений, которая заключается в том, что, например, получение взятки считается делом публичного обвинения, однако уголовное дело возбуждается фактически по заявлению потерпевшего [24].

Информация о работе Уголовно-правовые и криминологические аспекты взяточничества как коррупционного преступления