Система принципов уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выяснении мировоззренческой, правовой и функциональной природы принципов современного уголовного процесса; в уяснении онтологических и идеологических предпосылок системности принципов и их влияния на формирование современной системы мировоззренческих идей относительно должного и сущего в уголовном процессе; в выявлении оптимальных способов проявления принципов в праве и реализации их в правоприменительной деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Законность - универсальный, всеохватывающий принцип, который находит свое выражение во всех принципах и нормах процессуального права,
характеризует все стороны уголовного судопроизводства и потому не может
рассматриваться как равновеликое начало с собственно процессуальными
принципами. Она занимает особое место среди равных ей общеправовых
принципов,              действующих              в              уголовном              судопроизводстве.
Законность - принцип принципов уголовного процесса. Собственно
процессуальные (специализированные) принципы - это принципы реализации
законности              в уголовном               процессе.
 

3.2.Принцип публичности

Согласно ст. 2 Конституции РФ государство принимает на себя обязанность обеспечить права и свободы граждан, возбу­дить уголовное преследование в отношении лица, совершивше­го преступление, независимо от условий, при которых после­днее имело место, безотносительно от желания или нежелания на то пострадавшего (потерпевшего).

В этом заключается принцип публичности. В нем выражается государственное начало уголовного процесса, суть которого в том, что зашита общества и граждан от преступных посяга­тельств является важной и ответственной обязанностью право­охранительных органов, а не делом самих граждан[4]. Этот принцип пронизывает все стадии уголовного процесса и распространяется на все органы (должностные лица), осуще­ствляющие уголовное преследование. Между тем он совершенно не касается деятельности суда и судьи.

 

         Принцип публичности наделяет государственные органы широкими властными полномочиями, ставит их в положение активных субъектов процесса, обязанных производить все необходимые процессуальные действия по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и их справедливому наказанию и недопущению привлечения к уголовной               ответственности               и              осуждению              невиновных.
        Государственные органы должны основывать свои выводы на такой
совокупности собранных, всесторонне и объективно исследованных
доказательств, которая делает эти выводы обоснованными и справедливыми.

          В силу принципа публичности только государственные органы, ведущие уголовный процесс, могут применять нормы права, меры процессуального принуждения, принимать решения о начале, движении и судьбе уголовного дела.

         Каждый государственный орган, в производстве которого находится
уголовное дело, обязан не только разъяснять участвующим в деле лицам их
права, но и обеспечивать реальную возможность их осуществления, а при
необходимости обеспечивать личную и имущественную безопасность (ст. 58, 58
УПК).

       Публично-правовой характер принципа проявляется и в
том, что органы государства на стадии предварительного производства по своей
инициативе обязаны возбуждать уголовное дело, собирать и исследовать
доказательства, которые опровергают возведенное               против подозреваемого подозрение, а также обоснованность предъявленного обвиняемому обвинения и реабилитировать невиновного. Государственные органы обязаны строго соблюдать установленный законом порядок возмещения государством обвиняемому и подозреваемому ущерба, причиненного незаконным действием (или бездействием) должностных лиц при производстве по делу (ст. 53 Конституции,               ст.               58              УПК).
        Принцип публичности пронизывает все производство по делу и обеспечивает как достижение общих целей процесса, так и выполнение непосредственных задач в каждой отдельной его стадии. Суд выполняет свое публично-правовое предназначение путем осуществления правосудия.
 


          3.3. Осуществление правосудия по уголовным делам только судом


          Этот принцип, предусматривающий исключительное право суда осуществлять правосудие, не допускает переложения данной функции ни на один               внесудебный               орган               государства.
          Указанный принцип, сформулированный в ст. 118 Конституции Российской Федерации, получает свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, раскрывающей саму суть правосудия: признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только               суд               своим               приговором.
          Только суд вправе принять решение о применении указанных в законе мер
процессуального принуждения, ограничивающих права, и свободы человека и
гражданина. Только суд вправе принять решение о применении к лицу
принудительной меры медицинского характера. Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина.
          Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается
судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все
судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех
формах, какие соответствуют характеру и назначению разрешаемых в данной
стадии              задач[5].
          Принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или
изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в
порядке осуществления правосудия по уголовным делам. Ни одно судебное
решение не может быть отменено или изменено каким бы то ни было
государственным органом, в том числе высшей государственной властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти:
вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, не исключая
высшие               органы              власти              (ст.              358              УПК).
Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что
деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие
преимущества в разрешении уголовных дел, какими не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.
          Проведение судебной реформы включает внесение изменений в определение содержания самой функции отправления правосудия.

Судебная власть - призвана охранять права и свободы личности, осуществлять надзор за  вынесением правильных и справедливых решений. Она   должна быть полностью очищена от действий обвинительного характера. Судьи не должны совершать никаких действий, направленных на раскрытие преступлений и изобличение виновных, в частности, формулировать в отношении правонарушителя обвинение и предавать его суду (ст. 418 УПК), вручать подсудимому копию обвинительного заключения и оглашать его в судебном заседании (ст. 237, 278 УПК), первым допрашивать подсудимого, потерпевшего, свидетелей на судебном следствии, принимать меры к восполнению доказательств обвинения путем направления дела на доследование, возбуждать дело по новому обвинению и в
отношении других лиц.

Все эти, как и многие другие, действия, выполняемые
судом в силу требований УПК, вносят в правосудие элементы обвинительного
уклона и негативно сказываются на объективности рассмотрения уголовных дел.
          На освобождение суда от несвойственных ему обязанностей направлена судебная реформа, идеи которой частично реализованы в разделе Х УПК (закон от 16.07.93 г.) и устанавливают производство в суде присяжных.


        3.4.Уважение чести и достоинства личности.

 

        В ст. 21 Конституции Российской Федерации записано: "Достоинство
личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его
умаления".

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Из этого конституционного принципа следует ряд принципиальных положений для уголовного судопроизводства.

В уголовном процессе, где в интересах обеспечения правильного хода и исхода дела приходится ограничивать права и свободы не только обвиняемого и подозреваемого, но и потерпевшего, свидетеля и других лиц, выяснять
обстоятельства личной жизни граждан, необходим особенно прочный механизм
гарантий от неосновательного стеснения этих ценностных личных благ. Такую
охранительную функцию выполняет принцип, который основан на комплексе
правовых норм и выражает обязанность суда, прокурора, следователя и лица,
производящего дознание, при выполнении процессуальных действий и вынесении решений не допускать унижения чести и достоинства участвующих в деле лиц и применять к ним меры процессуального принуждения только в случаях действительной необходимости и не иначе как на основании, в порядке и пределах, предусмотренных законом. Более того, органы государства обязаны
принимать необходимые меры к охране безопасности, чести и достоинства
участвующих в деле лиц, членов их семей или близких родственников от
возможных на них посягательств со стороны кого бы то ни было.
Принцип определяет взаимоотношения между органами государства и
участвующими в деле лицами таким образом, что первые обязаны оберегать честь и достоинство участвующих в деле лиц, вторые располагают широким комплексом средств защиты от унижающего с ними обращения, в том числе обжалование любых действий и решений должностных лиц, если этими действиями и решениями нарушены или иным образом ущемлены их интересы. Названный принцип служит преградой для выполнения действий, могущих причинить личности физический, моральный или иной ущерб. Так, при производстве следственного эксперимента, освидетельствования, личного обыска не допускаются действия, унижающие честь и достоинство участвующих в них лиц или опасные для их здоровья (ст. 172,
181, 183 УПК). Никто из участников судопроизводства не может быть без его
добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам, в частности, для получения доказательств. Если при производстве по делу будут
выявлены сведения, касающиеся интимных сторон жизни участвующих в процессе лиц, тайны усыновления, врачебной тайны и т. п., то органы государства обязаны принять меры к предотвращению разглашения таких сведений (ст. 18, 170 УПК). Лицо, подлежащее допросу, не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции). Суд не вправе включать в оправдательный приговор формулировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного или порочащие его.

Закон запрещает органам дознания, следователю, прокурору и суду домогаться показаний обвиняемого и других лиц путем насилия, угроз и других незаконных мер (ст. 20 УПК). Закон не позволяет также производить процессуальные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства              (ст.              150              УПК).
          Рассматриваемый принцип находит свое проявление и в требованиях закона о возмещении ущерба реабилитированному лицу.

Если в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного задержания, незаконного применения меры пресечения, незаконного осуждения невиновному причинен ущерб, то такой ущерб в случае вынесения оправдательного приговора или прекращения дела по любому реабилитирующему основанию возмещается в полном объеме независимо от вины органов дознания, следователя, прокурора и суда, причем за реабилитированным сохраняется право на возмещение не только имущественного и иного ущерба, связанного с пенсионными, трудовыми, жилищными и другими отношениями, но и морального ущерба – восстановление доброго имени, чести, достоинства, репутации (ст. 58 УПК).
Таким образом, данный принцип направлен на реализацию конституционной основы об охране чести и достоинства личности, от неправомерных действий затрагивающих ее интересы; соблюдение этических норм лицами осуществляющими процесс судопроизводства.

 


          3.5. Неприкосновенность личности

 

Данный принцип закреплён в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, п. 1, 2 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 5 Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод, ст. 22 Конституции РФ и ст.10 УПК.

Общая идея неприкосновенности личности выражена в следующих положениях: 1) физическая сущность человека неприкосновенна. Никто не вправе удерживать человека в каком-либо месте, помещении. Запрещается содержание человека в неволе; 2) каждый человек имеет право на свободу законных действий, никто не вправе лишать или ограничивать его в этих действиях.

Однако в уголовном процессе в целях прекращения лицом преступной деятельности, предотвращения возможности скрыться или воспрепятствовать установлению истины по делу, а также для обеспечения исполнения приговора в порядке исключения из рассматриваемого принципа законом допускается задержание лица, заключение его под стражу и содержание под стражей в качестве меры пресечения, помещение в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы.

В связи с этим применительно к уголовному судопроизводству суть принципа неприкосновенности личности сводится к таким правилам.

1. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишённого свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом.

3. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Статья 10 УПК не повторяет положение Конституции РФ о том, что личность неприкосновенна, а только дополняет и конкретизирует его применительно к уголовному судопроизводству. Поэтому при производстве по делу должностные лица, совершая любые процессуальные действия и принимая различные процессуальные решения, в первую очередь, должны исходить из того, что личность неприкосновенна и свободна в своих действиях. Гарантиями свободы передвижения и действий при производстве по делу являются: 1) определение круга лиц, к которым возможно применение ограничения свободы (ст. 91, 97, 100, 203 УПК); 2) установление требования о необходимости наличия оснований для задержания и заключения под стражу, а также определение исчерпывающего перечня этих оснований (ч. 1 ст. 10, ст. 91, 97 УПК); 3) определение предельных сроков для ограничения свободы лица (ст. 10, 94, 109, 255 УПК); 4) установление требования о необходимости судебного решения для заключения под стражу, помещения в медицинский или психиатрический стационар (ст. 22 Конституции РФ, ч. 2 ст. 94, ст. 108, 203 УПК). Предоставление права суду принимать решение об аресте предполагает участие в рассмотрении этого вопроса лица, в отношении которого возникла такая необходимость,              и его защитника. Это создает гарантии неприкосновенности личности и законности ареста. Исходя из данного принципа, срок содержания под стражей учитывается при назначении наказания (ч. 3–5 ст. 72 УК РФ). Заведомо незаконный арест влечет уголовную ответственность (ст. 301 УК РФ).

Соблюдение принципа неприкосновенности личности является гарантией свободы действий и передвижения человека.

 

3.6.Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

В уголовно-процессуальной деятельности права и свободы человека затрагиваются самым непосредственным образом. Государство берет на себя обязанность предотвратить необоснованные лишения прав и свобод человека, защитить личность от возможных неблагоприятных последствий, которые могут возникнуть в связи с производством по уголовному делу. Изложенное обусловливает существование принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовно-процессуальном праве (ст. 11 УПК), который развивает соответствующий конституционный принцип (ст. 2 и 17 Конституции РФ) и состоит из следующих положений.

Информация о работе Система принципов уголовного процесса