Преступность военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 02:34, контрольная работа

Описание работы

Вооруженные Силы России, другие войска и иные воинские формирования (структуры, в которых предусмотрена военная служба: ФСБ России, СВР России, ФСО России, ФАПСИ) - составная часть государства, а военнослужащие - составная часть народа. Они воплощают в себе черты, свойства и особенности, присущие народу в целом, его национальным, социальным, демогра

Содержание

Введение……………………………………………………..……………………….1.
Понятие и криминологическая характеристика
преступности военнослужащих……………………..………………….............2.
1.1. Структура преступности военнослужащих…………………………….....4.
1.2. Латентность воинской преступности……………………………………...7.
1.3. Организованная преступность в вооруженных силах.…………………...8.
2. Криминологическая характеристика личности
преступников-военнослужащих……………………..…………………..….…10.
2.1. Личность преступника-военнослужащего срочной службы…………….….10.
2.2 Личность преступника-командира и начальника……………………….…..12.
3. Причины и условия преступности военнослужащих………..…………….….14.
4. Предупреждение преступности военнослужащих…...….…..………………..18.
4.1. Правовые основы предупреждения преступности военнослужащих …21.
Заключение………………………………………………………………..………….24.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Крмимналогия-Преступность военнослужащих2.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Офицерами чаще всего  совершаются такие преступления, как злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, хищения оружия и боеприпасов, взяточничество. Однако в настоящее время, по словам бывшего Генпрокурора, выступившего 3 февраля 2006 года на коллегии Генпрокуратуры, офицерский корпус является чуть ли не главным источником неуставных взаимоотношений в армии. «Мордобой стал нормой между руководителями и подчиненными», - сказал он и добавил, что «в Челябинском танковом училище ни офицерам, никому не было дела до происходящего». Только за последний год, по данным генпрокуратуры, за рукоприкладство были привлечены к ответственности 550 офицеров.

Преступники-военнослужащие срочной службы совершают в основном насильственные преступления, причем довольно часто связанные с межличностными конфликтами, или преступления, явившиеся  следствием неудачного их разрешения (например, незаконное оставление части из-за «дедовщины»). Реже ими совершаются корыстные преступления, а если и совершаются, то чаще всего в соучастии с офицерами. Самостоятельное совершение корыстных преступлений обычно связано либо с хищением оружия или иного воинского имущества, либо с кражами и грабежами на улицах во время нахождения (законного или незаконного) за пределами части.

По ведомственной  принадлежности преступников выделяется: преступность в войсках Министерства обороны, во внутренних войсках МВД, в пограничных и других войсках. В Министерстве обороны воинскую преступность анализируют по видам Вооруженных Сил (сухопутные войска, флот) и родам войск (ВДВ, строительные войска).

По данным В. Волчка, структура осужденных военнослужащих по министерствам и ведомствам, имеющим войска и воинские формирования (а таковых более 10), в 2004 году выглядела следующим образом: военнослужащие Министерства обороны - в среднем 75%, ВВ МВД - 9%, ФПС (ПВ ФСБ) - 8%, ЖДВ - 5%, МЧС - 2% и военнослужащие других ведомств - около 1-2%. В зависимости от совершаемых преступлений данное соотношением может меняться10.

Достаточно высока в  структуре преступности военнослужащих доля совершения тяжких и особо тяжких преступлений, достигающая 40%. Значительное количество преступлений совершается военнослужащими в группе (около 20%), в состоянии алкогольного, наркотического опьянения (около 10%).

 

    1. . Латентность воинской преступности

 

Латентность воинской преступности является фактором, влияющим на отражение реального состояния данной категории преступности. Латентная преступность в войсках формируется из незаявленных, неучтенных и неустановленных (в ходе следствия не доказана вина, не установлено событие или состав преступления) преступлений.

Помимо общих  причин латентности преступности на сокрытие от регистрации преступлений военнослужащих негативно влияют высокая степень закрытости воинских формирований и объектов, а также строгая ответственность командного состава за противоправное поведение подчиненных.

Реальные масштабы распространенности преступлений среди военнослужащих на несколько порядков больше их статистической картины. В воинской среде «латентизации» преступности способствует существующая система оценки состояния воинской дисциплины в воинской части, где одним из критериев оценки положения дел является количество совершенных в части преступлений, что способствует сокрытию командованием преступлений. С учетом особенностей борьбы с преступностью в войсках есть основания считать, что показатели латентности преступности среди военнослужащих выше общегосударственных. Применительно к 2003 г., по результатом исследований ВНИИ МВД, в стране показатель латентности находился в интервале от 3,27 до 4,3611, что следует считать чрезвычайно высоким.

Высоколатентными преступлениями традиционно считаются взяточничество, вымогательство, неуставные взаимоотношения и др. Латентными остаются 35,2% уклонений от военной службы и 30,7% неуставных взаимоотношений. Лишь 8% военнослужащих заявляют в военную прокуратуру о насильственных действиях по отношению к ним12.

К сожалению, латентная  преступность сегодня правоохранительными  органами не выявляется и не учитывается.

Например, ссылаясь на данные Л. Рохлина, А.Долгова констатирует, что официальные статистические данные о преступности в армии за 1992 год показали, что преступность за год снизилась на 5,3%. Следует отметить, что в 1992 году в армии интенсивно шли процессы сокращения кадров. За период с 1991 по 1994 годы число военнослужащих уменьшилось вдвое - с 3,5 млн. до 1,7 млн. В этих условиях следовало констатировать не снижение уровня преступности, а ее рост, так как снижение уровня преступности среди военнослужащих в период сокращения Вооруженных Сил — статистический факт, противоречащий мировому и отечественному опыту. Интенсивность необходимо было учитывать в расчете на 100 тыс. военнослужащих. По данным Главного военного прокурора, в этот период в 2,3 раза в войсках вырос уровень хищений государственного и военного имущества, на 41% увеличилось количество грабежей и разбоев, на 65% возросло число случаев взяточничества среди воинских должностных лиц, на 40% возросло число общеуголовных преступлений, а грабежей и разбоев - на 90%.

Проведенный анализ свидетельствует  о том, что преступность в Вооруженных Силах России в первой половине 90-х годов стабильно росла. Снижение ее имело место лишь в документах официальной отчетности. Всплеск числа зарегистрированных преступлений в 1995 году — лишь свидетельство того, что резервы приукрашивания действительности к этому времени были исчерпаны.

Кроме того, как и в стране в целом, учтенная преступность военнослужащих не отражает ее реального уровня и тенденций. Непрерывно меняющаяся численность военнослужащих не дает возможности выявить реальные тенденции преступности и установить действительный уровень по числу преступлений на 100 тыс. человек личного состава.

 

    1. . Организованная преступность в вооруженных силах

 

Особенностью современной  криминальной ситуации в войсках и воинских формированиях является проникновение в их среду организованной преступности.

Вооруженные Силы и воинские формирования России представляют собой «лакомый кусок» для представителей криминального мира, и прежде всего для наиболее социально опасной ее части, а именно организованного преступного сообщества. Организованная преступность и коррупция, словно «раковая опухоль», разрушает любой социальный организм, но для армии подобное разрушающее воздействие может иметь самые катастрофические последствия. Военнослужащие, попав под влияние организованной преступности, превращаются из защитников Отечества в его самых опасных врагов. Опасных тем более, что эти враги внутренние.

Криминологи утверждают, что проблема коррупции и проникновения  в армию представителей организованной преступности носит весьма распространенный характер и присуща не только российской армии и военным структурам, но и армиям наиболее развитых в экономическом отношении стран. Первые наиболее полные и сенсационные сведения об устойчивой коррупции в армии и силах безопасности США, Италии и некоторых других стран Восточной Европы прозвучали в германском городе Гармиш-Партенкирхен, где 14–18 мая 2001 года состоялась международная конференция на тему «Коррупция в силах безопасности – угроза национальной безопасности». Так, в докладах представителей ФБР США и прокуратуры Милана указывалось на массовые хищения военнослужащими оружия и военной техники. Немало преступлений корыстной направленности совершено и, видимо, еще будет совершено военнослужащими, находящимися в Ираке. (Как известно, в военных действиях на территории Ирака принимают участие военнослужащие большинства стран Запада и их союзники). Таким образом, следует признать, что проблема коррупции среди военных чиновников и проникновение организованной преступности в армию превратилась в транснациональную.

Взаимодействия организованной преступности и армии еще мало исследованы, однако, все новые и новые аспекты деятельности мафиозных структур в России из тайных становятся явными. Установлено, что представителей организованной преступности применительно к Вооруженным Силам интересует:

  1. Оружие, в том числе взрывчатые вещества;
  2. Новейшие образцы военной техники, которые высоко котируется на международном рынке вооружения, а также секретные военные разработки и материалы, представляющие доходный товар для иностранных спецслужб;
  3. Значительные материальные ценности, находящиеся на армейских складах;
  4. Армейские склады, на территорию которых без специального разрешения не могут проникнуть представители невоенных правоохранительных и контролирующих органов. Они используются для незаконного хранения, например, изготовления поддельных спиртосодержащих напитков, наркотиков, изготовлению фальшивых документов, угнанных автомашин и т.п.;
  5. Радиоактивные вещества, имеющие высокую рыночную стоимость;
  6. Финансовые средства Министерства обороны и других министерств и ведомств, где имеются воинские формирования;
  7. Возможность использования государственно-чиновничьего аппарата (освобождении от призыва в армию);
  8. Военный транспорт, который, как правило, освобожден от обычного досмотра, и маршруты его движения нередко проходят в стороне от транспортных магистралей;
  9. Государственная граница, охраняемая военнослужащими на предмет прохождения контрабандного товара, незаконно добытой валюты и, особенно в последнее время, наркотиков;
  10. Высокопрофессиональные специалисты, хорошо владеющие огнестрельным оружием, имеющие навыки рукопашного боя и умеющие обращаться со взрывчатыми веществами.

В ходе проведенного В. Эминовым и И. Мацкевичем опроса военнослужащих (опрашивались офицеры и прапорщики) 20% ответили, что имеются элементы слияния организованной преступности и преступности военнослужащих, в том числе на уровне близкого знакомства. Около 8% опрашиваемых ответили, что подобное слияние замечено ими на уровне совершения совместных коммерческих сделок, законность которых весьма сомнительна. Примерно 4% заявили, что военнослужащие и представители организованной преступности совершают преступления, причем, как корыстные, так и насильственные, в соучастии. Еще 4% ответили, что военнослужащие и члены преступных сообществ совместно похищают оружие из войсковых частей. В то же время 60% опрашиваемых в категоричной форме заявили, что Вооруженные Силы надежно защищены от проникновения организованной преступности.

Впрочем, когда криминологи опрашивали офицеров-слушателей Военного университета, около 37% из них признали, что военнослужащие и представители организованной преступности совместно совершают преступления, в результате чего нередко самое современное российское оружие оказывается в руках бандитов и сепаратистов13.

Предупреждение  и борьба с проникновением организованной преступности в Вооруженные силы и военные структуры является приоритетным направлением военного строительства. Основные ее направления рассмотрим ниже.

 

2. Криминологическая характеристика личности

преступников-военнослужащих

 

Криминологи говорят о том, что личность преступника-военнослужащего имеет существенные особенности, обусловленные целым рядом факторов:

  • образованностью и внутренней культурой военнослужащего;
  • замкнутостью однополой социальной группы межличностного общения;
  • жесткой регламентацией повседневного быта; необходимостью при определенных условиях рисковать жизнью;
  • иерархическим построением взаимоотношений между начальником и подчиненными при безусловном соблюдении принципа единоначалия;
  • ограничением свободного времени и, как правило, узким выбором культурно-досуговых мероприятий;
  • значительными ежедневными физическими и психологическими нагрузками; временным («кочевым») образом жизни и др.

При этом существуют особенности, присущие личности преступника-военнослужащего срочной службы и личности преступника-командира (начальника).

 

2.1. Личность преступника-военнослужащего срочной службы

 

Личность преступника-военнослужащего срочной службы характеризуется следующими особенностями:

  • молодой, наиболее криминогенно активный возраст (19—21 год) и агрессивно-разрушительное поведение, присущее этому возрасту;
  • несложившаяся, а поэтому неустойчивая психика (психологи утверждают, что окончательное формирование личности человека происходит к 21—22 годам);
  • зависимость несложившейся психики от множества косвенных объективных и субъективных факторов (например, отношения офицеров и старослужащих; вид и род войск, особенно если призывник мечтал о службе в ВДВ, а попал в военно-строительную часть, и др.);
  • «гедонистический риск», т.е. получение молодыми людьми удовольствия от опасности, риска;
  • недостаточно высокий уровень образованности, воспитанности как следствие негативных социально-экономических условий жизни до призыва: 40% военнослужащих жили в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; 49% — в семьях с уровнем дохода, не превышающим прожиточный минимум; 15% военнослужащих воспитывались одним родителем (чаще всего матерью); 2% были сиротами;
  • противоправное допризывное поведение. Согласно результатам опроса, свыше 15% военнослужащих ранее привлекались к уголовной ответственности, хотя и без предъявления им обвинения; около 8% привлекались к административной ответственности и состояли на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних;
  • наличие опыта употребления спиртных напитков и наркотиков. 50% военнослужащих, привлеченных к ответственности за совершенные преступления, еще до призыва употребляли спиртные напитки (11% — ежедневно, 16% — ежемесячно, 23% — реже одного раза в месяц). Масштабы распространения наркотиков среди молодежи общеизвестны;
  • существование опыта общения с неформальными молодежными группировками с антиобщественной направленностью;
  • скудность духовных потребностей и интересов: 45% военнослужащих признались, что не читают газет и журналов, более 30% не читают книг;
  • неумение давать верную оценку своим действиям, непредвидение их последствий, переоценка роли мотива поведения и недооценка объективной общественной опасности правонарушения;
  • низкий уровень правосознания, его неполнота, искаженность или дефектность, неразвитость привычки сопоставлять свое поведение с законом, незнание или в лучшем случае поверхностное знание законов;
  • стремление к участию в неформальных внутриармейских структурах и занятию в них лидирующего положения;
  • хорошее физическое развитие и стремление к регрессивным человеческим ценностям, доминирование примитивно-бытовых побуждений извращенного характера;
  • убеждение в своей правоте и неприязнь к лицам, получившим отсрочку от призыва в армию;
  • эмоциональная неустойчивость, возбудимость, вспыльчивость, ничем не спровоцированное агрессивное поведение;
  • пренебрежительное отношение к военной службе.

Информация о работе Преступность военнослужащих