Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в исправительных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (часть 2 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений.

Содержание

Введение
1. Криминологическая характеристика преступлений, совершенных в местах лишения свободы
2. Криминологические особенности личности преступника в местах лишения свободы
3. Причины и условия совершения преступлений в местах лишения свободы
4. Предупреждение преступности в местах лишения свободы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

криминология минакова.docx

— 88.29 Кб (Скачать)

Особую тревогу вызывает моральное разложение должностных  лиц учреждений и органов пенитенциарной системы, выражающееся в совершении общественно вредных либо общественно  опасных деяний, содержащих признаки коррупции. Под последней, согласно ст. 1 проекта Федерального закона "О  противодействии коррупции", понимается "правонарушение, совершенное путем  активного или пассивного подкупа, равно вступление в коррупционные  отношения указанных в ст. 2 настоящего Федерального закона субъектов коррупционных  правоотношений (проступков) и иных лиц (физических и юридических) с  целью достижения каждой из сторон своих личных, групповых, корпоративных, корыстных целей".4

Таким образом, в исправительных учреждениях, с одной стороны, объективно складывается благоприятная ситуация для совершения коррупционных правонарушений, проступков и покровительства или  попустительства по их сокрытию, и, с другой стороны, есть готовый участвовать  в этой коррупции контингент осужденных, с их противоправными взглядами  и убеждениями, способствовавшими  совершению ими преступлений. Некоторая  часть из них, "подкованная" криминальной идеологией, безусловно, стремится  путем подкупа вернуться на свободу  и заниматься своим привычным "делом". Поэтому они ищут и, нередко, находят  тех, кто, пренебрегая принципами морали и права, во имя наживы или иной выгоды, готов "торговать" своими властными полномочиями, честью и  достоинством. Характерные действия (бездействия), образующие объективную  сторону коррупционных умышленных правонарушений, чаще всего, составляют:

дача заведомо ложного  представления в суд об условно-досрочном  освобождении заинтересованного лица;

сокрытие фактов правонарушений (проступков), связанных с коррупцией;

принятие постановления  начальником исправительного учреждения о предоставлении осужденному права  свободного передвижения без конвоя по колонии и вне ее территории;

предоставление лишенным свободы незаконных отпусков;

содействие в приобретении и распространении наркотических  средств;

предоставление необъективных  материалов в комиссию по помилованию;

поддержание в коррупционных  целях связей с криминальными  авторитетами, проживающими на свободе, и т.д.

Можно констатировать, что  беззаконие, выражающееся в совершении самых различных по степени общественной опасности правонарушений, как связанных, так и не связанных с коррупцией, в ряде исправительных учреждений становятся привычным стилем деятельности некоторых  должностных лиц.

2. Криминологические  особенности личности преступника  в местах лишения свободы

Любой человек в конкретный момент своей жизни находится  в каком-то определенном психическом  состоянии. Именно оно и предопределяет форму его реагирования на окружающую обстановку, на поведение людей. Меняются психические состояния - меняется и  форма реагирования.

Заключенным присущи следующие  состояния: опасения, страхи, тревожность, мнительность, недоверчивость, обидчивость, подозрительность, беспокойство, возбудимость, раздражительность, агрессивность  и т.д. Эти состояния вызваны  тремя обстоятельствами - изоляцией  от общества и помещением в замкнутую  социальную среду; ограничением в удовлетворении потребностей посредством тотальной  регламентации поведения; принудительным включением в однополые социальные группы. Так как изолирование от общества происходит на долгий срок, поэтому  тяжелые психические состояния  у них ярко выражены, устойчивы  и, что самое главное, со временем приводят к трудно обратимым изменениям психики, характера. Они влекут за собой  постоянную внутреннюю напряженность. Возникает та самая ситуация, о  которой говорят: человек места  себе не находит.5

Казалось бы, строгие требования преследуют благую цель. Они приучают человека исполнять общепринятые правила. Однако, чем тщательнее регламентация  поведения, чем шире она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, тем больше у него опасений за безопасность своего существования. Уверенность в себе самом, в своих силах основано на том, что всегда есть какая-то возможность избежать встречи с ним. Если же препятствие неодолимо, если собственный опыт показывает, что избежать его невозможно иначе как, подчинившись ему, любая перемена в существующих порядках воспринимается как опасная, ибо неизвестно, что она принесет. Регламентация поведения, при которой правила предстают в качестве навязанных, когда нет возможности не только оспорить их, но и высказать по их адресу свое мнение, страшна не тем, что приучает человека не бояться правил. К любым правилам можно приспособиться. Она страшна тем, что разрушает активность и, следовательно, заставляет человека бояться изменений. Тотальное принуждение подготавливает себе опору в виде психологии, главной чертой которой является пассивность.

Изоляция носит принудительный характер. Она - выражение кары, которая  применяется в ответ на совершенное  преступление. Кара справедлива. Но постоянное, длящееся годами принуждение не может  не вызвать протеста. Недовольство и враждебность усиливается от того, что конфликты, возникающие среди  заключенных, трудно урегулировать, ибо  нельзя сменить окружение. Человек  обречен на долгие годы находиться в одной и той же социальной группе. Поэтому конфликты нередко  выливаются в преступления.6

Что же представляют собой  те лишенные свободы, которые совершают  преступления во время отбывания  наказания в исправительных учреждениях?

По возрасту осужденные, совершившие преступления в местах лишения свободы, составляли лица в  возрасте 18-25 лет - 36 %. Затем, следует  возрастная группа 25 - 30-летних, на их долю приходится 24 % из числа изученных  преступлений, в группе от 30 до 35 лет - 28 %. Отсутствует активность в возрасте 35 - 40 лет. Осужденные в возрасте 40-50 лет совершили 12 % преступлений. Важное значение, с точки зрения возможной  вменяемости субъектов преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях, имеет психическое состояние  осужденных.

Психологические исследования в отношении отдельных категорий  осужденных, находящихся в местах лишения свободы, в том числе  отбывающих длительные сроки лишения  свободы или пожизненно, показали, что такие опасные преступники  замкнуты, погружены в себя, пессимистичны, испытывают трудности в общении  и адаптации. Они чувствительны, раздражительны, склонны к аффективным  реакциям и вербальной агрессии, мнительны, у них пониженный, подавленный  фон настроения. Уровень интеллекта ниже среднего, мыслительная активность снижена, логическое мышление часто тормозится аффективными переживаниями. Среди отбывающих пожизненное лишение свободы преобладают психопаты, алкоголики, лица с остаточными явлениями травм черепа. По мере нарастания времени пребывания в тюремных камерах увеличивается доля лиц с расстройствами психической деятельности.

Сама личность осужденного  является единственным объектом исправительного  воздействия. От того, насколько оно  достигает цели, зависит оценка эффективности  функционирования всей уголовно-исполнительной системы. Все это означает необходимость  максимально полного и всестороннего  изучения личности осужденного с  использованием всех достижений психологии, психиатрии, философии, социологии, криминологии и других наук в познании личности в целом. Понять осужденного, природу  и мотивы совершенного им преступления, поведения в период отбывания  наказания и после него невозможно без детального изучения его психологических, нравственных, социально-демографических  и иных характеристик, имеющих пенитенциарное значение. Необходимо также знание той среды, в которую включен  осужденный в местах лишения свободы, тех малых неформальных социальных групп, членом которых он является, т.е. очень важны социально-психологические  исследования и учет социально-психологических  факторов в практической деятельности исправительных учреждений.

Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе  психических состояний, которые  развиваются в местах лишения  свободы. К наиболее типичным из них  следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); состояния нетерпения. Эти состояния могут характеризоваться  повышенной напряженностью, что часто  приводит к резким срывам в поведении.

Из числа изученных  не имели психических отклонений только 25,6% осужденных, совершивших  преступления. Слабо выраженная психопатология (психическая неуравновешенность, повышенная нервозность, склонность к истерии) присуще 26,9% изученных. Выраженная психопатология (вялотекущая шизофрения, дебилизм, олигофрения, эпилепсия) - у 6,5% осужденных. Алкоголизмом страдали 35,2 %, наркоманией 2,7%.

Несмотря на столь высокий  уровень осужденных с психическими отклонениями только 24,1% из них состояли на учете у невропатолога или  психиатра, что свидетельствует  о существующих медицинских проблемах  профилактики преступлений в исправительных учреждениях.

Проблема личности осужденного  является частью проблемы личности преступника. Личность осужденного невозможно понять, если не опираться на результаты многолетних  исследований личности преступника, поскольку  именно в последних заложены методологические и теоретические основы познания личности тех, кто совершил преступление. Собственно говоря, личность преступника  по большей части изучалась на базе личности осужденного (либо по рассмотренным  судом уголовным делам, либо путем  изучения "живых" людей чаще всего  в исправительных учреждениях).

Личность осужденного  отличается от личности преступника  тем, что первая включает в себя не только наиболее характерные и типичные свойства второй, но еще и те особенности, которые она приобретает в  новом правовом статусе и главное - в новых социальных условиях, условиях исправительного учреждения. Последними могут быть повышение уровня тревожности  и занятие оборонительной позиции  по отношению к среде, восприятие и усвоение ее негативных влияний  и в связи с этим изменение  нравственной структуры личности и  т.д. Если личность преступника исследуется  главным образом для того, чтобы  понять природу, причины и механизмы  преступного поведения, то внимание к личности осужденного продиктовано двумя обстоятельствами: для определения  путей и средств эффективного воспитательного воздействия на преступника и для недопущения  совершения им новых преступлений, в том числе в период отбывания  наказания.

Естественно, что в теории и личности преступника, и личности осужденного надо учитывать научные  достижения в познании личности вообще.

Личность является объектом научного познания не только психологии, как может показаться на первый взгляд, но и ряда других наук, прежде всего  философии, а также социологии, психиатрии, этнологии и ряда других, в том  числе юридических, например криминологии и криминалистики.

В любом преступном поведении  участвуют все структуры личности преступника, но одни могут быть выражены очень ярко, другие - слабо или  очень слабо. Хочет того человек  или нет, но, попав в места лишения  свободы, он ни в коем случае не способен стать другой личностью в смысле полного освобождения от всего, что  способствовало, породило его преступное поведение, даже если он искренне осуждает его. Прежний жизненный опыт, прежние  представления и ориентации сознательно  или бессознательно останутся при  нем, хотя могут и никак не проявляться.

Попытки привлечь для объяснения преступного поведения, как и  любого другого, такие категории, как  дефекты морально-нравственной сферы, ненадлежащие социальные установки, антисоциальная направленность и т.д., не могут обеспечить адекватное объяснение не только потому, что это слишком общие категории, которые с трудом поддаются индивидуализации. Дело еще и в том, что подобные схемы вообще плохо применимы именно к личности осужденного. Ведь его характерными чертами являются как раз морально-нравственная ущербность, ненадлежащие социальные установки, антисоциальная направленность и т.д., т.е. они уже выступили в качестве причин совершения преступления, за что человек и осужден. Эти рты свойственны почти всем или очень многим осужденным.

Для разработки мер предупреждения новых преступлений необходимо в  максимальной степени использовать все то, что исследовано криминологией  в вопросах личности преступника, природы  и причин совершения преступлений. Не следует забывать, что основная масса осужденных, особенно те, которые  уже не впервые находятся в  исправительном учреждении, отличаются ограниченностью, примитивностью потребностей, низким уровнем сознания, недостаточностью интеллектуального и эстетического  развития, что решающим образом влияет на характер, мотивацию и механизм их поведения в местах лишения  свободы. Сами мотивы отличаются односторонностью и узостью, что в немалой степени  определяется самими условиями жизни  в этих местах, необходимостью особого  внимания в первую очередь к удовлетворению материальных потребностей, обеспечению  своей безопасности, чести и здоровья.

Информация о работе Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в исправительных учреждениях