Взяточничество: уголовно-правовая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с ним.
Эта цель диктует и задачи:
 Определиться с понятием взяточничества;
 Дать характеристику даче и получению взяток;
 Проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством;
 Выделить наиболее приемлемые пути в современной России для эффективной борьбы с взяточничеством.

Содержание

Введение
1 История борьбы с взяточничеством
2 Понятие взяточничества. Взяточничество и коррупция
3 Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
4 Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
5 Борьба с взяточничеством и коррупцией
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

кр взяточничество.doc

— 256.50 Кб (Скачать)


3 Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

 

Уголовный кодекс определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия  должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по служ­бе (ч. 1 ст. 290) [2]. Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290) при по­лучении должностным лицом взятки за незаконные действия (без­действие). Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Россий­ской Федерации или государственную должность субъекта Рос­сийской Федерации, а равно главой органа местного самоуправле­ния (ч. 3 ст. 290). Особо квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает совершение этого деяния:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ,

в) с вымогательством взятки,

г) в круп­ном размере [2].

В связи с этим деяния, предусмотренные в ч. 1 ст. 290, считаются преступлениями средней тяжести, в ч. 2 и 3 ст. 290 — тяжкими, а в ч. 4 ст. 290 — особо тяжкими преступлениями.

Так же, как и другие преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки является посягатель­ством на нормальную деятельность публичного аппарата управле­ния. Однако с учетом характера преступления можно отметить некоторые специфические особенности его непосредственного объ­екта.

Одним из важных принципов деятельности аппарата государ­ственной власти и органов местного самоуправления является прин­цип публично-правовой, законной оплаты служебной деятельнос­ти работников этих аппаратов, государственных и муниципальных служащих. Они не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязан­ностей (п. 8 ст. 11 Федерального закона «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации»). Внося элементы разложе­ния в работу публичного аппарата управления, получение взятки дискредитирует властные и управленческие структуры государ­ственных и муниципальных органов, подрывает их авторитет, по­рождает представление о всеобщей продажности, возможности решать все вопросы путем подкупа должностных лиц. К тому же нередко получение взятки бывает связано с попустительством, а то и прямым содействием деятельности организованных преступных групп, совершением хищений, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, налоговыми преступлениями, воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и другими пре­ступлениями, что усугубляет его общественную опасность.

Согласно решения Пленума Верховного Суда РФ предметом взятки могут быть любые материальные ценнос­ти (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные цен­ности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные това­ры, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополуча­телю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, опла­та расходов и развлечений должностного лица, производство ре­монтных, строительных, реставрационных и других работ и т. д. [6] В законе, в отличие от ранее действовавшего УК РСФСР, отчетли­во подчеркнут имущественный характер предмета взятки. Полу­чение должностным лицом различного рода услуг нематериально­го характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями.

Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предо­ставлены) как самому должностному лицу — получателю взятки, так и (с его ведома) членам семьи либо другим лицам, близким взяточнику, а также могут быть непосредственно перечислены в банк на счет взяткополучателя. В практике были случаи, когда взяткодатель открывал в банке счет на предъявителя и в качестве взятки вручал должностному лицу сберегательный (депозитный) сертификат.

Имея в виду, что от размера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов.

Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

Наряду с простейшими способами дачи-получения взятки пу­тем передачи предмета взятки лично должностному лицу или че­рез посредника встречаются более сложные, завуалированные формы совершения этого преступления. В частности, взятка мо­жет быть дана-получена под видом ссуды, путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных ве­щей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене, под видом «про­игрыша» в карты, путем заключения фиктивных трудовых согла­шений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам «заработной платы» или «премии» за якобы произведенную ими работу, якобы оказанную техническую помощь, явно завышенных «гонораров» за лекционную деятель­ность и литературные работы и т. д.

Согласно действующему законодательству государственные и муниципальные служащие не вправе заниматься другой оплачи­ваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной твор­ческой деятельности, получать гонорары за публикации и выступ­ления в качестве государственных и муниципальных служащих.

Однако само по себе нарушение должностным лицом запрета на работу по совместительству нельзя автоматически признавать получением взятки. Лишь в случаях, когда работа фактически не выполнялась или оплачиваемые действия должностного лица за­ключались в выполнении обычных функциональных обязанностей с использованием служебных полномочий, получение им оплаты за якобы работу по совместительству или по трудовому соглаше­нию (контракту) является завуалированным взяточничеством.

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства.

Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения: 1) за дей­ствия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290); 2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные пол­номочия должностного лица, но последний в силу своего должност­ного положения может способствовать таким действиям (бездейст­вию) (ч. 1); 3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1); 4) за незаконные действия (бездействие) долж­ностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).

В первом случае имеются в виду законные правомерные дей­ствия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его слу­жебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т. е. действия, совершить (не совершить) которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан.

Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ.

Должностное положение лица определяют не только его юри­дические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей субъекта по занимаемой должности, но и фактические возможнос­ти, вытекающие из авторитета занимаемой субъектом должности в государственном органе, органе местного самоуправления, госу­дарственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Си­лах, иных войсках и воинских формированиях, а также из служеб­ных связей должностного лица. Пользуясь ими, должностное лицо может за вознаграждение оказать влияние, так или иначе, способ­ствовать совершению (не совершению) выгодного для взяткодателя действия другим должностным лицом, возможно, ничего не знаю­щим об этом вознаграждении. Эта ситуация имеется в виду во втором из названных вариантов объективной стороны получения взятки. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточниче­стве и коммерческом подкупе» указывал, что субъектом получения взятки «надлежит при­знавать и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало пол­номочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения мог­ло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе» [6]. Такими лицами могут быть также кон­сультанты, референты, секретари, помощники ответственных долж­ностных лиц, начальники канцелярий, инспекторы и т. п. должностные лица, которые сами не принимают окончательных реше­ний по вопросам, интересующим взяткодателей, но от совершае­мых ими действий по службе, подготовленных документов и иной информации в значительной степени зависит суть решения, при­нимаемого другим должностным лицом.

Использование субъектом в данном случае одних родствен­ных связей, дружественных или родственных отношений для до­стижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не рассматривается как использование должност­ного положения, что исключает состав получения взятки.

Уголовный кодекс признал взяточничеством и незаконное по­лучение должностным лицом материальных ценностей и выгод имущественного характера за общее покровительство или попус­тительство лицу, передающему эти ценности или оказывающе­му имущественную услугу, или представляемым им лицам. В та­ком случае какие-либо конкретные действия (бездействие) долж­ностного лица, принимающего вознаграждение, специально не ого­вариваются, но участники преступления осознают, что, в конечном счете, ценности (услуги) вручаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц, поскольку данное общее покровительство или попустительст­во в итоге выражается (может выразиться) в тех или иных дейст­виях (бездействии) должностного лица. Подобного рода взяточни­чество характерно при получении систематических вознагражде­ний (подношений) от подчиненных или подконтрольных должност­ному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно ре­шает вопросы, затрагивающие их интересы, и последние заинтере­сованы в благоприятном к ним отношении взяткополучателя. Полу­чение взятки при не оговоренном последующем поведении долж­ностного лица за покровительство или попустительство характерно для коррумпированного аппарата государственных и муниципаль­ных органов, разных властных структур, в частности, в случаях, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что при необходимости те будут действовать в интересах взяткодателей.

Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о ко­торых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, — это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия (бездейст­вие), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Иначе говоря, незакон­ное действие (бездействие) должностного лица — это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе. В дореволюци­онном российском уголовном праве получение служащим возна­граждения за деяние, связанное с нарушением обязанностей по службе, называлось лихоимством, в отличие от мздоимства, ког­да вознаграждение (мзда) получалось за действие (бездействие), выполненное без нарушения служебных обязанностей.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось выполнять это дейст­вие или нет. Важно лишь, чтобы имущественные ценности или выгоды принимались субъектом именно как должностным лицом, способным лично или путем влияния с использованием своего долж­ностного положения на других должностных лиц обеспечить удов­летворение интересов взяткодателя или представляемых послед­ним лиц.

Действие (бездействие), совершенное должностным лицом, получившим за это вознаграждение, находится за пределами со­става получения взятки и поэтому нуждается в самостоятельной правовой оценке. Иногда должностное лицо, используя свое слу­жебное положение, совершает за взятку деяние, которое само по себе является преступлением. Например, должностное лицо за взят­ку выдает поддельный документ, незаконно освобождает от уго­ловной ответственности, выносит заведомо неправосудный приго­вор или решение, фальсифицирует доказательства, пособничает хищению, контрабанде, нарушает правила отпуска наркотических средств и т. д. В этом случае ответственность наступает не только за получение взятки за незаконные действия (бездействие), но по совокупности и за сами эти незаконные, преступные действия (без­действие).

Пленум Верховного Суда разъ­яснил, что ответственность за взяточничество наступает независи­мо от того, когда вручена взятка — до или после совершения долж­ностным лицом действия или бездействия, и безотносительно к тому, была ли взятка заранее обусловлена, выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя.

Таким образом, взятка может иметь характер подкупа, когда сам факт передачи вознаграждения или договоренность о нем обу­словливает соответствующее поведение (действие или бездейст­вие) должностного лица, но может являться и незаконной матери­альной благодарностью — вознаграждением за уже содеянное, хотя никакой предварительной договоренности об этом вознаграждении не было и получатель его совершал должностное действие (без­действие), не рассчитывая на последующее вознаграждение. Ко­нечно, взятка-подкуп является более опасным преступлением про­тив интересов службы, но и при взятке-благодарности совершает­ся посягательство на интересы нормальной деятельности публич­ного аппарата управления, подрывается его авторитет. Признание преступлением незаконного получения должностным лицом мате­риальных ценностей и услуг в качестве благодарности за уже со­вершенное им правомерное действие по службе соответствует тра­дициям российского уголовного законодательства, которое предус­матривало уголовную ответственность за мздоимство и в том слу­чае, когда никакой договоренности о вознаграждении не было.

Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая), принятый Государственной Думой 22 декабря 1995 г., разрешил дарение государственным служащим и служащим орга­нов муниципальных образований в связи с их должностным поло­жением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей «обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти уста­новленных законом минимальных размеров оплаты труда» (ст. 575 ГК). Принятие такого подарка не влечет ни уголовной, ни дисцип­линарной ответственности и не заслуживает даже морального осуж­дения.

Информация о работе Взяточничество: уголовно-правовая характеристика