Следы крови человека в криминалистическом учении о следах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

Изучение закономерностей возникновения всего многообразия следов на месте преступного события привело к необходимости их классификации по такому основанию, как механизм следообразования, а также деления на следы в узком и широком смысле. В первом случае изучение следов-отображений внешнего строения объектов составляло предмет трасологии, во втором - речь шла о множестве следов, остающихся на месте преступления и являющихся объектом криминалистического следоведения (учения о следах) как синтетической отрасли криминалистической техники 1. К этому множеству относятся и следы крови, иных тканей и выделений человека - объекты биологической природы.

Работа содержит 1 файл

кровь.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

    Следовательно, чем острее угол столкновения капли  с поверхностью предмета и быстрее  движение, тем длиннее ось овала - нередко в форме восклицательных  знаков. Узкий конец овала направлен  в сторону движения капли; здесь  больше интенсивность окраски следа (этот край следа бывает неровным, с вторичными пятнами от разбрызгивания). Широкая часть овала направлена в сторону источника кровотечения; она менее окрашена, в ней меньше крови. 

    Если  обнаружено множество капель крови, образующих дорожки, то по ним можно установить не только направление движения раненого человека, но и темп (скорость) его движения, а также места замедления или остановки и иные обстоятельства 19. 

    Однако, несмотря на указанные главные факторы, определяющие конфигурацию следов крови (высота, угол падения), нужно учитывать и вязкость крови (вязкость крови определяется относительно вязкости воды при той же температуре). Например, ее повышение уменьшает способность крови разбрызгиваться (сокращается радиус разбрызгивания) 20, уменьшается и величина пятен, а идущие от них лучи укорачиваются. Возможность проникновения жидкой крови вовнутрь или лишь смачивания ею верхнего слоя поверхности предмета (либо растворения в другом веществе и т. д.) обусловлена не только ее свойствами (вязкостью - внутренним трением 21, и др.), но и свойствами и структурой следовоспринимающего объекта, и его состоянием. 

    Форма следов крови, как и выделений, также  зависит и от характера следовоспринимающей  поверхности, и формы самого предмета-следоносителя, и от взаиморасположения этого предмета и источника кровотечения. Следует учитывать возможное изменение первичной формы следов из-за умышленных или неосторожных действий людей и объективных причин - факторов окружающей среды: снега, дождя и прочего. Под влиянием, например, температуры или влажности, в частности их увеличения в закрытом помещении, по истечении некоторого времени форма следов на отдельных предметах и их состояние начинают изменяться. (Такие выводы были сделаны в многочисленных опытах, проведенных специалистами-биологами.) 22 

    Так, в начале 70-х г. XX в. эксперт-биолог М. Р. Вейдинь использовала в своих  экспериментах температурный интервал от +20 °С до +30 °С. При этом она отмечала, что следы крови, стекавшие с  высоты 20 см на горизонтальную поверхность негигроскопичных материалов: окрашенное и полированное дерево, пластмассу, органическое и кварцевое стекло, водонепроницаемые ткани, уже через 30 минут подсыхали (от периферии к центру) и покрывались блестящей корочкой, а через 3 часа растрескивались и отслаивались от поверхности. Спустя 24 часа от этих следов оставались только ободки по периферии следов, а через 48 часов могли отслоиться и сами ободки - достаточно было дуновения ветра или прикосновения к ним 23. 

    Потеки  появляются в результате стекания крови по наклонной или вертикальной плоскости предметов и поэтому внизу могут образовываться более интенсивные следы; кровь равномерно распределена по ширине; можно установить при этом ее направление и положение, в котором находились преступник и потерпевший непосредственно в период, следующий за моментом причинения ранения. Такие следы - потеки возможны и при кровотечении из носа (не по причине ранения). Это выясняется исследованием клеток крови. 

    Таким образом, потеки можно охарактеризовать как следы удлиненной формы, равномерные по ширине, но окрашенные более интенсивно в нижней части, где нередко имеется булавовидное расширение, указывающее на направление стекания крови. Возможна форма потека (длинника) прямолинейная или искривленная, в зависимости от положения предмета и его движения при стекании крови или от препятствий на ее пути. 

    Если  обнаружены потеки скрещивающиеся, то есть идущие в разных направлениях, то это, как правило, свидетельство  перемены положения тела (предмета); его вскоре после нанесения ранений наружного кровотечения изменяли 24. Очередность образования таких потеков можно установить по следующим признакам: второй по времени образования потек (через 10—15 и более минут после первого) у перекреста слегка расширяется (из-за задержки крови первым, подсохшим и свернувшимся). Кроме того, поздний потек, встретившись с первым (подсохшим), может изменить свое направление, расположившись вдоль него 25. Приведенные данные характерны для предметов-следоносителей с поверхностью негигроскопичной (невпитывающей), а на шероховатой (гигроскопичной) и неровной поверхности (в том числе текстильных материалах) форма пятен крови будет выражена менее отчетливо. 

    Если  кровь впиталась в предмет, то можно увидеть ее расплывы, нарушающие первоначальные контуры следов (на неокрашенном дереве, предметах одежды и т. п.). Процесс этот зависит от времени с момента попадания крови на следовоспринимающую поверхность и ее состояния 26. Капли крови, иной жидкости (например, выделения), упавшие в сыпучие вещества, обволакиваются ими и как бы консервируются. Форма таких капель, как правило, круглая, шарообразная 27. 

    Как известно, лужи - бесформенные скопления  значительного количества жидкой крови, возникают при сильном кровотечении из поврежденных крупных сосудов, сердца или длительном кровотечении из некрупных сосудов. 

    Если  поверхность предмета располагалась  под уклоном, то в конце его  образовывается более обширная лужа. 

    На  гигроскопичной (проницаемой, всасывающей) поверхности в равных условиях лужи всегда меньшего объема в сравнении с негигроскопичной поверхностью (бетон, асфальт и др.). В первом случае количество крови трудно измерить, и поэтому на экспертизу предоставляют объекты, собранные и за пределами лужи (по плоскости и в глубину) на расстоянии до 10 см 28. Некоторые авторы отмечают другую характеристику указанных следов, зависящую от условий образования: лужи от спокойного истечения крови и лужи с расплескиванием от натекания и стекания с высоты 29. 

    Для следующей типичной ситуации характерны следы в виде пятен от брызг  крови, образующиеся вследствие прижизненных повреждений, чаще - от сильной струи, вытекающей с ускорением в связи с давлением (большем, чем сила тяжести) из крупных, преимущественно артериальных сосудов, перерезанных острорежущим орудием; или при нанесении резаных и рубленых ран, а также при повторных ударах тупыми предметами (особенно по голове) 30, при размахивании окровавленным острорубящим орудием либо кровоточащей рукой во время борьбы или самообороны, то есть в связи с определенным внешним воздействием. Для повреждений колюще-режущим орудием пятна от брызг крови не типичны 31. 

    В зависимости от силы давления в поврежденном кровеносном сосуде брызги могут  отлетать на большое расстояние в  разные стороны, а не только вниз, как  капли. При ранении сонной или  подключичной артерии возможно их обнаружение  до 2 м от источника. При этом на преступнике и окружающих предметах может оказаться множество брызг (круглых, овальных и в виде восклицательных знаков), иногда направленных по дугообразным линиям. Часто брызги выглядят как точечные, веерообразные образования; форма таких «точек», как и пятен, зависит от угла их падения на поверхность. При падении крови перпендикулярно очертания брызг либо круглые, либо с лучевидными периферическими ответвлениями по краям (при слабой силе удара капли - круглые, а при более сильном ударе - лучевидной формы). 

    Пятна от брызг могут располагаться  на ограниченной площади не только в виде веера, но и прямой полосы либо дуги или конуса. Пятна однообразны  по размерам и форме, чаще они мелкие, округлые и овальные, некоторые - в  форме восклицательного знака; они расположены густо, в чем их отличие от пятен-капель 32. 

    Попадание струи крови на горизонтальную плоскость (например, пол) образует пятна от брызг  общей площадью в виде конуса (данные экспериментов Ю. П. Эделя: «О следах свободно падающих (с неподвижных и движущихся предметов) капель крови на горизонтальной плоскости») 33, на вертикальную (стены, окна, двери) - потеки с булавовидными утолщениями сверху (при «перпендикулярной» и «взлетающей» струе) либо вертикальные цепочки из отдельных пятен от брызг (при «падающей» струе). В верхней части цепочки следы крупнее и расположены гуще, в нижней - мельче и реже. 

    Следы крови в виде мазков, помарок, отпечатков встречаются в двух основных разновидностях: 

    - сохранившие  форму соприкасавшейся поверхности - отпечатки узора пальцев или орудия, подошвы и т. д. Они обычно возникают под прямым углом при плотном контакте окровавленного предмета со следообразующей поверхностью. Их можно использовать для идентификации лица (следы рук, ног и др.), орудий, иных объектов. Здесь налицо совокупность следов, имеющих различную природу и исследуемых биологами и трасологами, то есть комплексно; 

    -  не воспроизводящие (не сохранившие)  форму соприкасавшейся поверхности  -мазки, помарки. Их образование  - результат скольжения какого-либо предмета по окровавленной поверхности другого, соприкосновения кровоточащей части тела, окровавленных предметов с другими, где выявляют такие следы, или при вытирании крови с рук, ранений, орудий тряпками, бумагой и т. п. Форма этих следов не имеет какой-либо закономерности. (Некоторые авторы отпечатки и мазки относят к видам помарок.) 34 

    Мазки и помарки могут быть самой  различной конфигурации и интенсивности, окраска их поверхности неравномерна; они имеют вид пятен крови  с нечеткими контурами, местами сливающихся с окружающей поверхностью. Кровь не пропитывает, как правило, ткань и иные материалы насквозь и не уплотняет их, поэтому источник их образования в большинстве случаев установить не удается 35. 

    Пропитывания. Этим термином некоторые авторы называют большие по объему следы крови на материалах, впитывающих влагу 36. Часто такие следы указывают место, где находился потерпевший после причинения ему ранений. 

      

    Комбинированными  следами обычно называют образованные единым источником кровоизлияния сочетания следов различной формы. 

      

    М. Р. Вейдинь приводила такой случай. Кровь в виде брызг и потеков  имелась на стене, а внизу на полу - лужа (под действием силы тяжести  кровь стекала по стене). Эти следы  указывали на то, что потерпевшему были нанесены удары по голове, когда он, находясь на постели, касался головой стенки. Действительно, на голове трупа обнаружили четыре рубленые раны 37. 

      

    По  другой известной классификации  к форме следов крови относят  только пятна, потеки и лужи, исходя из того, что когда при повреждении сосудов наблюдается кровотечение, кровь изливается в виде капель, брызг и струи, образующих на окружающих предметах именно такие следы 38 (а иные виды следов: отпечатки, помарки, мазки возникают после преступления под влиянием преступника или посторонних лиц). 

      

    И хотя такая классификация, на наш  взгляд, более верна с медицинской  точки зрения, соответствуя механизму  образования следов крови вследствие кровотечения, но для применения в  расследовании преступлений ее нельзя считать полной. Для установления всех деталей события необходимо выяснение и всех действий преступника, в том числе и по уничтожению, и по сокрытию следов. 

      

    Поэтому, рассматривая иные следы в виде помарок, отпечатков, мазков и комбинированных  следов, также обнаруживаемых на месте происшествия, можно сказать, что они как бы вторичны по отношению к вышеназванным, поскольку возникают вследствие действий преступника или потерпевшего, либо посторонних лиц (уже после совершения преступления), изменяющих их форму (перемещение окровавленного трупа или раненого, перенесение крови с орудия преступления, с рук на иные предметы и прочее). 

      

    Некоторые зарубежные авторы объединяли следы  крови по способу их возникновения  в следующие 3 группы: 

      

    - следы,  непосредственно образованные в результате кровотечения; 

    - следы,  возникшие в результате взаимодействия  орудия преступления с окровавленной  поверхностью или контакта этой  поверхности с различными предметами; 

    - следы,  оставшиеся после попыток их  удаления 39. 

      

    По  мнению М. В. Кисина, эта классификация следов крови, хотя и приближает их информативную значимость к задачам криминалистической практики, все же не может быть признана удовлетворительной: «Не возражая против смыслового значения первых двух групп, мы считаем, что выделение в особую (третью) группу следов, подвергшихся устранению, нарушает принятый принцип классификации и является неправильным по существу. Кроме того, в первую и вторую включены следы, имеющие одинаковые морфологические признаки, но. отличающиеся лишь по названию. Так, пятна-от капель и брызг в 1 -й группе именуются как “капли крови” и “брызги от кровотечения”, а во 2-й -”брызги крови” и “следы крови в виде падающих капель”» 40. 

      

    Соглашаясь  с приведенными выше высказываниями, полагаем, что в связи с этим отдельного внимания заслуживает классификация следов крови, предложенная самим М. В. Кисиным. Он хотя и считал с морфологических позиций систематизации следов крови указанных выше авторов верными, но все же недостаточными для всестороннего изучения этих объектов в оперативно-розыскных, следственных и даже экспертных целях и подразделял эти следы на элементарные, сложные и смешанные. 

Информация о работе Следы крови человека в криминалистическом учении о следах