Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения - очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Социально - политические изменения. Город как новое пространство формирования культуры……………………………………………………………….5

2. Расширяющаяся вселенная: географическое познание мира……………………..8

3. Роль науки. Коперниковский переворот…………………………………………...9

4. Эпоха титанов. Гуманисты Возрождения. «Оборотная сторона титанизма»…..11

5. Отношение к религии. Ренессансный пантеизм и Реформация…………………14

6. Искусство как главный вид духовной деятельности…………………………….17

Заключение…………………………………………………………………………….21

Литература…………………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 50.58 Кб (Скачать)

   Содержание 

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Социально  - политические изменения. Город  как новое пространство формирования культуры……………………………………………………………….5

2. Расширяющаяся  вселенная: географическое познание  мира……………………..8

3. Роль науки.  Коперниковский переворот…………………………………………...9

4. Эпоха титанов.  Гуманисты Возрождения. «Оборотная  сторона титанизма»…..11

5. Отношение  к религии. Ренессансный пантеизм  и Реформация…………………14

6. Искусство  как главный вид духовной деятельности…………………………….17

Заключение…………………………………………………………………………….21

Литература…………………………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Эпоха Возрождения - очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю  европейских народов, возникшее  в недрах феодальной культуры, Возрождение  открывает принципиально новую  культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в  обществе.  
На этой ранней стадии развития буржуазная идеология была идеологией прогрессивной и отражала интересы не только самой буржуазии, но и всех других классов и сословий, находившихся в подчинении изживающей себя феодальной структуры отношений.  
Формирование буржуазной идеологии в эпоху Возрождения характеризуется ориентацией на материалистическое истолкование законов природы (принцип "природосообразности"), антропоцентризмом (человек рассматривается как венец Природы), рационализмом (человек познает окружающий мир и самого себя благодаря Разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и является). Возникновение буржуазной идеологии приводит к постепенному разрушению средневековой концепции мира и человека, устанавливавшей непосредственную иерархическую связь не только между людьми, но и между человеком и всем сущим (концепция отношений "от камня до Бога").  
В то же время эпоха Возрождения - это период разгула Инквизиции, раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний, происходивших на фоне формирования буржуазного индивидуализма. Это - совсем не период безоблачного торжества человечности над схоластической косностью, как иногда представляют себе время, деятели которого получили гордое имя гуманистов.  
Религиозная жизнь Ренессанса по своей обширности необозрима, подобно точной науке, хронологически связанной с Возрождением, и в религии совершается колоссальный переворот. Речь идет о зарождении в первой половине XVI века в Германии протестантизма, который, так же как и коперникианство, был продуктом все того же необычайного развития возрожденческого свободомыслия. Раньше церковь мыслилась как некоторого рода таинственный коллективный организм, в котором каждый его член имеет самое непосредственное общение с Христом. Теперь же все таинства обряда были отменены, а церковь превратилась в молитвенный дом, где уже ничего не оставалось, кроме пения молитв и слушания проповедей. Быть членом такого коллектива молящихся вне всякой церковной иерархии, которая производила себя от самих апостолов; и вне всяких таинств и обрядов, в которых непосредственно присутствовал сам Христос, - это и значило отколоться от католической церкви и стать протестантом. Таким образом, протестантизм появился как результат столь огромного развития начал свободомыслия эпохи Ренессанса, что он стал подлинным и настоящим самоотрицанием Ренессанса. В этом смысле и коперникианство, и протестантизм представляют собой явления одного порядка.  
Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как для католической церкви, которая поспешила внести большую часть шедевров гуманизма в "Индекс запрещенных книг", так и для протестантов. Таким образом, еще раз обнажился глубоко противоречивый характер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним культурным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными наследниками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Социально - политические изменения. Город как новое пространство формирования культуры 

   Прежде  всего, следует отметить значение самого термина «ренессанс» или «возрождение». Речь идет, прежде всего, о возрождении  античных идеалов – в самом  широком понимании – как нормативных, определяющих смысл, направление и  формы развития культуры. Нужно иметь  в виду, что в истории европейской  культуры существовало «каролингское  возрождение» (8-9 вв.) и «возрождение XII века», которые обращались к античному  наследию с той или иной степенью включения античных идей в интеллектуальное пространство средневековой Европы.

   Итак, в целом формирование культуры Возрождения  происходила в рамках развивающейся  и изменяющейся феодальной системы  в Европе. Речь идет о радикальной  перестройке общественно-идеологических и политических структур, которые  должны были приспосабливаться к  требованиям полностью развитого  простого товарного производства. Среди  социально-экономических факторов, повлиявших на формирование новых отношений, можно назвать следующие:

   - появление  мануфактурного производства, повлекшее  за собой формирование зачатков  капиталистических отношений, а,  следовательно, благодаря этому  стало возможным преодоление  прежних феодальных отношений,  основанных на  лично-наследственных формах зависимости;

   - развитие  торгового и ростовщического  капитала, которые стимулировали  рост товарно-денежных отношений;

   - появление  в XIV веке денежной формы феодальной  ренты, еще больше способствовавшей  развитию товарно-денежных отношений,  что, в свою очередь, привело  к более динамичному развитию  общества, дальнейшему разделению  труда и секуляризации общества.

   Рост  и укрепление городов, формирование городской культуры и осознание  необходимости новых форм регулирования  социальных и экономических отношений как внутри городской общины, так  и в отношениях с властью потребовало формирование новых правовых отношений.

   Важнейшей предпосылкой в становлении ренессансных представлений явилось стремление к опытному познанию природы, идейное  обоснование которому можно найти  в доктрине двойной истины. В ней  проводилось различение истины веры, источником которой может быть только религиозное откровение, сфера мистического, целью ее является забота о спасении человека, его души – и истины знания, которая опирается прежде всего на опыт и на логику (необходимо отметить, что эта идея послужила основанием и для разграничения власти церкви и власти государства). Опытное знание в этой культуре не представляет собой пока еще некоторой системы. Это скорее стремление человека, осознавшего свою особую роль, исследовать   природу,  которая должна служить человеку в его интересах, а интересы эти продиктованы потребностями развивающейся промышленности и сельского хозяйства, мореплавания и т.д. По своей сути мировоззрение эпохи Возрождения остается средневековым – с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако можно говорить и о достаточно серьезных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Так, например, Вселенная являет собой не просто иерархию, а иерархию, основанную на нравственном статусе всего сущего в мире, причем человек занимает промежуточное положение между миром земным и миром небесных сущностей. Важнейшая сила, которая пронизывает все мировое устройство – сила любви, симпатии и антипатии. В представлениях этой эпохи важнейшей является идея соответствия макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса – человека, поэтому отличительной чертой языка эпохи Возрождения остается символизм, аллегорическое мышление, которое получает свое продолжение в развитии магических практик, алхимии, колдовства, нумерологии и т.д.

   Однако  Ренессанс вносит свой вклад и  в развитие научно-рационалистического  мировоззрения благодаря открытиям  в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей. Д.Бруно). Идеи множественности миров, бесконечности Вселенной, отрицание утвердившейся в европейской мышлении геоцентрической модели Вселенной были, безусловно, принципиальным шагом вперед, поскольку вторгались в сферу мировоззренческих постулатов средневековой культуры и явились первым шагом в формировании принципиально новой космологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Расширяющаяся вселенная: географическое познание мира 

   
  • Большое значение для экономического и культурного  развития Европы имели дальние путешествия  и великие географические открытия. В 1452 г.  Христофор Колумб совершил великое открытие: отправившись на поиски кратчайшего пути в Индию, он открыл новый континент. Столетие спустя был открыт Тихий океан. Венецианец на британской службе  Джон Кэбот  в 1497 г. Открыл полуостров лабрадор, а  испанец Америго Веспучи своими путешествиями в Новый Свет дал  основание назвать вновь открытый материк его именем – Америка; португалец Магеллан, плававший под  испанским флагом в 1519-1522 гг., обогнул  земной шар. Его кругосветное путешествие  было первым фактическим доказательством  того, что Земля представляет собой  шар.
  • Испанские завоеватели первым начали проникать вглубь территории Нового Света. В 1519-1521 гг. испанский  конкистадор Эрнандо Кортес  с отрядом в 600 солдат вторгся во владения ацтеков и достиг города Мехико. Десять лет спустя другой авантюрист, Писсаро, имея вначале лишь 183 солдата, начал войну за завоевание богатого государства инков в Южной Америке. Золото инков, как магнит, притягивало Писсаро и его солдат. Подобное происходило  в Северной Америке, когда в 1522 г. Де Сото открыл для европейцев реку Мисссипи.
  • Великие географические открытия, а главное, колонизация вновь открытых стран, привели к существенным переменам в экономике стран – колонизаторов. Из Мексике и Перу дважды в год- в апреле и в августе- доставлялись в Севилью крупные партии золота и серебра. Это не могло оставить равнодушными голландцев и англичан, которые претендовали на свою часть добычи. Пираты начали грабить испанские корабли с имевшимся на них золотом. Пиратство на море привело к резкому росту цен на золото и серебро, что не замедлило сказаться на европейской экономике: в XVв. Цены на предметы роскоши поднялись на 400 %. Началась массовая безработица, сельское население потянулось в растущие города.
  • Географические открытия и особенно связь с новым светом дали

возможность европейцам познакомиться с такими культурами, как картофель, маис, табак, тростниковый сахар, томаты. Перепродавая эти товары, торговцы- посредники делал огромные состояния.

   В начале XVI в. многие города Италии оказались  под властью Франции и австрийской  династии Габсбургов. Захвативший в 1515 г. Милан король Франции  Франциск I был меценатом, покровителем наук и искусств; он приглашал ко двору  выдающихся итальянских учёных-гуманистов, художников  архитекторов, основал в Париже существующий и поныне «Коллеж де Франс», где учились не только аристократы, но и одарённые люд из разных сословий.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Роль науки. Коперниковский переворот 

   Если  в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием  стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания. Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной индивидуальностью. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя. Художник - это искатель истинных образов, мыслитель - искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя - техника прояснения, или метод познания. Мыслитель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире. Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, развивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности - в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Чем могло питаться убеждение Платона в том, что ему было дано постичь мир идей, по модели которого создан мир вещей? Идея есть самоочевидность разума, взятого без всяких образов, сама выступающая инструментом создания и конструирования образов. Идея, которую с превеликим трудом может постичь смертный, есть в то же время исходный принцип построения бытия, а значит, должна быть и принципом построения истинного знания. Так было у Платона, но М. Экхарт, мнение которого мы уже приводили, тоже был убежден, что мыслитель, познающий Бога «без помощи образа», становится тождественным Богу. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной стороны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения земного существования, только в Новое время стали называть естественными законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на универсальный Разум.

   Хотя  сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог - это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды «познания добра и зла». Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473-1543) о гелиоцентризме. Коперник разработал гелиоцентрическую концепцию Солнечной системы  положил конец птолемеевской, доказав вращение Земли вокруг Солнца. Новая картина мира позволила совершить революционный скачок в самой методологи научных следований – благодаря унификации небесных  земных движений.

   То, что  «Коперник объединил Небо и Землю», наиболее непосредственным и ощутимым образом сказалось на мировоззрении, причём даже людей, крайне далёких от науки. Именно мировоззренческое осмысление системы Коперника сделало это  открытие революцией, далеко выходящей  за пределы астрономии. Человек, в  том числе человек науки, стал как бы жить в ином мире. 
 
 
 
 
 

   4. Эпоха титанов. Гуманисты Возрождения.  «Оборотная сторона титанизма» 

   Эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся индивидуальностей, титанов земного самоутверждения, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди других людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Ренессанс был эпохой, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов».

   Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Последний стремился испытать себя не только во всех сферах и областях материального и духовного производства, но и во всевозможных жизненных проявлениях и ситуациях. Стремлению стать уникальным мастером — художником, поэтом, философом, ученым и т.д. — содействует общая атмосфера, окружающая талантливых, одаренных людей чуть ли не религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века — святых.

   Таким образом, в эпоху Возрождения человеческая личность, своеобразие и уникальность каждого индивида приобрели невиданную ранее ценность и значимость. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. С антропоцентрической установкой, кстати сказать, связан и характерный для Возрождения культ красоты.

Информация о работе Эпоха Возрождения