Человек в системе культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 01:45, реферат

Описание работы

В настоящей работе постараемся проанализировать основные подходы в понимании культуры и раскрыть их сущность, определить содержание культуры и ее функции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Культура как социальный феномен: анализ основных подходов……. 4
1.1 Культура как специфический способ человеческого бытия…….. 4
1.2 Философский подход………………………………………………. 5
1.3 Антропологический подход……………………………………….. 8
1.4 Социологический подход………………………………………….. 12
Заключение……………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 1.docx

— 39.99 Кб (Скачать)

     Попытки связать понятие культуры с деятельностью, в том числе с ее результатами, безусловно, заслуживают внимания. Однако рассматривать культуру как разновидность человеческой деятельности, - значит, идти по пути сужения ее предметного содержания. Культура - это не только и не столько деятельность, сколько приобщение к ней. Сам момент деятельности превращает людей и их объединения в субъектов культуры, но средствами или результатами деятельности опять же не исчерпывается все богатство и содержание культуры.

     Таким образом, суть философского понимания  культуры заключается в разнообразных  попытках раскрыть целостным образом  ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей. 

     1.3 Антропологический подход

     Наиболее  распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это - система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.

     Как показывает исследовательский опыт зарубежных и отечественных ученых, в основе антропологического понимания  культуры лежат следующие базовые  характеристики. Причем следует иметь  в виду, что ни одна из приведенных  ниже характеристик не исчерпывает  собой все содержание и многообразие проявлений культуры, изучаемых антропологами. Напротив, их следует рассматривать  как взаимосвязанные и взаимодополняющие признаки.

     1. Культура есть институционально  заданный способ или система  способов удовлетворения базовых  (органических) и производных (искусственных)  потребностей человека (инструментальная  функция культуры). Процесс удовлетворения человеческих потребностей осуществляется в рамках определенных институтов - типовых единиц организации социальной жизни людей, которые устанавливают четкие правила и запреты, традиции и обычаи.

     2. Культура есть особая форма  или разновидность социального  поведения людей. Это - социально-наследуемое поведение, научаемая форма поведения, идеальное содержание символического или вербального поведения людей, общее или стандартизированное поведение, присущее всем членам группы, абстрактная форма поведения и пр.

     3. Культура есть мир артефактов (материальная природа культурных  объектов). Артефакт понимается в науке как искусственно созданный объект или предмет. В культурной антропологии артефактом называется материальное и символическое воплощение какого-либо культурного явления или объекта. Артефакт нельзя отделить от его культурной формы и материального субстрата. Он создается и существует только в контексте определенной культуры. Частичные свидетельства или факты относятся к характеристике культурной формы артефакта, а материальные следы - способ его выражения.

     4. Культура есть мир смыслов и значений («интерпретирующая» функция культуры). Такой подход является наиболее полной и разработанной версией постижения смыслового содержания культуры. Согласно этой версии, человек живет в «паутине значений» - системы смыслов, которая ориентирует его по отношению к другим людям и окружающему миру в целом. Следовательно, чтобы постичь культуру как своеобразную систему смыслов, необходимо расшифровать значения действий и взаимодействий людей. С этой точки зрения культура представляет собой не внешнюю силу, детерминирующую поведение людей, а контекст данного поведения, в котором только и может быть понята деятельность.

     5. Культура есть мир знаков и  знаковых систем (семиотическая  функция культуры). Такое понимание близко по содержанию к предыдущему определению. Однако, в отличие от смыслов знаки и значения являются их символическими посредниками. (Под знаком понимают обычно предмет, предназначенный для хранения, переработки и передачи информации о других предметах.) Они занимают срединное положение между артефактами как материальными носителями определенных культурных форм и ментальностью как способом мысленного воспроизводства и конструирования реальности (системой смыслообразования). Знаки как элементы смыслообразующей деятельности человека включаются в структурное содержание культуры благодаря способностям людей к символизации.

     6. Культура - это своеобразный механизм, встроенный в информационный процесс и осуществляющий выработку и трансляцию социально значимой информации (коммуникативная функция культуры). Другими словами, продуктом культуры является социальная информация, которая вырабатывается и сохраняется в обществе при помощи знаковых средств. Хотя такое понимание не нашло широкого распространения в антропологии, его следует учитывать при построении научной картины мира культуры.

     В антропологии обычно выделяются и рассматриваются  отдельно несколько общих концепций, характеризующих содержание культуры. Это - концепции черт культуры и культурных универсалий.

     Культурными чертами в антропологии называют базисные единицы культуры. Это - далее не делимые единицы культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения). Они подразделяются, как показывает А.И. Кравченко, на универсальные, присущие всему человеческому роду, общие, присущие ряду обществ и народов, и уникальные или специфические.

     Культурные  универсалии выражают родовые начала в культуре. Согласно данной концепции, базис или фундамент культурной системы образуют универсалии - общие черты, характеристики или компоненты культуры, присущие всем странам, государствам и народам независимо от их географического и социально-экономического положения.

     Так, К. Уисслер выделил девять фундаментальных черт, присущих всем культурам: речь (язык), материальные черты, искусство, мифология и научное знание, религиозная практика, семья и социальная система, собственность, правительство, война.

     В 1965 году Дж. Мердок выделил свыше 60 универсалий культуры. Это - изготовление орудий труда, институт брака, право собственности, религиозные обряды, спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, игры, запреты кровосмешения, правила гигиены, язык и пр.

     Культура, таким образом, представляет организованную, интегрированную систему, внутри которой можно выделить три подсистемы:

     - технологическую (материальные, механические, физические и химические орудия труда вкупе с технологией их использования, позволяющей человеку как представителю животного мира вступать в контакт с окружающей средой);

     - социологическую (межличностные отношения, выраженные в коллективных или индивидуальных образцах поведения);

     - идеологическую (идеи, верования, знания, выраженные посредством членораздельной речи или в иной символической форме).

     Эти три категории составляют культурную систему как целое.

     Итак, антропологический подход отличается предельной конкретностью, ориентацией на исследование иного - промежуточных слоев и уровней культуры, удаленных от ее институционального ядра. В первом случае антрополог пытается найти и указать на предельно конкретные формы или единицы культуры, к которым или благодаря которым человеческая жизнь разлагается на рационально конструируемые элементы, называемые культурными универсалиями. Во втором случае он стремится определить своеобразие этих элементов, отличающее их друг от друга. Следовательно, его интересуют как общие черты культуры (культурные универсалии), так и ее специфические особенности. 
 

     1.4 Социологический подход

     Сущность  социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социетальных (единых для общества) связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций. Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное - общие идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность - основа социетальности.

     Если  воспользоваться концептуальной схемой систем социального действия Т. Парсонса, то социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмы обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмы поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).

     В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три  взаимосвязанных аспекта изучения культуры - предметный, функциональный и институциональный. Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов); функциональный - на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности; собственно институциональный - на исследовании типических единиц или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.

     Социология  ближе всего подошла к определению  и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры - консервации, трансляции и социализации.

     Функция консервации – культура как тип социальной памяти общности (народа или этноса). Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения, коммуникативные сети и пр.

     Функция трансляции – культура как форма трансляции социального опыта – социальное наследование, научаемое поведение, социальная адаптация, комплекс образцов поведения и др.

     Функция социализации - культура как способ социализации людей, с помощью которого они научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с хранящимися программами.

     В социологии выделяются и рассматриваются другие социальные функции культуры (инновация, аккумуляция, контроль и пр.).

     Недостатки или ограничения социологического подхода к изучению культуры можно свести к одному достаточно распространенному в социологическом сообществе суждению: культура есть то, что она делает с людьми, объединяя их в группы на основе общих ценностей и идеалов, регулируя их отношения друг с другом посредством норм и опосредуя их коммуникации при помощи символов и значений. Одним словом, социологи, исследующие культуру, связывают данное понятие с процессами социального взаимодействия людей, особо подчеркивая при этом роль социальных детерминант, недооценивая внутреннее содержание этого сложного феномена.

     Неполнота социологического анализа культуры в какой-то мере дополняется или  компенсируется антропологическим подходом. Прежде всего оба подхода различаются методологическими позициями исследователей. Социология стремится создать науку об обществе с точки зрения наблюдателя, а социальная антропология пытается конструировать знание об обществе с точки зрения наблюдаемого. В самом общем виде разделительную грань между ними можно провести при помощи следующих дихотомий: стремление осмыслить деятельность человека с точки зрения ее формы (формы социального взаимодействия) в социологии или с точки зрения ее содержания в антропологии; приоритетное познание традиционных культур в антропологии и культуры современных обществ в социологии; ориентация на изучение чужих культур и обычаев в антропологии и исследование собственной культуры; исследование общинности или общинной культуры в антропологии и познание культуры больших социальных групп в социологии; акцент на изучении институциональных аспектов культуры в социологии и приоритет в познании внеинституциональных явлений культуры в антропологии; исследование системной организации культуры, а также ее специализированных форм в социологии и изучение культуры жизненного мира и обыденной жизни в антропологии и пр.

     Среди приведенных выше различий в теоретических  подходах социологии и социальной антропологии особенно важное значение играет взгляд на человека и его культуру сквозь призму содержания или формы его  деятельности. Данное различие фиксирует  в себе едва уловимую и трудно постигаемую  грань, которая разделяет между  собой культуру и социальность.

     Учитывая  ограниченность того или иного подхода  к изучению культуры, вырабатывается такой подход, который позволяет объединить познавательные возможности философии, антропологии и социологии как основных областей знания о культуре, при котором последняя рассматривается как система, то есть целостная совокупность явлений и предметов, т.е. интегративный подход. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Человек в системе культуры