Библиотека в сфере культурно-досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной курсовой работы: выявить основные аспекты функционирования библиотеки в сфере культурно- досуговой деятельности.
В связи с этим возникают следующие задачи:
Рассмотреть исторические этапы становления библиотеки как учреждения культуры.
Выявить социальные функции и предназначение библиотеки.
Проанализировать специфические особенности организации культурно - досуговой деятельности библиотек.
Рассмотреть основные формы и методы культурно - досуговой работы библиотек.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5
Этапы становления библиотеки как учреждения культуры…………….....5
1.2. Социальные функции библиотеки ………………………………………...18
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК……………………………………………….24
2.1. Специфика культурно- досуговой деятельности библиотек……………..24
2.2.Формы и методы культурно- досуговой работы библиотек……………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсач по кдд основной.docx

— 74.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

2.1 Специфика культурно- досуговой деятельности библиотек

Определив особенности современных  социокультурных функций библиотек  и их типологические черты, важные в  исследовании культурно-досуговой  деятельности в библиотеке, становится возможным выявить все многообразие культурно-досуговых программ, их форм и жанров, характерных для библиотечной работы. Основной функцией библиотек была и остается информационная, но это не делает культурно-досуговые функции значительной части видов библиотек побочными: они органично входят в единство библиотечной работы и обеспечивают тот естественный фон библиотечной среды, который определяет социокультурную значимость библиотек [12, с. 56].

           Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеках выражается в двух основных аспектах:

• в номенклатуре форм культурно-досуговых  программ, диктуемой профилем библиотечной работы;

• в особенностях хозяйственного механизма реализации культурно-досуговой  деятельности в библиотеке.

             Библиотеки являются одним из системообразующих элементов сферы культуры, и они естественным образом связаны с деятельностью иных учреждений культуры. Однако информационное ядро библиотечного дела, важность центрального – информационного направления библиотечной работы, определяет отсутствие в деятельности абсолютного большинства библиотек таких широко распространенных форм культурно-досуговых программ, как народные гулянья, массовые праздники, дискотеки и танцевальные вечера, вечера песни и т.д., хотя, естественно, некоторым библиотечным учреждениям в силу экономических обстоятельств или исключительной специфичности функций приходится организовывать и их. Однако существуют типические формы культурно-досуговых программ, часто встречающиеся в практике библиотек и не являющие собой прямого противоречия библиотечной сфере. Культурно-досуговые программы в библиотеках отличаются такими чертами, как камерность, локальность, связь с литературно-художественной проблематикой в частности, или искусством в целом. Иными словами, культурно-досуговые программы, организуемые средствами библиотек, реже являются массовыми, чем групповыми, в них выше роль индивидуальной работы, больше значение слова, чем двигательной активности (исключение здесь составляют, пожалуй, только детские библиотеки) или физической работы [5, с. 34].

Можно выделить основные формы  культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек. Это:

• литературные вечера;

• читательские клубы;

• клубы по интересам;

• встречи с деятелями  культуры, искусства и т. д.;

• выступления художественной самодеятельности (чаще – литературного  и театрального характера);

• краеведческие вечера;

• просветительские лекции;

• вечера памятных дат;

• праздники, чествования;

• конкурсы и т. д.

            Читательские вечера и клубы по интересам являются наиболее востребованными среди классических библиотечных культурно-досуговых программ. Такие читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам. Первая группа подразделяется на:

• клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;

• клубы женского общения;

• молодежные клубы;

• семейные клубы;

• клубы для детей и  подростков.

Вторая группа читательских объединений включает в себя:

• клубы литературные и  нравственно-эстетической направленности;

• экологические клубы;

• клубы краеведческого направления

Подобные формы характерны для большинства типов и видов  библиотек, однако в детских библиотеках, например, реже проводятся программы, требующие специальной априорной  подготовки от посетителей, и, наоборот, чаще применяются познавательно-развивающие  программы:

• викторины;

• олимпиады;

• конкурсы;

• игры;

• кружки по интересам;

• секции по интересам и  т. д.

Особенности работы с детьми, важность для детской аудитории  ощущения группы, наличия веселых  сверстников, снижают долю индивидуальной работы в детских библиотеках  по сравнению с библиотеками для  взрослых, но никоим образом не делают ее исключительной – зачастую именно в индивидуальной работе с ребенком, в достижении полного взаимопонимания  с ним кроется успех культурно-досуговой программы [14, с. 50].

Культурно-досуговая специфика  работы в библиотеках, ориентированная  на отдельные категории населения (например, лиц с ограниченными  возможностями, пенсионеров и т. д.), соединяет в себе важность групповой  и индивидуальной практики. Людям таких категорий как никому важно чувствовать единение с себе подобными (воспринимаемыми иногда как «товарищи по несчастью»), но не в меньшей степени нуждаются они и в индивидуальной заботе специалиста, который, например, организовав стойкое объединение по интересам, не должен считать свою миссию выполненной.

В общении с этой категорией пользователей библиотечные работники  учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные  мероприятия: встречи с интересными  людьми, вечера воспоминаний, поэтические  вечера, конкурсные программы, организуют для них клубы по интересам.

Среди досуговых форм работы особую популярность приобрели клубы  по интересам при библиотеках, каждый клуб интересен по-своему и своеобразен.

Посещение их позволяет пенсионерам  пообщаться, показать свои таланты, узнать для себя много интересного и полезного [15, с. 67].

Реализация культурно-досуговых  программ в библиотеках требует  обеспечения и развития материально-технической  базы этих учреждений, причем развития ее не только и не столько в направлениях, предусматриваемых основной – информационной – функцией библиотек. Проведение вечеров, смотров, организация читательских объединений и т. д. требует наличия:

• оборудованных помещений, пригодных для использования  в рамках культурно-досуговых программ и достаточно удаленных от читальных  залов;

• демонстрационно-проекционной и звуковой техники, зачастую специального назначения (например, для слабослышащих  людей или детей младшего возраста);

• традиционных средств  визуализации – плакатов, транспарантов, макетов и т.д.;

• специального театрального оборудования и реквизита, хотя бы в  минимальной номенклатуре (осветительная  техника, разборная сцена и проч.);

• рекреационных возможностей для участников программ, которые  могут просто-напросто устать, не обладая крепким здоровьем [ 5, с. 31].

Практика убеждает, что  проведение культурно-досуговых программ в условиях библиотеки невозможно без  их целевого финансирования. Поэтому  при оценке эффективности культурно-досуговой  деятельности необходимо учитывать  степень как достижения поставленных целей, так и «затратного механизма» их достижения. Это величина многомерная, включающая показатели социально-политического, материально-производственного и  нравственного порядка, находящиеся  в тесном единстве и взаимодополняющие  и обусловливающие друг друга. Суть «затратного механизма» в том, сколько материально-технических средств, финансовых и людских ресурсов будет затрачено на проведение цикла или серии программ, организацию предметной деятельности в определенный период.

          Эффективность функционирования хозяйственного механизма современной библиотеки в решающей степени определяет личную заинтересованность каждого члена в результатах своей деятельности. А личная заинтересованность является и непременной предпосылкой формирования и становления коллектива работников, принимающих участие в реализации культурно-досуговых программ [ 5, с. 45].

Для финансирования отраслей культуры в нашей стране используются средства государства и населения  в пропорциях, обусловленных мерой  платности за предоставление различного рода культурных благ. В советское  время все культурно-досуговые  программы и услуги в библиотеках  и иных учреждениях культуры были практически бесплатными. Сейчас финансирование в основном происходит через систему  местных бюджетов, развитие системы  платных услуг, а иногда – и  за счет благотворительности.

Поскольку библиотеки были и в основном остаются бюджетными организациями, состоящими на сметном  финансировании, планирование их расходов осуществлялось по принципу «от достигнутого уровня», что связано, в частности, с отсутствием системы нормативов финансирования.

Основная идея оптимизации  технологии культурно-досуговой деятельности в современной библиотеке состоит  в том, чтобы, используя и преобразуя уже имеющийся потенциал, добиться превращения данного учреждения в самоуправляемые центры, в которых  гармонично сочетаются интересы личности и общества, где работают постоянные и временные инициативные объединения. При этом саморазвитие библиотеки осуществляется на основе механизма самоуправления и финансовой самостоятельности [ 12, с. 89].

В целях совершенствования  хозяйственного механизма библиотек  в аспекте культурно-досуговой  деятельности многие специалисты предлагают определять принцип их финансирования в зависимости от необходимости  оказания услуг, направленных на удовлетворение существующих духовных запросов населения; подготовки и проведения программ коммерческого  характера; сбора, изучения и хранения предметных носителей культуры. Эти  направления деятельности практически  синтезируются в каждой культурно-досуговой  программе, но в разной пропорции, что  позволяет выделить приоритетную направленность.

Основные положения хозяйственного механизма как системообразующего элемента технологии культурно-досуговой деятельности в библиотеке таковы:

• библиотеки самостоятельно планируют свою творческо-производственную и финансово-хозяйственную деятельность и социальное развитие коллектива;

• творческо-производственная деятельность строится на основе целевых  культурных программ, самостоятельно разрабатываемых библиотеками с  учетом социальных заказов населения  региона, трудовых коллективов предприятий, организаций, хозяйств, договоров с государственными и общественными организациями, творческими союзами и кооперативами;

• многие целевые культурные программы утверждаются заказчиками и финансируются за их счет [ 5, с. 54].

Таким образом, библиотеки являются одним из системообразующих элементов сферы культуры, и они естественным образом связаны с деятельностью иных учреждений культуры. Специфика культурно-досуговой деятельности библиотек заключается в особенности культурно- досуговых программ, проводимых в библиотеке. Культурно-досуговые программы  библиотек реже являются массовыми, чем групповыми, в них выше роль индивидуальной работы, больше значение слова, чем двигательной активности. Основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек, это литературные вечера, читательские клубы, клубы по интересам, встречи с деятелями культуры, искусства и т. д, краеведческие вечера, просветительские лекции, вечера памятных дат и т. д. Культурно-досуговая специфика работы в библиотеках, ориентированная на отдельные категории населения, соединяет в себе важность групповой и индивидуальной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формы и методы культурно- досуговой работы библиотек

          Формы массовой работы библиотеки делятся на наглядные рекомендации литературы - книжные выставки, библиотечные плакаты, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи и др.  и устные - обзоры, обсуждения, конференции, диспуты и т. п. Выделяют и те формы работы, в которых преобладает игровое начало, - конкурсы, викторины, литературные игры, инсценировки и т.п. На практике же, чтобы мероприятие получилось более интересным, чтобы были задействованы разные каналы восприятия  информации часто приходится объединять все эти формы, использовать их комплексно. В практике работы библиотек все чаще образуются составные формы — выставка + обзор + лекция [16, с. 174].

            Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. Книжные выставки относятся к традиционным формам работы с читателями. Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

-         выбор темы;

-         определение целевого и читательского  назначения;

-         выявление и отбор документов;

-         подбор вспомогательных материалов;

-         разработка структуры книжной  выставки;

-         оформление книжной выставки;

-         реклама книжной выставки;

-         анализ эффективности книжной выставки [10,c 12].

Информация о работе Библиотека в сфере культурно-досуговой деятельности