Реабилитация в уголовном судопроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:29, реферат

Описание работы

Проблемы разработки исследований по вопросам положения лиц, необоснованно привлекаемых и привлеченных к уголовной ответственности, становятся особенно актуальными в настоящее время, когда государство стремится к становлению правового государства.

Содержание

Глава 1. Становление и развитие института реабилитации в российском
уголовном судопроизводстве……………………………………………………..5
Глава 2. Понятие, сущность, основания и условия реабилитации 29
§ 1. Понятие и сущность реабилитации 29
§ 2. Основания и условия реабилитации 40
Глава 3. Порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или
необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещение
причиненного ему вреда 53
§ 1. Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными
действиями органов дознания, предварительного следствия и
прокуратуры 53
§ 2. Порядок возмещения вреда действиями органов дознания,
предварительного следствия и прокуратуры 71
Заключение 80
Список использованной литературы 84

Работа содержит 1 файл

мой реф по уг проц измен.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

      В определении, содержащемся в ГК РФ, по нашему мнению, не отражен очень важный момент - так называемые «социальные потери». Они могут быть выражены в умалении чести, достоинства, репутации человека, в изменении общественного мнения и т.д. Вот почему более точным представляется определение, данное В.В. Хатуаевой, хотя и относящееся только к вреду от преступления: «по своей сути, моральный вред - это страдания, которые отражаются в сознании человека в форме негативных ощущений

(физические  страдания), и негативных переживаний (нравственные страдания) следствием которых являются психические изменения в сознании человека, а также субъективные потери, переживаемые лицом как-предвидимые последствия преступного посягательства».1

     Действительно, факт привлечения граждан к уголовной ответственности, а тем более арест, неминуемо становится известным довольно широкому кругу лиц. Обычно это бывает связано с направлением различных запросов по месту работы, жительства, вызовами, приводами, отстранением от должности, арестом, допросами свидетелей, ревизиями, обысками и другими следственными действиями, которые не могут остаться не замеченными соседями, сослуживцами. По результатам следствия в трудовых коллективах проводятся собрания, направляются представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления. Все это не может не подорвать репутацию, не запятнать имя гражданина. Окружающие люди по-иному начинают оценивать его моральные качества, и в результате наносится существенный вред его чести.

      Исходя  из сказанного, под моральным вредом, явившимся результатом незаконных действий органов дознания, следователя и прокурора, следует считать: а) физические страдания, т.е. негативные ощущения; б) нравственные страдания, т.е. негативные переживания; в) социальные потери, причиненные такими незаконными действиями.2

      Кроме того, представляется необходимым конкретизировать моральный вред, причиненный незаконным или необоснованным уголовным преследованием, в ст. 136 УПК РФ (подобно тому, как  это имеет место применительно  к имущественному вреду). В связи с этим в ст. 136 УПК РФ следует предусмотреть ч 1 следующего содержания:

     «1. Возмещение реабилитированному морального вреда включает в себя возмещение:

    1. физических страданий;
    2. нравственных страданий;

           3)социальных потерь, причиненных незаконным или необоснованным уголовным преследованием», а действующие чч. 1-4 ст. 136    УПК РФ    считать соответственно ЧЧ.2-5.

     Возмещение  морального вреда осуществляется в  двух формах: нематериальной и денежной.

      Нематериальной  формой компенсациям морального вреда служит, прежде всего, принесение прокурором от имени государства официального извинения реабилитированному за причиненный ему вред (ч.1 ст. 136 УПК РФ). Возложение этой обязанности именно на прокурора обусловлено выполнением прокурором от имени государства уголовного преследования, а также надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч.1 ст.37 УПК РФ). Указанное требование к прокурорам является, по нашему мнению, довольно спорным. Во-первых, почему именно ими приносится официальное извинение от имени государства реабилитированному за причиненный вред? Нет сомнений, что не только органы прокуратуры были так называемыми «виновниками события». Во-вторых, должностные лица относятся к обязанности извинения формально и в большинстве своем не исполняют это указание, поскольку законодательством оно предусмотрено в устной форме.

      К нематериальной форме возмещения морального вреда относится предусмотренное  ч.З ст. 136 УПК РФ обязательное сообщение  средств массовой информации о реабилитации лица, если в них были распространены сведения о задержании, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера и иных примененных к реабилитированному незаконных действий. Данное правило касается как публикаций в печати, как и распространения сведений об уголовном преследовании лица по радио, телевидению или в любых иных средствах массовой информации.

      Информация  о реабилитации лица сообщается по требованию реабилитированного (а в случае его смерти — по требованиию его близких родственников или родственников) либо по письменному указанию прокурора, следователя, дознавателя. Средства массовой информации обязаны сделать сообщение о реабилитации в течение 30 суток с момента поступления соответствующего требования или указания.

      При отказе средства массовой информации в распространении сообщения  о реабилитации реабилитированный  может предъявить к нему иск с  таким требованием на основания  ч.2 ст. 152 ГК РФ.

      Закон РФ "О средствах массовой информации", не выделяя отдельно опровержение информации, помещенной в отношении реабилитированных  граждан, детализирует общий порядок  опровержения порочащих честь и  достоинство сведений. Согласно ст.2 Закона РФ «О средствах массовой

 Хатуаева  В.В. Проблемы компенсации  морального вреда  в уголовном процессе России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2000. С. 12.

      2 Обзор различных точек зрения о понятии морального вреда// См.: Нарижный СВ. Компенсация морального вреда в уголовном судопроизводстве России. - СПб.: Издательский дом Герда, 2001. С. 34-41.

        информации» под ними понимается  периодическое печатное издание,  радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная  программа, иная форма периодического  распространения массовой информации. В представленном в редакцию тексте опровержения должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации. Объем опровержения не может вдвое превышать объем опровергаемого материала, но нельзя требовать, чтобы он был менее одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение должно последовать:

      1) в средствах массовой информации, выходящих в свет не реже одного 
раза неделю, в течение 10 дней со дня получения текста опровержения;

    2) в иных средствах массовой информации - в планируемом выпуске.

     В течение месяца с момента получения  требования об опровержении редакция обязана в письменной форме уведомить  заинтересованное лицо о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе с указанием мотивов последнего.

      Право на опровержение, кроме самого гражданина, имеют также его законные представители, если сам он не имеет возможности  потребовать опровержения (ст. 43 Закона). Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 136 УПК РФ таким правом наделен реабилитированный, а в случае его смерти - его близкие родственники или родственники либо соответствующая обязанность возложена на прокуроров, следователей, дознавателей. В данном случае законодательное определение субъектов, которые могут требовать такое право, в УПК РФ и Законе РФ «О средствах массовой информации» расходится. Таким образом, норма ст. 43 Закона «О средствах массовой информации» должна быть приведена в соответствие с ч. 3 ст. 136 УПК РФ.

      Отказ в опровержении либо нарушение установленного порядка могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. Законом РФ "О средствах массовой информации" устанавливается сокращенный срок подачи искового заявления для реализации лицом своего права на опровержение, в том числе и через суд - в течение года со дня распространения опровергаемых сведений.

     Вместе  с тем пропуск этого срока  исковой давности по общему правилу не препятствует обращению лица за судебной защитой, поскольку в соответствии со ст. 199 ГК РФ предъявленный иск рассматривается по существу с выяснением всех обстоятельств спорного правоотношения, в том числе и причин пропуска срока давности. Суд вправе признать уважительной причину пропуска срока исковой давности и защитить нарушенное право гражданина (ст. 205 ГК РФ).

     Следует также отметить, что в ч.З ст. 136 УПК РФ указывается на перечень сведений, подлежащих опровержению в  средствах массовой информации (в печати, по радио, телевидению и т.д.). Применительно к досудебному производству относятся сведения: о задержании, о заключении под стражу, об отстранении от должности, о применении иных незаконных действий (например, обыска). Отсюда следует, что любые СМИ обязаны выдать информацию о реабилитации, если ранее они упоминали данное лицо в рамках перечня, указанного выше.

     Однако  здесь можно столкнуться с  определенными проблемами, к примеру, если в газете опубликовано сообщение  о факте ареста лица, реабилитированного впоследствии. Лицо, чтобы возместить моральный ущерб, причиненный ему фактом указанной публикации, требует опровержения распространенных сведений. Но как поступить, если данная газета разорилась или ее тираж уменьшился в разы. Согласно мнению Б.Т. Безлепкина, лишь, когда все лица, узнавшие о привлечении лица к уголовной ответственности и о осуждении, будут также извещены о его реабилитации, тогда можно считать, что гражданину возмещен моральный ущерб. Наконец, нематериальной формой возмещения морального вреда является также направление письменного сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства. Данная обязанность возложена на досудебном производстве на прокурора, следователя, дознавателя, которые в случае поступления требования реабилитированного, а в случае его смерти - его близких родственников или родственников, должны выполнить указанную обязанность в течение четырнадцати суток (ч.4 ст. 136 УПК РФ).

      Цель  данной нормы заключается в том. чтобы в глазах общественности реабилитированное лицо предстало невиновным человеком, не совершавшим преступление. При подготовке письменных сообщений прокурор, следователь, дознаватель должны разъяснять положения уголовно-процессуального закона о реабилитации там, где возможно их неоднозначное толкование, не употреблять выражений, позволяющих сомневаться в полной реабилитации гражданина.

      Учитывая, что круг лиц, которым стало известно о расследовании, бывает различен, следует  использовать не только письменные сообщения, но и другие формы: опровержение в печати, по радио, телевидению, устный доклад в трудовом коллективе, по месту жительства. При этом данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным.

     В денежной форме компенсация морального вреда осуществляется в порядке  гражданского судопроизводства (ч.2 ст. 136 УПК РФ). Возможность предъявления в этом порядке иска о компенсации  морального вреда в денежном выражении предусмотрена ст. 151 ГК РФ.

      Суд по иску реабилитированного гражданина принимает решение о денежной компенсации морального вреда, руководствуясь ст.ст. 151,1100, 1101 ГКРФ.

     Конкретный  размер компенсации морального вреда  определяется судом по его усмотрению в зависимости от характера причиненных этому лицу физических и нравственных страданий, учитывая требования разумности и справедливости (ч.2 ст. 1101 ГК РФ). Часть 3 этой же статьи предусматривает, что характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, а также индивидуальных особенностей потерпевшего.

      В связи с этим отмечаем, что в  п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», указано, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, например, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Соответственно, Указ от 18 мая 1981 г. и Инструкция от 12 марта 1982 г., не предусматривая возможности возмещения морального вреда, не только вступают в противоречие с действующим гражданским законодательством, но и в определенном смысле могут повлечь за собой нарушение права гражданина на компенсацию причиненного ему морального вреда. Поднимая данный вопрос на уровне уголовно-процессуального законодательства, исходим из того, что авторы обошли стороной вопросы о способах и размерах компенсации морального вреда.

Информация о работе Реабилитация в уголовном судопроизводстве