Технические средства и методы изъятия биологических объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:29, доклад

Описание работы

В данной работе описаны способы обнаружения и механизм изьятия следов биологического происхождения.
При расследовании преступлений неоценимую роль играют не только следы крови, но и следы различных выделений человеческого организма.

В случаях половых преступлений в содержимом влагалища, на теле и одежде потерпевших, а также на месте происшествия остаются следы спермы (семенной жидкости) насильников.

На месте убийств, краж и т. д. нередко обнаруживают окурки папирос со следами слюны на мундштуках или сигарет, брошенные или случайно оброненные участниками совершения преступления. На слое клея почтового конверта подчас присутствует слюна человека, заклеивавшего его.

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 48.15 Кб (Скачать)

     Технические средства и методы изъятия биологических объектов

     При расследовании преступлений неоценимую роль играют не только следы крови, но и следы различных выделений человеческого организма.

     В случаях половых преступлений в содержимом влагалища, на теле и одежде потерпевших, а также на месте происшествия остаются следы спермы (семенной жидкости) насильников.

     На месте убийств, краж и т. д. нередко обнаруживают окурки папирос со следами слюны на мундштуках или сигарет, брошенные или случайно оброненные участниками совершения преступления. На слое клея почтового конверта подчас присутствует слюна человека, заклеивавшего его.

     Иногда злоумышленник оставляет на месте преступления свою мочу.

     Пот и жиропот на предметах одежды или других вещах, забытых на месте преступления, может помочь найти преступника.

     Обнаружить следы выделений значительно труднее, чем следы крови, так как они не обладают таким цветом, который привлекает к себе внимание.

     Наряду с тщательным осмотром предметов невооруженным глазом или с лупой при достаточно ярком освещении целесообразно облучать их ультрафиолетовыми лучами. Выделения, как правило, дают голубоватую макролюминесценцию (свечение) различных оттенков и яркости, но нужно иметь в виду, что при некоторых изменениях эти объекты утрачивают способность люминесцировать.

     Описание и изъятие вещественных доказательств со следами выделений, упаковку их и направление в судебно-медицинскую лабораторию производят так же, как и при назначении экспертизы крови, с аналогичной документацией.

     Для расследования преступления большое значение имеет правильное изъятие содержимого влагалища потерпевшей. Его необходимо брать марлевым тампоном, а не в виде мазков на предметных стеклах: в мазках, как правило, невозможно определить групповую принадлежность спермы из-за малого количества объекта исследования.

     Следы cпермы

     Семенные пятна, образовавшиеся на светлых текстильных тканях, имеют сероватый или желтоватый цвет, наиболее интенсивный в периферической области пятен. На материях, окрашенных в темные тона, следы спермы представляются беловатыми; сквозь них нередко просвечивает фон предмета-носителя. Двумя характерными свойствами семенных пятен являются их извилистые, так называемые ландкартообразные очертания и жестковатость, как бы накрахмаленность того места ткани, где они образовались. Если сперма попала на материал, имеющий ворс, то она подсыхает на ворсинках в виде беловато-сероватых чешуек. На предметах с невсасывающей или маловсасывающей жидкость поверхностью сперма образует беловато-сероватые, иногда желтоватые корочки1.

     Срок, прошедший с момента попадания спермы на вещественные доказательства, несомненно, представляет для следствия интерес, но установление давности следов спермы (например, хлоридный метод) малоэффективно по тем же причинам, что и определение давности следов крови.

     Установление наличия спермы. Ввиду того, что следы спермы на вещественных доказательствах визуально могут быть очень плохо различимы, судебно-медицинский эксперт вынужден прибегать к некоторым ориентировочным методам исследования: макролюминесценции, химическим и микрокристаллическим реакциям, например реакции Флоранса,при которой в случае наличия спермы выпадают кристаллы коричневого цвета в форме косых параллелограммов, иногда с раздвоенными концами.

     Поскольку эти методы не являются доказательными для спермы, положительный результат их только помогает эксперту выявить следы для дальнейшего исследования; отрицательный же исход не исключает семенного происхождения следов.

     Для обнаружения следов, подозрительных на сперму, очень эффективна реакция с соком из клубней картофеля. Картофельный сок агглютинирует человеческие эритроциты независимо от их групповой принадлежности. В присутствии спермы агглютинация эритроцитов не наступает. Степень задержки агглютинации проверяют микроскопически. При этом в препарате нередко обнаруживают и сперматозоиды, что избавляет эксперта от дальнейших исследований. Задержка агглютинации происходит также при наличии женского молока, но пятна спермы и молока легко дифференцировать при помощи реакции на жир.

     Наличие спермы считается доказанным лишь при обнаружении ее морфологических элементов — сперматозоидов. Они состоят из головки, шейки и хвоста, имеющих, как выяснено методом электронной микроскопии, очень сложную структуру. Головка человеческого сперматозоида отличается по форме от головок сперматозоидов животных; она овальная и несколько сдавлена в верхней половине, вследствие чего в боковом положении представляется грушевидной. В нижней части головки содержится ядро, более интенсивно окрашивающееся, чем остальная ее часть. Достоверным основанием для вывода о семенном характере пятна служит выявление целого сперматозоида или сохранившегося не полностью, но состоящего из головки, шейки и хотя бы начального участка хвоста. Для обнаружения сперматозоидов предложено много методов: избирательная окраска в предмете-носителе, извлечение из пятен различными способами, непосредственная микроскопия, микролюминесцентный анализ, способ отпечатков. Однако все они трудоемки, требуют немалой затраты времени и не всегда ведут к цели, особенно если насильник страдал азооспермией. Поэтому изыскивают методы, результаты которых не зависели бы от наличия в сперме сперматозоидов. Многообещающими в этом смысле являются хроматография и упомянутая ранее реакция с соком из клубней картофеля.

     Разрешение вопроса о возможности происхождения спермы от определенного лица. Разрешение вопроса о возможности происхождения спермы от подозреваемого в изнасиловании основано, во-первых, на определении групп изосерологической системы АВО и, во-вторых, на исследовании феномена «выделительства» антигенов этой системы.

     Известно, что группа всех выделений, в частности спермы, каждого человека соответствует группе его крови. Однако у небольшого числа лиц (примерно 20%) в выделениях, в том числе и в сперме, групповые антигены либо не обнаруживаются обычными методами исследования («слабые выделители»), либо вовсе не выявляются («невыделители»). Категория «выделительства», присущая каждому человеку, качественно постоянна в течение всей его жизни. Это имеет большое значение, так как может быть использовано для весьма тонкого дифференцирования выделений, в частности спермы. Так, если сперма на одежде потерпевшей относится к группе В(III) и произошла от «выделителя» этого антигена, а подозреваемый тоже имеет группу В(III), но принадлежит к категории «слабых выделителей» или «невыделителей», то из этого следует, что, несмотря на совпадение группы, сперма на вещественных доказательствах не принадлежит подозреваемому.

     Установление групповой принадлежности спермы в следах на вещественных доказательствах, в образцах крови потерпевшей и подозреваемого, определение категории «выделительства» подозреваемого, а иногда и потерпевшей дают возможность:

     1) исключить принадлежность спермы в следах на предметах, подлежащих экспертизе, подозреваемому; 2) предположить, что сперма на вещественном доказательстве могла произойти от подозреваемого или какого-либо другого мужчины — «выделителя» той же группы.

     Суждение о групповой принадлежности спермы в следах на вещественных-доказательствах может быть затруднено возможностью примеси выделений из влагалища потерпевшей, которые у «выделителей» тоже содержат групповые антигены; неблагоприятным для экспертизы сочетанием групп у потерпевшей и насильника; отсутствием подозреваемого.

     Еще более сложно судить о группе спермы в случаях группового изнасилования.

     Следы слюны, мочи, пота и других выделений

     Установление присутствия на вещественных доказательствах следов слюны, мочи и пота основано на обнаружении веществ, особенно характерных для этих выделений: фермента амилазы — для слюны, креатинина — для мочи и аминокислоты серина — для пота. Правда, указанные вещества содержатся не только в перечисленных выделениях, но поскольку в них их значительно больше, были разработаны достаточно простые цветные реакции, которые практически специфичны и вполне пригодны для судебно-медицинской экспертизы.

     Способы доказательства происхождения следов от выделений из влагалища, выделений из носа и слез пока еще не разработаны.

     Если вещественными доказательствами являются окурки папирос, то наличие слюны на них не определяют, так как место расположения слюны на мундштуках известно, а материал следует экономить для дальнейших исследований2.

     В некоторых случаях требуется выяснить, человеку ли принадлежит то или иное выделение. С этой целью применяют главным образом реакцию преципитации. Кроме того, ее используют для подтверждения присутствия на предмете, подлежащем экспертизе, выделений, методы установления наличия которых еще не разработаны. Ввиду того, что в моче белок в норме не содержится, прибегают к реакции на аллантоин (продукт окисления мочевой кислоты).

     Выяснение возможности происхождения того или иного выделения от определенного лица. В следах всех выделений группы изосерологической системы АВО определяют путем реакции абсорбции. Это исследование применительно к пятнам мочи и пота не всегда приводит к достаточно отчетливым результатам.

     Поскольку вопрос о «выделительстве» антигенов играет здесь такую же роль, как и при экспертизе спермы, предварительно устанавливают групповую принадлежность не только в образцах крови, но и выделениях (в образце слюны или того выделения, которое ожидается на вещественном доказательстве).

     Когда в качестве вещественных доказательств фигурируют окурки папирос (сигарет), в лабораторию помимо образца слюны представляют, если возможно, «экспериментальные окурки». Это — окурки папирос (сигарет), выкуренных подозреваемым (если он курящий) в присутствии следователя. Такие окурки являются образцами для сравнительного исследования (см. ст. 202 УПК РФ) и нужны для суждения об особенностях способа курения папирос данным лицом (обильное или слабое смачивание слюной конца мундштука), что важно для составления полноценного заключения.

     Выводы о возможности происхождения того или иного выделения от определенного лица делают так же, как и в отношении спермы.

     Следы кала

     Иногда на месте происшествия можно найти кал, оставленный преступником или его жертвой. Психическое волнение вызывает ускорение кишечной перистальтики, что и приводит к дефекации. Реже это просто старание преступника сыграть циничную и глупую шутку с теми, кто придет на место происшествия. Этим же можно объяснить оставление в бутылках из-под вина или пива собственной мочи. В тех случаях, когда на месте происшествия присутствует труп новорожденного, можно обнаружить меконий - первородный кал, который при микроскопическом исследовании резко отличается от обыкновенных испражнений. Кал новорожденного сохраняет свои первородные свойства только 3-4 дня после рождения3.

     Кал может быть обнаружен свободно лежащим, завернутым во что-либо, размазанным по какой-либо поверхности, а также на одежде преступника в виде пятен, что в определенных случаях может сыграть свою роль. А. Свенсон и О. Вендель считают, что наиболее ценные сведения могут быть получены при исследовании бумаги, использованной в качестве подтирки после дефекации. На этой бумаге могут остаться отпечатки пальцев преступника, да и сама бумага может оказаться документом, способствующим изобличению преступника. Иной раз преступник подтирается пальцами с последующим размазыванием кала на стене, где и следует поискать отпечатки пальцев4.

     Уже при обычном осмотре невооруженным глазом можно отметить особенности оставленного на месте происшествия кала: его цвет, консистенцию, состав (наличие семян фруктов, ягод, остатки грибов, овощей, орехов, присутствие глист). При употреблении в пищу большого количества свеклы кал бывает красноватый, молока - светло-коричневый, мяса - темно-коричневый, даже черный. Лекарства, содержащие железо и висмут, также окрашивают кал почти в черный цвет. Черным бывает кал при употреблении внутрь активированного угля, а также при кровоточащих язвах желудка и 12-перстной кишки. При заболеваниях желчного пузыря и печени кал становится серовато-белым, глинистым; при геморроидальных кровотечениях в кале наблюдается свежая красная кровь. Окраска кала и включения в него могут быть специфичными, способствовать изобличению преступника. Например, в кале, изъятом с места происшествия, обнаружили яйца аскарид и семена морошки; в кале задержанного подозреваемого обнаружены также яйца аскарид и семена морошки, и тому подобное. При обнаружении пятен кала на белье иногда только микроскопическое исследование разрешит вопрос о принадлежности кала человеку или животному, но часто это видно уже при внешнем осмотре. В случаях обнаружения кала на месте происшествия следует выяснять состав пищи подозреваемого, которую он принимал перед совершившимся преступлением.

     Ю. С. Сапожников указывает, что в морозы можно без особого затруднения разрешить вопрос о половой принадлежности оставившего кал: женский кал окружен, как правило, широким ободком замерзшей мочи, а замерзшая мужская моча расположена отдельно от кала, на некотором расстоянии от него5.

     Особенности изъятия и направления на исследование волос

     В результате борьбы и самообороны при убийстве, изнасиловании и других преступлениях в руки пострадавшего, на одежду его и преступника, на орудия преступления и различные предметы на месте происшествия могут попадать волосы как преступников, так и потерпевших. Эти волосы бывают выпавшими, вырванными или отделенными тем или иным способом, происходят с головы или других областей тела.

Информация о работе Технические средства и методы изъятия биологических объектов