Принципы и правовые основы организации и деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:00, лекция

Описание работы

Принципы представляют собой исходное положения деятельности теории, науки, на которых организуется осуществление тех задач, которые ставит перед собой та или иная структура, организация.
Принципы организации и деятельности- это основополагающие, руководящие положение определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. ( Рохлин В.И., Дворянский А.М.)

Работа содержит 1 файл

прокурорский надзор.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

 

Структура ген. прокуратуры РФ составляют.

1.главные управления

2.управления и отделы (на правах управления в составе управления)

       Начальники главных  управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений.

В главных управлениях  и отделах устанавливаются должности  старших прокуроров.

      Ген.  прокурор РФ имеет советников, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений.

       Первый заместитель и заместитель генерального прокурора имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

    В Ген. прокуратуре РФ образуется на правилах структурного подразделения главная военная прокуратура РФ возглавляемая заместителем ген. прокурора.

   Система территориальных  прокуратур РФ соответствует федеративному устройству РФ (Области, края, республики, города федерального значения, и т.д.), сколько субъектов столько и прокуратур.

    В соответствии с административно территориальным делением субъектов РФ на их территории действуют прокуратуры городов, районов, которые подчиняются прокурорам республик, краев, областей. Прокуроры городов обладают функциями руководства и контроля за деятельностью районных прокуратур.

     Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализации прокуроры возглавляют, соответствующие прокуратуры, которые имеют  заместителей.

     В прокуратурах субъектов РФ приравненных к ним военных и иных специальных прокуратур образуются коллегии в составе: прокурора субъекта РФ, его первого заместителя.

     В прокуратурах субъектов РФ приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуют управления и отделы ( на правах управления, в составе управлений).

     Начальник управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений- помощников прокурора субъектов РФ. В данных прокуратурах устанавливаются с должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений.

     Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителя начальника управлений.

     Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специальные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуратуры. В них устанавливаются должности первого заместителя прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

 

 

 

Лекция

Субъекты прокурорского  надзора.

 

     В ходе осуществления прокурорского надзора прокурор вступает в различные правовые отношения с широким кругом органов государственной власти управления, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий, граждан.

     Под субъектами прокурорского надзора следует понимать любое лицо (орган, организация) наделенное определенными правами и обязанностями и совершающая в их приделах действие (воздержание от них) вступающих в прокурорские отношения с другими субъектами при реализации свои прав и обязанностей.

     Субъекты прокурорского надзора можно классифицировать по такому признаку как их роль и место в прокурорских правоотношениях.

  1. субъекты с государственно - властно- надзорными полномочиями.
  2. субъекты с государственно властными полномочиями
  3. субъекты, не имеющие государственно- властных полномочий

     К I группе относятся управомоченные должностные лица, охватываемая терминам прокурор- ген. прокурор РФ, его советники, старшие советники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители ген. прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, помощники главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры и их заместители.

     Статус прокурора не распространяется на следователей следственного комитета:

  1. ген. прокурор
  2. прокурора субъектов
  3. прокуроры городов районов

     К II группе субъектов государственно - властными полномочиями относится

1. Прокурорские работники - это прокуроры и следователи, а так же другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины

а) следователи

б) все лица имеющие  классные чины

2. органы государственной власти

а) они сами осуществляют надзор

б) деятельность их поднадзорна  органами контроля

3. органы законодательной  (представительной власти)

а) осуществление контроля за принятием законов.

4. министерство обороны  РФ

5. Учреждения и органы, исполняющие наказания

а) учреждения и органы исполнения наказания в виде лишения свободы

б) уголовно исполнительная инспекция

в) судебные пристава

III. субъекты, имеющие государственно- властные полномочия к ним относятся

  1. ОМСУ и другие органы наделенные полномочиями на решения вопросов местного значения и не входящих в систему органов власти
  2. 2.юридические лица

а) коммерческие организации

б) не коммерческие организации

 

Лекция

Процессуальные  и иные документы.

 

 

     Деятельность Прокуратуры как правил находит отражение в документах. Документы Прокуратуры содержат сведения, имеющие юридическое значение, облечены в предусмотренную правовым актом форму (изложены на государственных языках, имеют определенную структуру внешние реквизиты). Они исходят от строго определенного круга субъекта – Прокуроров, прокурорских работников, и иных органов государственной власти и не государственных органов в связи с осуществлением своей власти.

     Правовая  сущность состоит в том, что  эти акты подтверждают законность  деятельности составивших их органов и должностных лиц с одной стороны и указывают на необходимость соблюдения прав, законные интересы граждан, организаций, вовлекающих в прокурорские правоотношения с другой.

 

     Документы  Прокуратуры:

  1. Процессуальные
  2. Иные

     Процессуальные документы – результат деятельности Прокуратуры при осуществлении двух функций

 а) участия в  рассмотрении дел судами

 б) уголовного преследования

     Иные –  результат деятельности Прокуратуры  при осуществлении ею иных  функций.

     Каждая группа делится на два вида:

 а) информационно – удовлетворительного характера – это акты исполнения обязанностей и осуществление прав органов государства и не государственными органами (уведомление о производстве личного обыска, извещение).

 б) властно – распорядительного характера – это акты применения норм права (правоприменительные акты), постановления, протоколы, протест, представление, предостережения.

 

Требования, предъявляемые  к документам:

Делятся на два вида:

  1. Общие требования

 а) законности документа;

 б) полнота документа;

 в) истинности документа;

 г) своевременности  документа;

 д) языковые и  эстетические требования;

    2. Специфические  требования

 а) обоснованность  – решение должно соответствовать  материалам дела

 б) мотивированность  – мотивы принятия решения

 в) справедливость  – учет сложившихся обстоятельств  дела, личность субъекта

 

 

ЛЕКЦИЯ

Прокурорский  надзор за исполнением законов и  законностью правовых актов.

 

     Работа органов Прокуратуры подразделяется на ряд отраслей (направлений). Одной из них надзор за исполнением законов и законность правовых  актов.                 Данную отрасль надзора называют общим надзором.

     В ходе подготовки концепции судебной реформы одно из направлений свергнуть общий надзор Прокурора в этой сфере каких- либо властных полномочий сохранить за ним одну возможность обращения в суд, а основной функцией предлагается признать уголовное преследование.

    Объекты прокурорского надзора: 1. федеральные министерства

  1. службы и иные федеральные органы исполнительной власти
  2. представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ
  3. органы местного самоуправления
  4. органы военного управления
  5. органы контроля их должностные лица
  6. органы управления и руководители коммерческих организаций

 

     Предмет надзора:

два самостоятельных элемента:

  1. соблюдение конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, за исключением регулирования деятельности, органов дознания и предварительного следствия, оперативно- розыскной деятельности, органов и учреждений исполнения уголовного наказания
  2. соответствие  законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами (п.1 ст. 22 закона о прокуратуре).

   Требования: недопустимость подмены прокуратурой иных государственных органов. Оно базируется на двух условиях:

  1. прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона
  2. содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуется принятие мер непосредственно прокурором.

 

     Характер прокурорского надзора как особого вида государственной деятельности связан с отсутствием у прокурора административных полномочий.               Выявив нарушения закона, прокурор ставит лишь вопрос об их устранении (перед соответствующими должностными лицами).

     Сущность прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов состоит в деятельности прокуроров по изучению поступающей к ним информации о нарушении законов, в получении и анализе различного рода материалов, статистических данных о работе поднадзорных объектов, которые могут содержать сведения, указывающие на необходимость проведения проверок своими силами или привлечение контролирующих органов, оценке нормативных актов с позиции их соответствия законам, а также принятие мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных правонарушений и отмены нормативных актов противоречащих закону.

 

Задачи общего надзора

     Посредством использования полномочий прокуратуры добиться строгого и неукаснительного исполнения законов поднадзорными органами и учреждениями, их должностными лицами, а также отмены правовых актов.

 

     Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов и законностью нормативных актов.

     Для осуществления прокурорского надзора прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности.

     Полномочия по своему содержанию и целям делятся на три группы:

1.полномочия по выявлению  нарушений закона их причин  и условий.

2. полномочия по устранению  нарушений закона и привлечению виновных лиц к ответственности

3. полномочия по предупреждению  нарушения закона.

 

1 группа: обеспечение полномочий, основы: установление фактических данных о событии, способе, причиненный вред, обстоятельства.

1.право прокурора на  безпрепятственный вход на территорию и помещение органов, надзор за исполнением законов, которыми осуществляет прокурор

2. доступ к интересующим  его документам и материалам (для  служебного пользования, государственная  тайна).

3. возмодность истребовать  в прокуратуру необходимые документы, материалы и статистические данные.

4. право вызова должностных  лиц и граждан для объяснения  по поводу нарушений закона.

5. использование и  привлечение помощи специалистов.

6. требовать от руководителей  поднадзорных органов проведения  проверок в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями.

7. требовать от руководителей  поднадзорных органов проведения  ревизий, деятельности подконтрольных  или подведомственных предприятий,  учреждений и организаций.

Информация о работе Принципы и правовые основы организации и деятельности прокуратуры