Взяточничество: уголовно-правовая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с ним.
Эта цель диктует и задачи:
 Определиться с понятием взяточничества;
 Дать характеристику даче и получению взяток;
 Проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством;
 Выделить наиболее приемлемые пути в современной России для эффективной борьбы с взяточничеством.

Содержание

Введение
1 История борьбы с взяточничеством
2 Понятие взяточничества. Взяточничество и коррупция
3 Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
4 Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
5 Борьба с взяточничеством и коррупцией
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

кр взяточничество.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

В связи с этим возникает вопрос о разграничении «обычного подарка» и взятки. Мнение, что пять минимальных размеров опла­ты труда — это та граница, которая во всех случаях разделяет подарок от взятки, не может быть принято. «Обычный подарок», не влекущий никакой ответственности как для должностного лица, его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не только относительно небольшим размером. Независи­мо от размера, незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служеб­ного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения; 2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за неза­конные действия (бездействие). И только в том случае, когда иму­щественное вознаграждение без какой-либо предварительной дого­воренности об этом было передано должностному лицу за его право­мерное действие (бездействие) по службе, решающим для разгра­ничения подарка и взятки будет размер этого вознаграждения.

Взятка может быть получена должностным лицом лично или через посредника, каковым признается лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки.

С субъективной стороны получение взятки — это умышлен­ное преступление, совершенное из корыстных побуждений. Долж­ностное лицо — взяткополучатель сознает, что материальные цен­ности или выгоды переданы (предоставлены) ему именно как взят­ка за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, либо за способствование в силу должностного положения действиям (бездействию) других лиц, в чем заинтересован взяткодатель, или за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляе­мым им лицам, а равно за незаконные действия (бездействие) по службе.

Если должностное лицо, получая материальные ценности, вво­дит в заблуждение тех, кто их передает, создает видимость право­мерности их получения, утверждая, например, что ценности полу­чаются в качестве оплаты за оказанную учреждением услугу, вы­полненную работу, в виде штрафа и т. п., содеянное не может рас­сматриваться как получение взятки. Эти действия квалифициру­ются как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Субъектом уголовного преступления - получения взятки, предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [8].

Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должност­ных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Специальный субъект преступления признается квалифици­рующим признаком. Это лицо, занимающее государственную долж­ность Российской Федерации или государственную должность субъ­екта Российской Федерации, а также глава органа местного само­управления. По УК РСФСР 1960 г. квалифицированным видом при­знавалось получение взятки должностным лицом, занимающим от­ветственное положение. Это понятие было сугубо оценочным и тол­ковалось на практике достаточно широко. Ныне понятие лиц, за­нимающих государственную должность РФ или субъекта РФ, рас­крывается в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК и, как указывалось выше, в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и в Указе Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федерации».

Рассмотрим особо квалифицирующие признаки получения взятки (ч. 4 ст. 290 УК РФ).

а) Получение взятки по предварительному сговору или организованной группой. Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в совершении пре­ступления участвовало два и более должностных лица, заранее, т. е. до начала преступления, договорившихся об этом. В сговор преступников входит, что они будут получать незаконное возна­граждение (услуги) за те или иные действия (бездействие) в инте­ресах взяткодателя или представляемых им юридических или физических лиц с использованием служебного положения либо за общее покровительство или попустительство по службе. Преступ­ление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из этих лиц. При этом не имеет значения, сознавал ли взят­кодатель, что в получении взятки участвует несколько должност­ных лиц. При получении взятки по предварительному сговору груп­пой лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг.

Должностное лицо, получившее без предварительной догово­ренности с другим должностным лицом взятку, а затем передав­шее последнему в интересах взяткодателя часть полученного, не­сет ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки. Действия частного лица, а также служащего, не яв­ляющегося должностным лицом, который по предварительному сговору с должностным лицом непосредственно участвовал в полу­чении взятки, рассматриваются как соучастие в получении взятки.

Напротив, в число членов организованной группы лиц, объ­единившихся для получения взятки, наряду с должностными мо­гут входить и иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления. Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несет ответствен­ность за все совершенные организованной группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организо­ванной группы несут ответственность как соисполнители по тем эпизодам получения взяток, в подготовке или в совершении кото­рых они участвовали.

б) Утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ,

в) Получение взятки, совершенное путем ее вымогательст­ва. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. истолковал как «требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции  в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов».

В обоих случаях, когда имеет место получение взятки, сопря­женное с ее вымогательством, взяткодатель вынужден дать взят­ку с тем, чтобы защитить или обеспечить реализацию своих закон­ных, правоохраняемых интересов, которые ставятся под угрозу вымогателем. Поэтому, если взяткодатель заинтересован в непра­вомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленный порядок, добиться удовлетворения своих незакон­ных интересов, получить незаконные льготы, уйти от заслуженной ответственности и т. п., вымогательство как квалифицирующий при­знак получения взятки и как обстоятельство, влекущее освобож­дение взяткодателя от уголовной ответственности, отсутствует.

Так, не будет вымогательства, если налоговый инспектор, ули­чив кого-либо в уклонении от уплаты налога, требует дать ему взятку, угрожая в противном случае передать материал в следст­венные органы для привлечения виновного к ответственности.

Должностное лицо, вымогающее взятку, может и не высказы­вать напрямую какие-либо угрозы взяткодателю. Оно просто умыш­ленно не выполняет своих обязанностей, не выполняет действий, в которых заинтересован будущий взяткодатель и которые оно не только могло, но и обязано было выполнить. Тем самым нарушают­ся правоохраняемые интересы гражданина, вынуждаемого доби­ваться их удовлетворения с помощью взятки. Таким вымогатель­ством взятки могут, например, быть действия должностного лица, умышленно незаконно отказывающего субъекту предприниматель­ства в выдаче специального разрешения (лицензии) на право заня­тия определенной деятельностью или с целью побудить последне­го к даче взятки уклоняющемуся от выдачи лицензии.

г) Крупный размер получения взятки исчисляется в денеж­ном выражении. Стоимость предмета взятки определяется на ос­новании цен на товары, расценок или тарифов на услуги, валютно­го курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существо­вавших на момент совершения преступления, а при их отсутст­вии — на основании заключения экспертов. Согласно примечанию к ст. 290 УК, крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имуществен­ного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей [9].

Если незаконное вознаграждение в крупном размере получе­но частями, но эти действия представляют собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицировать­ся как получение взятки в крупном размере.

При совершении преступления в соучастии квалифицирую­щие признаки, характеризующие повышенную общественную опас­ность самого деяния (вымогательство, крупный размер взятки, груп­па лиц, действующих по предварительному сговору, или организо­ванная группа, особое положение взяткополучателя, о котором го­ворится в ч. 3 ст. 290 УК), должны вменяться в вину и соучастни­кам получения взятки (соисполнителям, организаторам, подстре­кателям, пособникам), если эти обстоятельства охватывались их умыслом.


4 Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

 

Дача взятки состоит в незаконном вручении, пе­редаче материальных ценностей или предоставлении выгод иму­щественного характера должностному лицу лично или через по­средника за совершение действий (бездействия), входящих в слу­жебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покрови­тельство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).

Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Дача взятки, а равно их получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Соответст­венно, не может состояться оконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного харак­тера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должност­ным лицом. Поэтому предложение должностному лицу материаль­ных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должност­ного лица или посреднику во взяточничестве со стороны долж­ностного лица, если за этим не последует принятие последним взят­ки, нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе.

Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки либо на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

Таким образом, дача взятки является своеобразным необхо­димым соучастием в получении взятки, в отличие от других случа­ев соучастия в этом преступлении против интересов публичной службы, выделенных в самостоятельный состав преступления.

Путем дачи взятки субъект может склонить должностное лицо к совершению заведомо противозаконного действия (бездействия) по службе (ч. 2 ст. 291 УК), которое само по себе является преступ­лением. В этих случаях он должен нести ответственность не толь­ко за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в пре­ступлении должностного лица.

Субъектом преступления может быть гражданин России, ино­странный гражданин и лицо без гражданства.

Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16-летнего возраста.

В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для ква­лификации дачи взятки. Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несет от­ветственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о вы­полнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.

Должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение – как соучастник дачи взятки.

С субъективной стороны дача взятки совершается с прямым умыслом. В содержание умысла преступника входит то, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение (вы­году) имущественного характера именно как взятку, т. е. за дейст­вие или бездействие последнего с использованием служебных пол­номочий либо за способствование в силу должностного положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом или за общее покровительство или попустительство по службе. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований пере­дачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерность, состав дачи взятки отсутствует.

Информация о работе Взяточничество: уголовно-правовая характеристика