Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения - очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Социально - политические изменения. Город как новое пространство формирования культуры……………………………………………………………….5

2. Расширяющаяся вселенная: географическое познание мира……………………..8

3. Роль науки. Коперниковский переворот…………………………………………...9

4. Эпоха титанов. Гуманисты Возрождения. «Оборотная сторона титанизма»…..11

5. Отношение к религии. Ренессансный пантеизм и Реформация…………………14

6. Искусство как главный вид духовной деятельности…………………………….17

Заключение…………………………………………………………………………….21

Литература…………………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 50.58 Кб (Скачать)

   Не  случайно как раз живопись, изображающая, прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, выступает  в тот период главенствующим видом  искусства, а фигура художника-творца становится как бы символом эпохи. У  великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает свое наивысшее  выражение.

   Выдающихся  деятелей Возрождения впоследствии стали именовать гуманистами. Это связано с возникновением в XIV в. гуманистического движения, которое происходило параллельно с развитием поздней схоластической философии. Подчеркивая значение образованности и таланта как важнейших проявлений и показателей человечности, самоценности человеческой личности, ее выдвижения и возвеличения, гуманизм стал примерно с середины XV в. настолько влиятельным идейным течением, что гуманистические кружки возникали не только в наиболее развитых, но и в периферийных городах тогдашней Италии.

   Гуманистическое движение, положившее начало формированию светской интеллигенции, в основном носило антисакральный характер, не было связано с интересами церкви.

   Вместе  с тем, и это особо необходимо подчеркнуть, эпоха Ренессанса таила  в себе сложные противоречия, которые  характеризовались глубоким антиномизмом. То богатое развитие индивидуальности в XIV — XVI вв., о котором мы только что говорили, весьма часто, а точнее, постоянно, сопровождалось крайностями  дикого, порой звериного индивидуализма. Вырвавшаяся на свободу человеческая индивидуальность, ощутившая свою самостоятельность  и независимость не только от церковных  институтов и церковных авторитетов, но и вообще от всяких абсолютов, включая  и высший Абсолют в лице Бога, — эта уже ничем не сдерживаемая индивидуальность могла проявлять  себя каким угодно способом и в  каком угодно направлении, быть благородной, возвышенной или низменной, циничной.

   Иначе говоря, утверждение стихийно-человеческого  индивидуализма и связанных с  ним величайших достижений культуры эпохи Ренессанса, титанизм и благородный  гуманизм данной эпохи имели и  свою обратную сторону.

   Для характеристики этого феномена необходимо привести истоические факты.

В Риме в 1490 году было 6 тысяч 800 проституток, а в Венеции  в 509 году - 11 тысяч. Священнослужители содержали мясные лавки публичные дома, монахини зачитывались «Декамероном» и предавались оргиям, последствием чего были детские скелеты, которые находили в грязных стоках. Незаконных детей имели и гуманисты, и папы, и князья. Казни, убийства и грабежи становились обычным явлением. Например, в Женеве за три месяца 1513 года было сожжено 50 человек, а в небольшом епископстве Бамберге - 1500человек. В 1659 году в городе

Люцерне были сожжены  семилетняя, четырехлетняя «ведьмы».

   Нравы были жестоки. Неаполитанский король Ферранте (1458-1494) сажал своих врагов в клетки, откармливал их, а затем убивал приказывал засаливать их тела. Он же отравлял в церквях чаши с святой водой, чтобы отомстить высокопоставленным особам. Папа Александр VI умер случайно, отравившись ядом, который сам приготовил для одного богатого кардинала.

   Множество преступлений и пороков было и на совести известных гуманистов эпохи Возрождения. Да и размах деятельности инвизиции приходится именно на эту эпоху, а не на средневековье.

   Оборотная сторона титанизма побуждала  к обличению и критике режима Медичи и папства - режима фальши и вседозволенности.

   Одному из ярких деятелей эпохи -Джироламо Савонароле (1452-1498),

настоятелю доминиканцев во Флоренции, известному писателю, блестящему оратору, страстному пропагандисту  христианских добродетелей и святости, - критика стоила жизни. Он был отлучен  от церкви, а затем повешен и сожжен.

   Разгул  индивидуализма, бросающий тень на все Возрождение,стал менее заметен  в более позднее время - в эпоху великих географических открытий и колониальных захватов, когда он нашел себяв предпринимательской и производительной деятельности, выплеснувшись за пределы Европы. Это было началом Нового времени.

   Гуманизм  Ренессанса был лишь тонким культурным слоем, прикрывающим и сдерживающим дикость и варварство, существующие в жизни того общества. А гуманистический урок Возрождения заключается в том, что при отсутствии культуры самоограничения индивидуальная свобода порождает возможность падения человека. 
 
 
 
 
 

   5. Отношение к религии. Ренессансный  пантеизм и Реформация 

   Наиболее  характерное отношение гуманистов к религии - скептицизм (или индифферентизм). Большинство гуманистов предпочитало прямо не затрагивать основ христианской религии, не выступало с прямым опровержением церковных догм (некоторые из гуманистов занимали видные посты в иерархии католической церкви, а один из них - Энеа Сильвио Пикколомини стал даже папой римским под именем Пия II). Вместе с тем их светское мировоззрение, их натурфилософские и этические теории порывали с господствующей христианской религиозностью, с её верой в личного надприродного бога - творца. Среди части гуманистов получили распространение характерные для эпохи и смелые в условиях безраздельного господства католицизма идеи необходимости создания новой, синкретической «философской религии» — на основе соединения идей Каббалы, платонизма и христианства (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, И. Рейхлин). Эразм Роттердамский, один из виднейших гуманистов эпохи Возрождение (Ренессанс), подчёркивал моральную сущность христианства, сконцентрированную в Евангелиях, оставляя в тени или даже подвергая забвению его догматическое содержание, связанное с теологическим умозрением, миром «чудесного» и т. д. Оказав огромное влияние на своих современников, Эразм прокладывал дорогу деизму. Некоторые гуманисты дали образцы обличительной литературы, бичующей пороки и невежество католического духовенства, выступали против светской власти пап (Лоренцо Валла, например, принадлежит разоблачение подложности «Константинова дара»). Применение гуманистами (Рейхлином, Эразмом и др.) исторической критики к текстам Священного писания, их рационалистическая критика средневекового католического миросозерцания в известной мере подготовили Реформацию. Некоторые гуманисты, например Лефевр д"Этапль во Франции, Ф. Меланхтон в Германии, стали видными её деятелями. Однако для гуманистов более характерны идеи веротерпимости или критическое отношение к религии. Некоторые из них, например Б. Деперье, М. Сервет, подвергали резкой критике не только католичество, но и протестантизм (активную полемику с Лютером вёл и Эразм). Среди гуманистов было немало вольнодумцев (Помпонацци, Валла, Деперье); Э. Доле, Дж. Бруно, обвинённые в богохульстве, стали жертвами инквизиции; М. Сервет был сожжён на костре в протестантской Женеве. Ряд гуманистов (Помпонацци, Боден) выдвигал идеи естественного происхождения религии. В целом не столько непосредственные взгляды гуманистов на религию, сколько их светское мировоззрение способствовали тому, что к концу средних веков «духовная диктатура церкви была сломлена» (Энгельс Ф., там же, с. 346). В то же время многие гуманисты, будучи носителями раннебуржуазного мировоззрения, принимали как политическую необходимость «исторические» «положительные» религии в качестве духовной узды для народных масс.  

        Реформационное движение, поощрившее стремление простых людей к духовной деятельности, вызвало к жизни скрытые творческие силы народной культуры. Проповедники народной Реформации в борьбе с идеологией господствующих сословий и с церковной традицией черпали энергию в народном пантеизме. Но пантеистические мифы о «небесном теле» Христа и «сне души» не исчерпали резервов народного пантеизма, который оказался способным» создавать картину мира без компромиссов по поводу «бессмертия души». Образец такого построения модели мира дали «духовные либертины», которых отличал от анабаптистов не социальный облик, а последовательная пантеистическая космология. 
    Доказательства того, что бог существует не как христианская троица, а как мировая субстанция, либертины искали не только в Писании, но и в самой природе. Именно она была названа вдохновительницей пантеистического богословия. Согласно их представлениям, бог выведен из природы и Писания. Это бог, который не сотворил мира и не управляет им. Это не христианский бог, который «своей рукой» насылает град и неурожай, вершит судьбы людей.

   Плодотворность  ряда идей, выработанных анабаптистами  и духовными либертинами в  сфере критики религии, объяснялась  тем, что развитие сознания народа в  «сектах» не было изолировано от развития ренессансной философии. В отличие от доктрины реформированной церкви, выразившей себя в отрицании ренессансного гуманизма, идеология народной Реформации развивалась как союз философской и народной ереси. 
     Учение народной Реформации отобразило деятельность, мысли и чувства людей переломной эпохи, когда обнажился социальный смысл философии, вступившей в непосредственное противоборство с религией. При этом философия, как писал К. Маркс, «вступает в соприкосновение и во взаимодействие с действительным миром своего времени. Философия перестает тогда быть определенной системой по отношению к другим определенным системам, она становится философией вообще по отношению к миру, становится философией современного мира. Внешние проявления, свидетельствующие о том, что философия приобрела такое значение, что она представляет собой живую душу культуры, что философия стала мирской, а мир философским,—во все времена были одни и те же». 

      Внешним проявлением жизненной, мирской и, более того, «простонародной» философии стал процесс разветвления реформационной идеологии на различные «толки». Церковный протестантизм, и сам возникший в ходе этого процесса, субъективно переживал его как явление нетерпимого и грозного «соблазна» религии философией.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   6. Искусство как главный вид  духовной деятельности 

   Искусство в эпоху Возрождения всегда было главным видом их духовной деятельности. Искусство стало для людей  эры Возрождения тем же, чем  в средние века для них была религия, а в Новое время этим стала наука и техника. Недаром  всегда отстаивалась мысль, что в  идеале каждый человек обязательно  должен быть художником. Почти не осталось людей, полностью равнодушных к  искусству.

   Художественное  произведение наиболее точно выражало так же и идеал гармонически созданного мира и место каждого человека в нем. Этой же задаче в самой различной  степени так же подчинены все  виды искусства.

   Основные  этапы и жанры литературы эпохи  Возрождения связаны с эволюцией  гуманистических концепций в  периоды раннего, Высокого и позднего Возрождения. Для литературы раннего  Ренессанса характерна новелла, особенно комическая (Бокаччо), с антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков  личность. Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы: в  Италии - Л. Пульчи, Ф. Берни, в Испании - Л. Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетика которой поэтизирует представление  Возрождения о человеке, рожденном  для великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героических идеалов  в народной сказочной и философско-комической форме явилось произведение Рабле  «Гаргантюа и Пантагрюэль». В позднее  Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием  прозаичности складывающегося буржуазного  общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы. Высший взлет  позднего Возрождения — драмы  Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических  конфликтах между героической личностью  и недостойной человека системой общественной жизни. 
Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве, испытавшем значительное воздействие античной драматургии. Его характеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-площадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель арте (XVI в.). Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Шекспира. 
В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущением. Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров - сольных песен,ораторий, оперы. 
Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. Отметим, что в системе искусств в этот период происходит перемещение акцентов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств. На первый план выходит живопись. И это не случайно. Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плане было больше возможностей по сравнению с другими искусствами.

   Другими словами, жажда познания, которая  так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму  художественного познания. Но стремясь наиболее полно отразить все природные  формы, художник обращается к научному знанию. Тесная связь науки и искусства - характерная черта ренессансной культуры. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу - в область оптики и физики, через проблемы пропорций - в анатомию и математику и т. д. Это приводило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства. Более того, некоторые из них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни. Союз науки и искусства помог искусству решить многие, очень важные изобразительные проблемы. Вырабатывается новая система художественного видения мира, основанная на доверии к чувственным восприятиям человека, прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим, - вот исходный принцип художников Ренессанса. А мы видим вещи не изолированно, а в единстве со средой, где они находятся. Среда пространственна; предметы, располагаясь в пространстве, видятся в сокращениях. 
Художники Возрождения разрабатывают принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру. 
Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом, ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - другой великий мастер эпохи Ренессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор, художник, поэт. Поэзия была младшей из микеланджеловских муз. До нас дошло свыше 200 его стихотворений. 
Рафаэль Санти (1483-1520) - не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора. 
Альбрехт Дюрер (1471-1528) - основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр на дереве, много сотен рисунков, акварелей. Дюрер был и теоретиком искусства, первым в Германии создав труд о перспективе и написав «Четыре книги о пропорциях». Эти примеры можно было бы продолжить. Таким образом, универсальность, разносторонность, творческая одаренность была характерной чертой мастеров Ренессанса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эпоха Возрождения