Противодействие торговле людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Торговля людьми остается острейшей глобальной проблемой. Сегодня она превратилась в одну из наиболее быстро растущих сфер криминальной деятельности, затрагивающей практические все страны мира. По данным Международной организации по миграции, ежегодно около 800 000 человек переправляются через границы с целью последующей продажи и эксплуатации, не считая тех, кто оказывается жертвами торговли людьми на территории своих стран.

Работа содержит 1 файл

торговля людьми.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

Основные  термины и понятия 

Торговля  людьми остается острейшей глобальной проблемой. Сегодня она превратилась в одну из наиболее быстро растущих сфер криминальной деятельности, затрагивающей  практические все страны мира. По данным Международной организации по миграции, ежегодно около 800 000 человек переправляются через границы с целью последующей  продажи и эксплуатации, не считая тех, кто оказывается жертвами торговли людьми на территории своих стран. 

На протяжении долгого времени международное  сообщество предпринимало попытки  выработать единое определение феномена «торговля людьми», что позволило  бы правительствам осуществлять согласованные  действия по противодействию такого рода преступлениям. Наиболее полное определение  торговли людьми дается в Протоколе  о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющем  Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной  организованной преступности (также  известном как Палермский протокол), который был принят 15 ноября 2000 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 55/25. В нем записано, что: 

а) торговля людьми означает осуществляемые в целях  эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей  путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления  властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц  или другие формы сексуальной  эксплуатации, принудительный труд или  услуги, рабство или обычаи, сходные  с рабством, подневольное состояние  или извлечение органов; 

б) согласие жертвы торговли на запланированную  эксплуатацию, о которой говорится  в подпункте (а) настоящей статьи, не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных в подпункте (а); 

в) вербовка, перевозка, передача, укрывательство или  получение ребенка для целей  эксплуатации считаются «торговлей людьми» даже в том случае, если они не связаны с применением  какого-либо из средств воздействия, указанных в подпункте (а) настоящей  статьи; 
 

г) «ребенок»  означает любое лицо, не достигшее 18-летнего  возраста. 

Указанный протокол ратифицирован Законом  Республики Беларусь от 3 мая 2003 г. «О ратификации  Протокола о предупреждении и  пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании  за нее, дополняющего Конвенцию Организации  Объединенных Наций против транснациональной  организованной преступности». Ключевые положения протокола легли в  основу национального законодательства Республики в области противодействия  торговле людьми. 

Таким образом, в случае торговли людьми всегда имеют место следующие основные признаки:

заведомая дезинформация относительно условий  и характера работы, которая будет  выполняться;

применение  различных форм насилия (физического, сексуального, психологического), введение в долговую зависимость или иная форма принуждения, эксплуатация;

отсутствие  у пострадавшего возможности  самостоятельно принимать решения  относительно выполнения (или отказа от выполнения) предлагаемой работы. 

В международных  документах для определения торговли людьми используется термин «траффикинг» или «трафик» (от англ. trafficking), который означает торговлю рабами, наркотиками и незаконную торговлю вообще. Человека, вовлеченного в преступную деятельность по торговле «живым товаром» называют «траффикером». 

Торговля  людьми — это преступление, которое  чаще всего осуществляется на территории нескольких государств. Соответственно, страны, на территории которых происходит торговля людьми, делятся на три  категории: страны происхождения, транзита и назначения. 

Страны  происхождения (или страны-источники) — страны, в которых происходит вербовка, а также похищение потенциальных  жертв для вывоза за границу с целью эксплуатации; как правило, это страны с высоким уровнем безработицы и невысокими доходами населения. 

Страны  транзита — страны, через территорию которых потенциальных жертв  перевозят в страны назначения; 

Страны  назначения — страны, в которых  людей ввозят для непосредственной эксплуатации с целью получения  прибыли. 

Некоторые страны одновременно могут являться страной происхождения, транзита и  назначения. 

Республика  Беларусь чаще всего играет роль страны происхождения, откуда вывозят потенциальных  жертв торговли людьми. По данным Министерства внутренних дел, в целях сексуальной  и трудовой эксплуатации белорусских  граждан вывозят почти в тридцать стран мира. Среди самых распространенных стран назначения можно выделить государства Западной Европы, Ближнего Востока и Российскую Федерацию. 

Зачастую  Беларусь выступает и в качестве страны транзита для потенциальных  жертв торговлю людьми. Географическое положение республики привлекает нелегальных  мигрантов из Афганистана, Индии, Пакистана, стран Юго-восточной Азии, Китая, государств Средней Азии и Закавказья, которые стремятся попасть через ее территорию в страны Западной Европы. 

В последнее  время Республика Беларусь также  начинает играть роль страны назначения, особенно в целях трудовой эксплуатации. 

Цифры и факты 

За последние  несколько лет в развитии проблемы торговли людьми в Беларуси наблюдаются  следующие тенденции: 

- снижение  возраста пострадавших (возрастает  количество несовершеннолетних  пострадавших); 

- увеличение  количества случаев трудовой  эксплуатации; 

- увеличение  количества мужчин, пострадавших  от торговли людьми (прежде всего  от трудовой эксплуатации); 

- изменение  методов вербовки (возрастает количество  случаев личной вербовки; растет  число граждан, осуществляющих  поиск работы через Интернет; а также прибегающих к уcлугам посреднических агентств на территории соседних государств — Украины, России, Польши, Чехии); 

- увеличение  белорусских граждан, подвергшихся  эксплуатации на территории Российской  Федерации. 

Всего за период с 2000 г. по 1 июля 2010 г. правоохранительными  органами выявлено 3 309 преступлений, связанных  с торговлей людьми, предусмотренных  Палермским протоколом (статьи 171, 1711, 181, 1811, 182, 187). 

За шесть  месяцев 2010 г. выявлено 151 преступление (2000 г. — 149, 2001 г. — 193, 2002 г. — 413, 2003 г. — 488, 2004 г. — 555, 2005 г. — 369, 2006 г. — 294, 2007 г. — 268, 2008 г. — 210, 2009 г. — 219). 

С 2002 г. по 1 июля 2010 г. установлено 4 222 жертвы торговли людьми (3 657 — подвергшихся сексуальной эксплуатации, 565 — подвергшихся трудовой эксплуатации). Установлена 461 несовершеннолетняя  жертва, из них: подвергшихся сексуальной эксплуатации — 454; подвергшихся трудовой эксплуатации — 7. 

За шесть  месяцев 2010 г. установлены 233 жертвы торговли людьми (226 лиц было вовлечено в  сексуальную эксплуатацию и 7 – в  трудовую), из них несовершеннолетних – 17. 

За шесть  месяцев 2010 г. перекрыто 33 канала вывоза людей в восемь стран мира в  целях эксплуатации, из них в следующие: Россия – 19 (67 жертв); Турция – 6 (31 жертва); Германия – 2 (4 жертвы); Испания – 2 (3 жертвы); Нидерланды – 1 (4 жертвы); Израиль – 1 (4 жертвы); Чехия – 1 (2 жертвы); Украина – 1 (2 жертвы). 

С 2002 по 2009 гг. за совершение преступлений в  сфере торговли людьми осуждено 1 487 лиц, в том числе 554 – к лишению  свободы. 

  

По информации Управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Республики Беларусь

Дата  последнего обновления страницы: 13 октября 2010 

Законодательство 

Республика  Беларусь одной из первых среди стран  СНГ начала масштабную кампанию по искоренении всех форм торговли людьми. Противодействие торговле людьми определено одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь, находящимся под особым контролем Главы государства. 

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «О некоторых мерах  по противодействию торговле людьми»  и «Государственной программой противодействия  торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008-2010 годы», координатором  деятельности государственных органов  по противодействию торговле людьми является Министерство внутренних дел. 

Республика  Беларусь является участницей основных международно-правовых документов, направленных на обеспечение защиты лиц, пострадавших от торговли людьми, среди которых  Конвенция ООН против транснациональной  организованной преступности и дополняющий  ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами  и детьми, и наказании за нее. 

Противодействие торговле людьми определено на национальном уровне в качестве одного из основных направлений государственной политики в сфере борьбы с преступностью. Республика Беларусь является первым на постсоветском пространстве государством, где принят целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с противодействием торговле людьми. 

Осознавая необходимость комплексного подхода  к решению проблемы торговли людьми, в стране реализуется Национальный план действий в виде специализированных Государственных программ. 

В Государственной  программе противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным  с ними противоправным деяниям на 2008-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2007 года №624, в качестве приоритетных предусмотрены  меры, направленные на предупреждение и профилактику торговли людьми, борьбу с распространением детской проституции  и детской порнографии, совершенствование  системы социальной защиты и реабилитации потерпевших. 

За короткий срок в стране выполнен значительный объем работы по совершенствованию  и приведению к международным  стандартам национального законодательства. Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит 6 составов преступления, криминализирующих  торговлю людьми и связанные с  ней деяния. В законодательстве дано четкое определение «жертвы торговли людьми». 

Предвидя  возможность роста в Беларуси преступлений, связанных с распространением детской порнографии в сети Интернет, МВД в 2007 году инициировало введение в Уголовный кодекс Республики Беларусь самостоятельного состава преступления, предусматривающего ответственность  за детскую порнографию. С декабря 2008 года действует статья 3431 Уголовного кодекса «Изготовление и распространение  порнографических материалов или предметов  порнографического характера с  изображением несовершеннолетнего», имеющая  санкцию в виде лишения свободы  на срок до 13 лет с конфискацией имущества. 

В настоящее  время по инициативе Министерства внутренних дел разрабатывается проект Закона Республики Беларусь «О противодействии  торговле людьми», который планируется  рассмотреть в 2010 году на осенней  сессии Парламента. Законопроект должен вобрать в себя лучшие достижения мировой практики, а также систематизировать  всё действующее законодательство Республики Беларусь по борьбе с «современным рабством». 

Кроме того, начата работа по присоединению  Республики Беларусь к Конвенции  Совета Европы о противодействии  торговле людьми. Планируется, что Беларусь станет участником данного международного договора к концу 2010 года. 

По информации Управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Республики Беларусь 

Национальное  законодательство 

Указ  Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2007 г. № 624 «Об утверждении Государственной  программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным  с ними противоправным деяниям на 2008 — 2010 годы» 

Декрет  Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. N 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» 

Указ  Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. N 352 «О предотвращении последствий торговли людьми» 

Информация о работе Противодействие торговле людьми