Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является осветить особенности криминологической характеристики преступлений несовершеннолетних.
Исходя из данной цели можно сформулировать следующие задачи, а именно осветить:
а) понятие и характеристику преступности несовершеннолетних;
б)криминологическую характеристику личности несовершеннолетних преступников;
в) причины и условия преступности несовершеннолетних;
г) предупреждение преступности несовершеннолетних.
Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и характеристика преступности несовершеннолетних…….4
2.Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников……………………………………………………………….8
3.Причины и условия преступности несовершеннолетних…………….11
4.Предупреждение преступности несовершеннолетних………………..14
Заключение………………………………………………………………...17
Список используемых источников……………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Криминология готовая.docx

— 53.33 Кб (Скачать)

     Социализация  представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах и приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. Отклоняющееся, в том числе противоправное, поведение  связано с дефектами социализации8:

  • в организации воспитания, приводящими к развитию антиобщественной ориентации и асоциальной мотивации;
  • в понимании социальных ролей, приводящими либо к отрицанию роли, непониманию ее социальной значимости, либо к уклонению от исполнения роли;
  • в системе общения (сужение круга общения, общение в группе с отклоняющимся поведением, невозможность удовлетворения потребностей в эмоциональном контакте, самоутверждении и т.д.);
  • индивидуального социального опыта, зависящими от ошибок в воспитании, специфики общения (например, в семье), усвоения норм асоциального поведения и т.д.;
  • социального контроля, зависящими от недостаточной эффективности деятельности семьи, учебно-воспитательных и производственных организаций, правоохранительных органов;
  • в социальной адаптации, отражающими, в частности, процессы миграции и урбанизации.

     Для понимания позитивных и негативных эффектов социализации представляет интерес  психосоциальная концепция развития личности, предложенная известным американским психологом Э. Эриксоном9. Эта концепция показывает тесную связь психики индивида и особенностей общества, в котором он живет. С первых лет жизни ребенок ориентирован на включение себя в определенную группу, разделение норм группы и ее ценностей (“групповая идентичность” по Эриксону). Но, с другой стороны, у ребенка формируется и эгоидентичность, т.е. чувство личностной устойчивости и непрерывности своего “Я”. Дефекты отношения к ребенку со стороны окружающих приводят к отрицательным эффектам в формировании его личности.

     Обязательному учету в процессе социализации и  формирования личности несовершеннолетнего  подлежат кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет. Кризисы  новорожденного, трех лет и подросткового  возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются  коренной перестройкой отношений ребенка  и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17-18 лет) проходят относительно свободно, связаны с приобретением  человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и  самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход личности к новому, высшему  периоду развития.

     Из  всех переживаемых ребенком кризисных  периодов наиболее трудным как для  него самого, так и для тех, кто  занимается воспитанием (родителей, учителей), является кризис подросткового возраста.

     Для него характерны эмоциональная неустойчивость подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихся  в неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями, объясняется  тем, что меняется система отношений  подростка с окружающими его  людьми.

           Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

           Подводя итог сказанному, отметим, что наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает, однако, фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Указанные причины и условия в определенной степени поддаются регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика - система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления. 
 
 

            3.Причины и условия преступности несовершеннолетних

     Контингент  несовершеннолетних преступников пополняются  за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные  обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются  социальные связи, облегчается контакт  с источниками отрицательных  влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный  уровень большей частью влечет запросов и интересов личности, ослабляет  самоконтроль и искажает самооценку. 
     Недостатки в организации трудоустройства и воспитания в трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления - особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», - способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с источниками, отрицательных влияний. 
   Недостатки в организации досуга, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Существование этих недостатков в определенной степени связано с упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних. 
       Преступность несовершеннолетних, имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие
1.

     Преступность  несовершеннолетних – это явление, имеющее множество граней, а это  значит, что причины ее нельзя познать, изучая лишь отдельные факторы или  стороны нравственного формирования подростка в семье, школе. Необходимо рассматривать взаимодействие и  взаимообусловленность этих явлений, так как они взаимосвязаны  и влияют друг на друга.

     Важно отметить, что эти причины –  не простая сумма социальных явлений, а целостная система взаимодействующих  элементов. Жизненные ситуации несовершеннолетнего, его воспитание объединяют в себе уже две противоположные тенденции по качественному их влиянию на личность: они или положительно влияют на неё, способствуя становлению положительных качеств и правовой культуры; либо делают лицо уязвимым к неблагоприятным внешним условиям и ситуациям криминогенного характера. Причины преступности связывают с отрицательной стороной этого противоречия – условиями неблагоприятного нравственного формирования личности.

     Во  взаимодействии с причинами необходимо также рассматривать условия  преступности. Условия – это различного рода организационно-управленческие упущения и просчеты, недостатки правового, технического порядка, поддерживающие действие субъективных причин преступлений. Условия подразделяются на объективные и субъективные. Субъективные условия преступности несовершеннолетних можно определить как социально-психологические  особенности несовершеннолетних (черты  характера, темперамент, возраст). Объективными условиями можно считать недостатки организационного и технического характера, которые поддерживают действия объективных  и субъективных причин преступностиоонесовершеннолетних.

     Необходимо  отметить, что в криминологии широкое  распространение получила точка  зрения, исходя из которой, поведение  отдельной личности детерминируется: общественной средой – общий уровень  социальной детерминации (макросредой); непосредственным окружением (микросредой); внутренними миром конкретного  человека. Каждая последующая составляющая указанной пирамиды определяется предыдущей, то есть микросреда во многом определяется макросредой, личностные качества человека – микросредой, а все три уровня взаимообусловлены и взаимосвязаны. Макроуровень и микроуровень связаны  с объективными причинами преступности несовершеннолетних; личностные качества – с субъективными.

     Большую роль следует отвести объективным  факторам, что мы и сделаем. При  этом важно отметить то, что конечный результат воздействия этих факторов – формирование криминогенного мировоззрения  у подростка, которое также зависит  и от его морально-нравственных качеств, влияния особенностей подросткового  возраста таких, как незрелость воли, отсутствие жизненного опыта, подверженность чужим влияниям, стремление показать себя сильным, склонность к риску, подражание взрослым, обидчивость, неустойчивость склонностей и интересов, характер, темперамент, иногда и психические  аномалии, романтизм.

     Объективными  причинами преступности несовершеннолетних можно считать недостатки в политической, экономической, социальной жизни нашего государства, недостатки, связанные  с защитой прав ребенка, недостатки в профилактической деятельности, указанных  в законе органов профилактики, да и сами эти законы. Большую роль также играют фоновые явления (или  условия) преступности несовершеннолетних.

     Применительно к несовершеннолетним процессы и  явления современной действительности, создающие на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания, превращаются в следующие криминологические  детерминанты: значительная социальная дифференциация несовершеннолетнего  населения по уровню материальной обеспеченности; нарушение принципов оплаты труда, низкая или уравнительная оплата труда воспитателей и педагогов; различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда отдельных  групп детей и подростков, определяющие как реальные различия их сегодняшних  позиций на ближайшую перспективу; процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенным изменением традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; отягощенность  алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями отдельных групп  населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей  и подростков; противоречия между  духовными и особенно материальными  потребностями детей и подростков, их родителями и реальными возможностями  их удовлетворения; низкий уровень  правовой культуры, значительные деформации нравственного и правового сознания отдельных групп несовершеннолетних, их родителей и иных воспитателей; недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности  общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению  и перевоспитанию детей и подростков и многое другое. 
 
 
 
 
 
 
 
 

             4.Предупреждение преступности несовершеннолетних 

      Меры проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последниептрилррецидивной. 
       Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например: лишение
оородительскихооправ). 
Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого
оонеблагополучия. 
      Вторая группа мер – это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д. 
     Главное здесь – воспитательные усилия направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д. 
Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов – это порождение брака в деятельности на первых двух этапах. 
  _____________________

10Прозументов Л. М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – Томск:ОИзд-воОТГПУ,О1999г. 
 
 

Информация о работе Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних