Взяточничество: уголовно-правовая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с ним.
Эта цель диктует и задачи:
 Определиться с понятием взяточничества;
 Дать характеристику даче и получению взяток;
 Проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством;
 Выделить наиболее приемлемые пути в современной России для эффективной борьбы с взяточничеством.

Содержание

Введение
1 История борьбы с взяточничеством
2 Понятие взяточничества. Взяточничество и коррупция
3 Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
4 Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
5 Борьба с взяточничеством и коррупцией
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

кр взяточничество.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Предпринятый анализ причинного комплекса взяточничества позволяет предложить и определенную программу профилактических мероприятий, направленных на его предупреждение. При этом, разрабатывая такую программу, следует учитывать, что борьба с взяточничеством не может считаться отдельным, самостоятельным направлением в борьбе с преступностью. Поскольку взяточничество – составная часть более широкого социального явления, каковым является коррупция, то его предупреждение должно быть неразрывно связано с предупреждением коррупции.

Исследователи отмечают, что к настоящему времени в России сложилось две концепции борьбы с коррупцией. Первая основана на разработке и осуществлении интегрированных мер по всем аспектам борьбы с преступностью, включая комплекс причин и условий криминальных проявлений, предупреждение преступности и профилактику преступлений. Представители этой концепции признают наиболее эффективными правовыми средствами мерами борьбы с коррупцией и организованной преступностью комплексные законы прямого действия. Вторая концепция делает упор на общесоциальную профилактику, в связи с чем среди правовых мер предпочтение отдает мерам, которые регулируют вопросы, имеющие периферийное значение в борьбе с преступностью. Представители этой концепции отрицают необходимость принятия и применения правовых мер в виде комплексных законов по борьбе с коррупцией и оргпреступностью [7]. Полагаю, что в настоящих условиях должно стать аксиомой утверждение о неэффективности сиюминутных, односторонних мер противодействия преступности. Криминологическая наука давно доказала, что именно комплексность и всесторонность воздействия на преступность, факторы, ее порождающие, и криминогенную личность обеспечит постепенное сведение ее уровня до социально приемлемых норм. А потому борьба с коррупцией и взяточничеством должна осуществляться на основе первой из указанных концепций.

В основе программы борьбы с коррупцией и взяточничеством, как и в основе любой концепции противодействия преступности, должны лежать определенные принципиальные соображения, пронизывающие теорию и практику борьбы с этими негативными явлениями. Анализ международных документов, национальных нормативных актов и научной литературы позволяет сформулировать следующие положения, могущие стать принципами:

-   переориентация стратегии государства (экономической, социальной, идеологической) с интересов элиты на интересы большинства граждан России;

-    законность, предполагающая в первую очередь, законодательную основу борьбы с коррупцией и взяточничеством;

-   упреждающий характер мер воздействия на коррупцию и взяточничество;

-  адекватность применяемых мер борьбы с взяточничеством социально-экономическим, политическим реалиям, состоянию общественного сознания;

- непрерывность борьбы с взяточничеством, исключающая компанейщину;

- комплексность борьбы с взяточничеством, ее направленность на предупреждение взяточничества на всех уровнях и во всех ветвях власти;

- координация деятельности правоохранительных структур и всех органов государственной власти;

- специализация сотрудников правоохранительных органов и специализированная подготовка;

- использование возможностей гражданского общества в предупреждении взяточничества.

Указанные положения могут стать исходными в построении комплекса общесоциальных и специально-профилактических мер борьбы с взяточничеством. При этом применительно к взяточничеству можно выделить следующие направления профилактической деятельности:

а)  изучение состояния, структуры и динамики взяточничества и иных коррупционных правонарушений;

б) выявление причин, условий, порождающих эти явления, и факторов, влияющих на них, причем как в негативном, так и в позитивном плане;

в)  анализ социальных процессов, происходящих в обществе, на этой основе прогнозирование динамики анализируемых преступлений в будущем и социальное планирование их предупреждения;

г)  устранение, а там, где это невозможно, нейтрализация причин и условий, порождающих правонарушения, а также введение в ситуацию факторов, позитивно влияющих на их динамику;

д)    выявление лиц, склонных к совершению рассматриваемых преступлений, и оказание на них воспитательного и предупредительного воздействия, а также контроль за лицами, ранее совершившими взяточничество;

е)  правовое воспитание населения с учетом состояния законности и правопорядка;

ж)   изучение эффективности работы государственных органов и общественных организаций по профилактике взяточничества и коррупции.

В предупреждении взяточничества и коррупции могут стать весьма полезными следующие мероприятия общесоциального характера.

Во-первых, как отмечалось, требуется принципиальная ревизия государственных функций и повышение эффективности государственного управления общественными процессами. Прямая обязанность государства – создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. Для этого структура исполнительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат – должен стать работающим инструментом реализации экономической и иной социальной политики.

Во-вторых, требуется продолжение экономической реформы. Либерализация рынков, демонополизация услуг и дерегулирование (то есть уменьшение числа правил до необходимого минимума, чтобы защитить конкуренцию, гарантировать прозрачность и ответственность), конечно, уменьшают возможность произвольных и коррупционных действий со стороны должностных лиц государства. Важным является также обеспечение реализации прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров, что дает возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшает шанс появления поводов к использованию взяток чиновникам как средства защиты своих коммерческих интересов.

В-третьих, необходима активная позиция государства в вопросе о формировании и поддержке институтов гражданского общества в России. Именно гражданское общество прежде всего заинтересовано в преодолении коррупции и взяточничества. Способствуя (прежде всего на нормативном уровне) созданию различного рода независимых союзов и ассоциаций (предпринимателей, потребителей, средств массовой информации и т.д.) и привлекая их к решению вопросов борьбы с взяточничеством и коррупцией, государство обеспечит надежный и беспристрастный контроль за соблюдением законодательства и антикоррупционной программы.

В-четвертых, весьма важны в предупреждении взяточничества воспитательные мероприятия, направленные на формирование в общественном сознании мнения о государстве как об организации, призванной обеспечить реализацию гражданами их основных прав и свобод; последовательное внедрение в общественное сознание конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Наряду со всеми выше перечисленным мерами следовало бы указать на укрепление судебной системы и правоохранительных органов, развитие местного самоуправления, укрепление независимых контрольных структур, реформирование системы государственной службы и т.д. Реализация данных мероприятий оздоровит общую обстановку в стране и станет основанием для проведения в жизнь серии специально-профилактических мероприятий.

Среди них особого внимания заслуживают следующие:

- установление максимальной прозрачности деятельности государственных служащих для общественности, населения средств массовой информации;

-  количественное уменьшение численности государственного аппарата;

- повышенный контроль за доходами и расходами должностных лиц и членов их семей;

- ограничение на основании ст. 55 Конституции РФ прав и свобод должностных лиц в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (запрет работы по совместительству, запрет перехода после окончания службы в органы управления коммерческих структур, передача на период выполнения публичной службы своих акций, имущества, вкладов, ценностей в доверительное управление государству и т.д.);

- ужесточение профессионального отбора при приеме на работу в государственные и муниципальные учреждения;

-  повышение государственного и общественного контроля над избирательным процессом;

- последовательная реализация принципа сменяемости должностных лиц;

- устранение недостатков правоприменительной деятельности при реализации норм уголовного законодательства;

- современное научно-методическое обеспечение деятельности по выявлению, раскрытию, квалификации и предупреждению взяточничества;

- популяризация в средствах массовой информации успешных антикоррупционных программ.

Разумеется, это лишь примерный и неполный перечень мероприятий, способных сократить размах взяточничества в стране. Но и их реализация при наличии четко и недвусмысленно выраженной политической воли способна благотворно сказаться на практике борьбы с взяточничеством.


Заключение

 

              Взяточничество является непреходящей проблемой любого современного государства. Специфика же взяточничества в России состоит, с одной стороны, в его исторической предопределенности и чрезвычайной распространенности, а с другой – в особом психологическом отношении – толерантности большей части населения страны к взяточничеству. В подобных условиях уголовная политика предупреждения взяточничества должна учитывать как стратегические задачи государства по минимизации данного явления всеми доступными средствами, так и потребности и мнение населения страны, решающего за взятки большую часть своих каждодневных проблем.

              Необходимо найти принципы предупреждающие взяточничество как явление.

              Предполагается, что принципы, касающиеся предупреждения взяточничества применяются  как метод саморегулирования предприятий. Добровольное соблюдение этих принципов предприятиями не только будет способствовать обеспечению высоких стандартов честности в деловых контактах как между предприятием и государственными учреждениями, так и между самими предприятиями, но и будет защищать предприятия, которые являются жертвами попыток вымогательства.

              Деловое сообщество выступает против всех форм вымогательства и взяточничества. Главным приоритетом должно стать пресечение вымогательства и взяток, к которым причастны политики и высшие должностные лица. Взяточничество угрожает демократическим институтам и становится причиной глубоких экономических деформаций.

Все предприятия должны соблюдать букву и дух следующих правил:

 никто не имеет права прямо или косвенно требовать или брать взятку;

 ни одно предприятие не имеет права прямо или косвенно предлагать или давать взятку, и любые требования, касающиеся дачи взятки, должны быть отвергнуты;

 предприятия должны принимать разумные меры, чтобы по возможности удостовериться в том, что платежи какому-либо агенту являются не более чем соответствующим вознаграждением за предоставление этим агентом легальных услуг, а также в том, что какая-либо часть этого платежа не была передана таким агентом кому-либо в качестве взятки или иным образом, противоречащим данным принципам;

 все финансовые операции должны надлежащим образом, точно и тщательно регистрироваться в соответствующих бухгалтерских книгах, доступных для инспекции как совета директоров, так и аудиторов. Предприятиям следует предпринять все необходимые меры для создания независимых систем аудита с тем, чтобы выявить любые операции, противоречащие данным принципам. В этом случае предприятие должно предпринять соответствующие шаги для исправления положения;

 совет директоров предприятия должен периодически проверять соблюдение данных принципов и принимать соответствующие меры против любого директора или работника предприятия, чье поведение несовместимо с этими принципами;

 денежные пожертвования в пользу политических партий или отдельных политиков могут производиться только в соответствии с действующим законодательством и всеми действующими требованиями в отношении публичного раскрытия информации о таких пожертвованиях.

Конечно, вышеперечисленные правила должны исполнять в своем большинстве руководители предприятий. Однако огромная роль в  борьбе с взяточничеством лежит и на законодателях. Как известно в 1997 году Государственная Дума приняла закон «О борьбе с коррупцией». Нам представляется нецелесообразно регулировать борьбу с коррупцией одним законом о коррупции. Более эффективно подойти к решению задачи системно, предусмотрев средства борьбы с коррупцией во всем комплексе законодательных актов.

Это значит, что реализация антикоррупционной программы по перечисленным выше направлениям должна подкрепляться подготовкой и принятием ряда законодательных актов, охватывающих разные сферы регулирования, среди которых могут быть:

 закон о лоббизме;

 закон об ответственности за легализацию преступных доходов;

 закон о конфискации имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок (существует опыт применения подобного законодательства в Италии);

 закон о государственном контроле над соответствием крупных расходов на потребление декларированным доходам;

Информация о работе Взяточничество: уголовно-правовая характеристика