Взяточничество: уголовно-правовая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с ним.
Эта цель диктует и задачи:
 Определиться с понятием взяточничества;
 Дать характеристику даче и получению взяток;
 Проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством;
 Выделить наиболее приемлемые пути в современной России для эффективной борьбы с взяточничеством.

Содержание

Введение
1 История борьбы с взяточничеством
2 Понятие взяточничества. Взяточничество и коррупция
3 Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
4 Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
5 Борьба с взяточничеством и коррупцией
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

кр взяточничество.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Время от времени мы становимся свидетелями крупных коррупционных скандалов, герои которых - лидеры ведущих держав мира и высшие руководители уважаемых международных организаций. Суммы взяток, о которых идет речь, многократно превосходят доходы наших коррупционеров. В одном из своих бюллетеней международная общественная организация «Трансперенси Интернэшнл» (далее - ТИ), цель которой - оказание сопротивления коррупции на международном и национальных уровнях и в бизнесе, утверждала: «Она (коррупция) стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам». Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 г., показало, что «коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране».

Абсолютно неправомерно разделение стран по коррумпированности, основанное на оси Восток-Запад. Исторические исследования дают многочисленные примеры того, как коррупция заносилась в восточные колонии западными колонизаторами. Индонезию, например, заразили коррупцией чиновники голландской Восточно-Индийской компании; на Филиппины она была занесена испанскими колонизаторами, а в Индию - британской администрацией. Филиппины и Бангладеш, восстававшие против военных коррумпированных режимов, дают примеры того, что коррупция не может считаться частью восточной культурной традиции. Сингапур и некоторые другие развивающиеся страны можно привести в качестве примера успешной реализации антикоррупционных государственных программ.

Сравнивая сегодняшнюю Россию и развитые индустриальные страны, обладающие многовековыми демократическими традициями, мы должны учитывать, что пытаемся сопоставлять социальные организмы, находящиеся на разных стадиях развития демократии и рыночных институтов. Нелишне вспомнить, что традиция последовательного (и далеко не всегда успешного) ограничения коррупции насчитывает в «западных демократиях» каких-то 20-30 лет, в то время как период демократического развития этих стран на порядок превышает эти сроки.


2 Понятие взяточничества. Взяточничество и коррупция

 

В законодательстве  любой страны мира взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть его заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. За  взятки выдаются лицензии на право заниматься определенной деятельностью, обеспечивается заключение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз, затрудняется доступ к государственным заказам фирмам конкурентам и т.д. «Взяточничество в органах власти и управления, - подчеркивается в Указе Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», - ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы» [5].

Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений. Согласно данным Следственного комитета РФ, за девять месяцев 2010 года в России выявлено более 10 тысяч фактов взяточничества. Данная цифра существенно отличается от данных за прошлые годы. Так, по словам и.о. главы СКП Александра Бастрыкина, в 2007 году было выявлено около 11 тысяч таких фактов, в 2008 - более 12 тысяч, в прошлом - свыше 13 тысяч, а за девять месяцев 2010 года - уже 10 835.

Далее необходимо остановиться  на  таком  явлении,  как  коррупция. Ведь взяточничество – одно из древнейших и распространенных проявлений коррупции.

«Коррупция - преступная  деятельность  в  сфере  политики  или  государственного  управления,  заключающаяся  в  использовании  должностными  лицами  доверенных  им  прав  и  властных  полномочий  для  личного  обогащения. Коррупция  является  не  самостоятельным  составом  преступления  в  уголовном  законодательстве  РФ,  а  собирательным  понятием,  охватывающим ряд  должностных  преступлений (таких, как  взяточничество,  злоупотребление  служебным  положением).

В  любой  стране  политической  и  правящей  элите,  государственным  должностным  лицам  различных  уровней  «доступны»  все  существующие  формы  преступного  поведения.  Но  когда  говорят, что «политика - грязное  дело»  или  «власть  портит  людей»,  прежде  всего,  предполагается  функциональная  аморальность,  противоправность  или  криминальность  должностных  лиц. Самыми  опасными «функциональными»  или  «профессиональными»  формами  их  преступного  поведения  являются  государственный  терроризм (насилие  власти)  и  государственная  коррупция (продажность  власти). Они  стали  мировыми  проблемами.  Анализ  борьбы  с  коррупцией  в  отдельных  странах  показывает  на  огромный  разрыв  между  принципами  равенства  всех  граждан  перед  законом  и  реальной  практикой  привлечения  к  уголовной  ответственности,  на  заметное  смещение  уголовно - правового  контроля  от  преступлений  власти, интеллекта  и  богатства  к  преступлениям  бедности,  примитивизма  и  слабо  адаптированных  субъектов,  от  преступлений  правящей  и  служивой  элиты  к  преступлениям,  совершаемым  управляемым  ей  народом. Величина  указанных  деформаций  свидетельствует  о  масштабах  национального  лицемерия  в  той  или  иной  стране.

В  России  в  условиях  системного (экономического, политического, правового, организационного  и идеологического)  переходного  периода  эта  проблема  приобрела  особую  криминологическую  остроту  политическую  значимость. О  коррупции  государственных  служащих  постоянно  говорится   не  только  в  средствах  массовой  информации (СМИ), наших  и  зарубежных, но  и  на  самом  высоком  государственном  уровне (Выступление  Президента РФ  перед  Федеральным  собранием). Однако  реальные  сдвиги  в  борьбе  с  этим  явлением  практически  ничтожны.

Коррупция  имеет  не  только  скрытый,  но  и  согласительный  характер  совершения.  Она,  как  правило,  не  влечёт  за  собой  жалоб, т.к.  виновные стороны  получают  взаимную  выгоду  от  незаконной  сделки.  Даже  вымогательство  взятки  не  всегда  бывает  обжаловано,  поскольку  люди  в  различных  странах  не питают  доверия  к  процессу  борьбы  с  коррупцией. И  для  этого  есть  достаточно  оснований,  объективных  и  субъективных,  отечественных  и  международных.  Коррупционные  действия  обычно  совершаются  в  сложных  специфических  и  конфиденциальных  видах  государственной деятельности,  где  разобраться  непрофессионалу трудно. Это  явление  имеет  высочайшую  приспособительную  способность.  Коррупция  непрерывно  мимикрирует, видоизменяется  и  совершенствуется. Поэтому  нигде  нет  сколько-нибудь  полных,  или  хотя  бы  репрезентативных  данных  об  этом  явлении,  ещё  меньше  виновных  лиц,  предстающих  перед  уголовным  судом,  и  лишь  единицам  из  них,  причём  самой  низшей  категории, назначается  реальное  уголовное  наказание.

Ядом  коррупции  является  взяточничество. Во  многих  ежегодниках  криминальной  статистики  ведущих  стран  мира  взяточничество  учитывается   либо  в  общей  графе  «все  остальные  преступления» (США), либо  в  графе «экономические  и  финансовые преступления» (Франция). В  России  общие  сведения о коррупционных  преступлениях  публикуются. Главный  информационный  центр  (ГИЦ)  МВД  РФ с  1993 г.  стал  отслеживать  отдельно  также коррупцию  государственных  служащих  по  их  должностному  положению. Однако  эти  данные  вопреки  требованиям  Закона  о  государственной  тайне (1993 г.), имеют  гриф  «секретно». Власти  не  только  с  большой  неохотой  отдают  «своих»  коррупционеров,  но  и  не  желают обнародования  статистических  показателей. Этому  в  немалой  степени  способствует  и  беспрецедентная  коррупция  правоохранительных  органов,  переходящая  в  фактическое  сращивание  последних  с  преступным  миром.  Аналогичная  практика  была  ещё  в СССР.

Коррупция  не  сводится  к  примитивному  взяточничеству,  особенно  в  условиях  рыночной экономики,  свободной  торговли  и  демократии. Лоббизм,  фаворитизм,  протекционизм,  взносы  на  политические  цели,  традиции  перехода  политических  лидеров  и  государственных  чиновников  на  должности  почётных  президентов  корпораций  и  частных  фирм,  инвестирование  коммерческих  структур  за  счёт  госбюджета,  перевод  государственного  имущества  в  акционерные  общества,  использование  связей  преступных  сообществ  и  т.д.  являются  завуалированными  формами  коррупции.

Что  же  понимает  международное  сообщество  под  коррупцией?  Существует  множество  определений,  но  полной  ясности  и  правовой  точности  нет. Конечно,  коррупция  скорее  синтетическое  социальное  или  криминологическое  понятие,  чем  правовое, поэтому её надо  рассматривать  не  как  конкретный  состав  преступления, а  как совокупность  родственных  видов  деяний. «Коррупция - это  злоупотребление  государственной  властью  для  получения  выгоды  в  личных  целях» - из этого  определения  видно, что  коррупция  выходит  за  пределы  взяточничества. Дж. Най, например, полагает, что коррупция  включает  в  себя  взяточничество (дачу  вознаграждения  для  совращения  лица  с  позиций  долга),  непотизм (покровительство  на  основе  личных  связей)  и  незаконное  присвоение  публичных  средств  для  частного  использования.

Критерием  установления  уголовной  ответственности  в  ряде  случаев  предлагается  не  оценка  общественной  пользы  принятого  решения, что  очень  трудно  сделать,  а  открытость  процесса принятия  решения: должностное  лицо  не вправе  принимать  решение  без  представления  всей  информации.  Если  это  условие  нарушено,  оно  может  быть  признано  виновным. Классической  иллюстрацией  к  этому  могли  бы  служить  келейные  аукционы  в России, проводимые Госкомимуществом. К подобным  видам  коррупционных  деяний  присоединяется  непредоставление  информации  о  всех  финансовых  активах, обязательствах, связях  при  занятии  должности  и  ежегодной  отчётности. Причём  санкции  за  них  предлагаются  не  меньше  санкций, чем  за  традиционные  виды  коррупции,  чтобы  нарушение  было  не  выгодным  и  за  него  нельзя  было  спрятаться  при  совершении  традиционных  коррупционных  действий. Особое  внимание   уделяется   представлению  информации  о  финансовой  поддержке  партий.

В  мире  общепризнанно,  например,   что  государственное  должностное  лицо  после  увольнения  со  службы  в  течение  установленного  периода  времени  должно  получить  разрешение  правительства,  прежде  чем  принять   приглашение  на  работу в  частном  секторе  или  начать  заниматься  коммерческой  деятельностью,  если  они  имели  отношение  к  его  прежней  должности. В России  только  за  последние  несколько лет  сменилось  более  15  министров  экономики,  финансов  и  заместителей  председателя  Правительства  по  экономическим  проблемам, большинство  из  которых  буквально  на  следующий день  после  увольнения  с  государственной  должности  занимали  руководящие  посты  в  крупных  коммерческих  банках,  компаниях  и  концернах [9]. За  какие  заслуги  их  принимали  на  столь  почётные  и  денежные  должности?  - Вопрос  риторический. Можно  ли  их  привлечь  к  ответственности  за  взяточничество?  Нет. Но в  демократических странах  такое  поведение  рассматривается  как  коррупционное.

Объяснить  имеющиеся  парадоксы   и  подвести  черту  в  разговоре  о  коррупции,  хочется  словами  Президента  Уганды  Мусевели, которые  он  произнёс  на  открытии  Конференции  Африканского  руководящего  форума  по  проблемам  коррупции,  состоявшегося  в  Энтеббе  в  декабре  1994 г.: «Реальная  проблема  заключается  в  том,  что  в  Африке,  лица  призванные  обеспечивать  соблюдение  законности,  сами  нуждаются  в  надзоре,  и  это  явно  представляет  собой  порочный  круг. Если  наше  высшее  руководство  не  имеет  морального  авторитета,  весьма  трудно  искоренить  коррупцию, а, к  сожалению,  именно  наверху  воровство  происходит  в  подлинно  крупных  масштабах. Для  борьбы  с  коррупцией  на  таком  уровне  морального воздействия    недостаточно. Нам  необходимы  юридические  санкции  и  обеспечение  соблюдения  законов  о  коррупции. Если  такие  санкции  в  отношении  коррупции  не  существуют,  они  должны  быть  введены. Проблема состоит  в  том, что  коррумпированные  руководители,  являющиеся  также  законодателями,  не  принимают  законы  для  борьбы  с  коррупцией,  поскольку  тем  самым  они  создавали  бы  проблемы  для  самих  себя».

              По Уголовному Кодексу РФ 1996 г. понятие «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290) и дачу взятки (ст. 291). Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в Кодексе нет. Провокация взятки (ст. 304) отнесена к числу преступлений против правосудия. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством от 16 декабря 1996 года определяет взяточничество несколько расширено по сравнению с российским законодательством. Так согласно этой Декларации взяточничество может включать, в частности, следующие элементы:

              a) предложение, обещание или передачу любой частной или государственной корпорацией, в том числе транснациональной корпорацией,  или отдельным лицом какого-либо государства лично или через посредников любых денежных сумм, подарков или других выгод любому государственному должностному лицу или избранному представителю другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией;

b) вымогательство, требование, согласие на получение или фактическое получение любым государственным должностным лицом или избранным представителем какого-либо государства лично или через посредников денежных сумм, подарков или других выгод от любой частной или государственной корпорации, в том числе транснациональной корпорации, или отдельного лица из другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией.

Информация о работе Взяточничество: уголовно-правовая характеристика