Криминологическая характеристика насильственной и корыстной преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:18, контрольная работа

Описание работы

Когда говорят о насильственной преступности, имеют в виду совокупность таких преступлений, при совершении которых насилие является элементом мотивации, а не просто средством достижения цели.

Содержание

1. Криминологическая характеристика насильственной и корыстной преступности……………………………………………………………………………....3
2. Специфика детерминации и причинности насильственной и корыстной преступности……………………………………………………………………………..13
3. Особенности борьбы с насильственной и корыстной преступностью…………….32
Список использованных источников…………………………………………………...41
Приложение 1. Динамика количества несовершеннолетних, совершивших преступления в составе преступных групп, за период с 1999 по 2009 г……………..42

Работа содержит 1 файл

криминология.docx

— 72.15 Кб (Скачать)

     В этом плане существенны две стороны  проблемы: с одной стороны – сокращение, если невозможно полное исключение, криминальных начал в самом предпринимательстве; с другой стороны – создание надежной защиты безопасности предпринимателей. Актуальны усиление борьбы с организованной преступностью, повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, ужесточение борьбы с коррупцией в их среде; развертывание работы по информированию населения о легальных формах и методах самозащиты от преступных посягательств, по сотрудничеству населения с правоохранительными органами. Определенный эффект даст расширение сотрудничества правоохранительных органов с частными охранными службами. Однако здесь нужны более четкие и жесткие правовые критерии регламентации их деятельности, оценки лиц, обращающихся за получением разрешения на ведение такой деятельности; пока отмечаются случаи, когда в частных охранных службах работают лица, уволенные из правоохранительных органов по дисквалифицирующим обстоятельствам, ранее судимые. Такой подход позволит избежать превращения отдельных частных охранных служб в организации, балансирующие на грани закона, а иногда и прямо нарушающие его, принимая заказ не только на обеспечение охраны клиента, но и выполнение любых его желаний, в том числе предоставляющие услуги по получению долга путем устрашения или физического насилия, причинения вреда здоровью должника, побоев, истязаний, угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.

     В плане предупреждения преступлений против половой неприкосновенности личности важное значение принадлежит  совершенствованию нравственно-полового воспитания, и прежде всего в семье. Предрассудки, ханжество, перестраховка  заведомо отдают важную сферу воспитания и жизни человека в чужие руки.

     Социальный  аспект профилактики предполагает правильное поло-ролевое воспитание, которое  должно быть направлено на ознакомление детей с половыми различиями, а  не асексуальность (одергивание, запугивание  и наказание при первых же намеках  на сексуальные проявления). Как  правило, в дошкольных учреждениях  основные коллективные игры (в космонавтов, машинистов, строителей и т. д.) проводятся без учета пола детей. Необходимо привитие ребенку навыков общения со сверстниками, в том числе и гетеросексуального. Очень важно исключить доступ детей и подростков к порнографическим изданиям.

     Адекватные  социально-педагогические мероприятия, предусматривающие формирование высоких  морально-нравственных качеств, являются важнейшей предпосылкой как сексуально правильного, так и социально приемлемого поведения лиц, в том числе с сексуальной и психической патологией. В этом плане оздоровление микросоциальной среды остается исходным этапом профилактики.

     Другим  направлением борьбы с преступлениями данной категории является комплексная  профилактика общественно опасных  действий и реабилитация лиц с  психическими расстройствами, в том  числе нарушениями сексуального поведения, имеющих социально опасные  установки.

     Что же касается борьбы с заказными убийствами, то здесь актуальны специальные  меры борьбы с организованной и профессиональной преступностью, о которых говорится  в последующих главах. 

     На  предупреждение общеуголовной корыстной  преступности оказывают неизбежное влияние обстоятельства, рассмотренные  в предыдущих разделах. Можно говорить о необходимости создания новой  для России теории предупреждения общеуголовной  корыстной преступности против собственности.

     Дело  заключается в том, что введение и укрепление социально-экономической  формации, которой присущи коренные причины преступности, и поддержка, защита, отстаивание этой формации властью, всей мощью государственных  и направляемых государством общественных сфер, не позволяют не только с необходимой  полнотой, планомерно и эффективно осуществлять меры, направленные на устранение коренных причин преступности, но даже ставить вопросы о таких мерах. Это связано с тем, что указанные  меры обязательно должны посягать на явления, составляющие основу рыночных отношений, на явления, без которых  рыночные отношения объективно не в  состоянии существовать.

     Предупредительные меры можно отнести к мерам  общего характера – экономическим и социальным, часть – к мерам организационным, некоторые– к мерам специальным.

     Прежде  всего стратегия предупреждения заключается в локализации явлений, образующих причинный комплекс общеуголовной  корыстной преступности, а также  в предотвращении или смягчении  последствий действия этих явлений.

     В этих целях предусматривается осуществление (с использованием мониторинга и  прогнозирования указанных факторов, а также установлением определенных критериев и параметров состояния  экономики) мер, которые могли бы обеспечить способность экономики  функционировать в режиме расширенного воспроизводства (и, следовательно, более  низкого уровня безработицы), устойчивость финансовой системы, иные меры по укреплению и развитию рынка, экономических  отношений. В число этих мер включены вопросы о приемлемом уровне жизни  населения и возможности его  сохранения, о недопущении выхода показателей уровня бедности, имущественной  дифференциации населения и безработицы  за границы, максимально допустимые с позиций социально-политической стабильности общества, о доступности  для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, бытовых, коммунальных и иных услуг.

     К числу мер, имеющих специальную  направленность, в указанном нормативном  акте отнесены: создание экономических  и правовых условий, исключающих  криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами  производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные  структуры власти; экспертиза принимаемых  решений по финансовым и хозяйственным  вопросам с позиций экономической  безопасности, а также обязательное прохождение с той же целью  экспертизы законодательных или  иных нормативных правовых актов  при их подготовке.

     Положениям  Государственной стратегии экономической  безопасности соответствует Федеральная  целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 270 от 10 марта 1999 года). В программе предусмотрен ряд мер, относящихся к специальным и направленным на борьбу с общеуголовными корыстными преступлениями против собственности, в т. ч. с отдельными ее видами:

     проведение  комплексных оперативно-розыскных  мероприятий по предотвращению всех видов хищений художественных, исторических и иных культурных ценностей; по проверке соблюдения правил учета, хранения, использования, вывоза за границу, возвращения из-за границы культурных ценностей;

     по  усилению их сохранности и исполнению законодательства об ответственности  за несоблюдение правил обращения с  ними;

     внедрение современных технологий нанесения  маркировочных знаков на транспортные средства на заводах-изготовителях;

     противодействие организованной преступности путем  проведения операций по выявлению и  пресечению воровских сходок, деятельности воров в законе, лидеров и активных участников преступных группировок;

     создание  информационного банка данных о  физических и юридических лицах, проходящих по оперативным материалам и уголовным делам о хищениях денежных средств с использованием подложных платежных документов; разработка мер по пресечению хищений  и иной противозаконной деятельности в области кредитования банками  негосударственных предпринимательских  структур;

     разработка  мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных  лиц на предприятиях по добыче и  переработке нефти, газа, цветных  и редкоземельных металлов;

     разработка  системы мер по организации борьбы с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности;

     разработка  мер по выявлению фальшивых денег, финансовых документов и ценных бумаг, устранению их изготовления и обращения;

     создание  организационной системы по защите российских банков и других кредитных  учреждений от проникновения преступных капиталов и иного влияния  организованной преступности.

     В программе имеется специальный  раздел о предупредительных социальных мерах. В нем нашли отражение  следующие мероприятия, имеющие  отношение к проблеме борьбы с  общеуголовной корыстной преступностью:

     правовая  пропаганда о деятельности правоохранительных органов, средствах и методах  самозащиты населения;

     разработка  мер по повышению уровня материальной базы сиротских, социально-реабилитационных и коррекционных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных  и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств существования;

     разработка  и реализация мер по обеспечению  социальной занятости подростков и  молодежи, безработных и бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев, ранее судимых и иных лиц, лишенных постоянных доходов и источников существования. Внесение предложений  о создании государственных гарантий занятости трудоспособной части  указанной категории граждан  независимо от состояния рынка труда;

     создание  центров реабилитации лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

     осуществление мероприятий по развитию сети учреждений для социальной помощи лицам, оказавшимся  без определенного места жительства и занятий.

     Вместе  с тем легко заметить, что все  меры не ставят и не могут поставить  цель устранения коренных причин преступности. Но не занимаясь устранением этих причин, невозможно ставить вопрос об эффективной борьбе с посягательством  на чужое имущество, о защите прав и интересов владельцев и иных лиц, кому на законных основаниях принадлежит  имущество. В этом заключается парадокс, не противоречие, а именно парадокс, с которым общество, граждане, правоохранительные органы будут сталкиваться постоянно.

     Оздоровление  условий жизнедеятельности членов общества должно сочетаться с целенаправленным воспитательным воздействием на человека в направлении формирования у  него системы ценностей, установок, убеждений, соответствующе закрепленным в нормативной системе. С этой точки зрения прямо криминогенна пропаганда вседозволенности, допустимости использования любых средств  для достижения цели. Существенна  роль антиалкогольной и антинаркоманной пропаганды, а также мер по социальной реабилитации пьяниц, алкоголиков, наркоманов.

     Необходимо  также усиление внешнего социального  контроля: систем охраны квартир, учреждений, автомобилей. В этих целях разрабатываются специальные системы с использованием новейших технологий. Но не менее значима и позиция очевидцев преступлений, потерпевших, их готовность сообщить о преступлениях, дать правдивые показания.

     В целях снижения влияния фактора  виктимности следует распространять информацию о способах действия преступников с тем, чтобы граждане вели себя предусмотрительно  в конкретных условиях. В конце  концов, пока существует корыстная  преступность, человеку надо учитывать  ее для минимизации возможности  стать потерпевшим.

     Кроме того, борьба с общеуголовной корыстной  преступностью в значительной мере зависит от результативности борьбы с профессиональной, рецидивной преступностью, бродяжничеством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников:

1. Конституция  РФ от 12 декабря 1993 года;

2. Уголовный  кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;

3. ·Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ;

4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ;

5. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // "Собрание законодательства РФ", 18.05.2009, N 20, ст. 2444;

6. Долгова А.И.. Криминология: Учебник для вузов / Под общей редакцией профессора А. И. Долговой. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001. – 784 с.;

7. Лунеев В.В. Тенденции преступности: мировые, региональные, российские // Государство и право.-1993.-№5.-1993;

8. Орлова Ю.Р. Групповая преступность несовершеннолетних: основные тенденции и проблемы предупреждения // Российский следователь. 2010. N 4. С. 14 – 17;

9. Трунцевский Ю.В. Реформа органов внутренних дел: наука и практика об их модернизации // Российский следователь. 2010. N 4. С. 32 - 34.. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Динамика  количества несовершеннолетних,

совершивших преступления в составе преступных групп,

Информация о работе Криминологическая характеристика насильственной и корыстной преступности