Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 15:20, реферат

Описание работы

Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений евпропейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.

Работа содержит 1 файл

Эпоха Возрождения- Santi Rafael.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного  подъема, когда в

Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов, архитекторов. 

Творчество Рафаэля  Санти принадлежит к числу  тех явлений евпропейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства. 

Гений Рафаэля  раскрылся в живописи, графике, архитектуре.

Произведения  Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве  Высокого Возрождения.

Рафаэлем был  создан “универсальный образ” прекрасного  человека, совершенного физически и  духовно, воплощено представление о гармонической красоте бытия.

Рафаэль [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. данным, 6.4). 1483, Урбино, - 6.4.1520, Рим], итальянский живописец  и архитектор. Искусство Рафаэля, привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника ("Сон рыцаря", Национальная галерея, Лондон; "Три грации", Музей

Конде, Шантийи; "Мадонна Конестабиле", Эрмитаж, Ленинград; все три - около

1500-02). Покинув  мастерскую Перуджино, Р. создаёт  алтарный образ

"Обручение  Марии" (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению  близкий к фреске Перуджино  "Передача ключей"; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра

Бартоломмео и  Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В живописи Р. появляется больше действия, но общая система композиции по- прежнему остаётся строго уравновешенной ("Св. Георгий", около 1504-05,

Национальная  галерея, Вашингтон). Славу Рафаэль  приносят многочисленные алтарные образы; его мадонны 1504-08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках ("Мадонна Грандука", Галерея Палатина,

Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном ("Мадонна в зелени", Художественно-исторический музей,

Вена; "Мадонна  с младенцем и Иоанном Крестителем", или т. н. "Прекрасная садовница"). Менее удалась Рафаэлю многофигурная  композиция, рассчитанная на драматический  эффект ("Положение во гроб", 1507, Галерея Боргезе, Рим).

В 1508 Рафаэль через Браманте получает от папы Юлия II приглашение в Рим

(для работ  в Ватиканском дворце); в Риме  мастер ближе знакомится с  античными памятниками, принимает  участие в раскопках. Здесь  Рафаэль создаёт наиболее капитальное  произведение - росписи парадных  зал (т. н. станц)

Ватиканского  дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы  и земного счастья человека, всестороннего  развития его физической природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно- величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Рафаэлю удалось блестяще связать изображенное пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В

Станца делла  Сеньятура (1509-11) Р. представил 4 области  человеческой деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию

("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера  и Сила" с примерами из истории  светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). Во 2-м зале (Станца д'Элиодоро, 1511-14), где с особой силой проявилось дарование Рафаэля - мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы ("Изгнание

Элиодора", "Встреча  Льва I с Аттилой", "Месса в  Больсене", "Освобождение апостола Петра из темницы"). Нарастающий  драматизм фресок этой станцы принимает  оттенок театральной патетики в  росписях 3-го зала (Стацца дель

Инчендио, 1514-1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Рафаэля К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515-16, итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей

Виктории и  Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом  античной классики с её культом чувственной  красоты проникнута фреска "Триумф Галатеи" на вилле

Фарнезина в  Риме (1514). В Риме достигает зрелости талант Рафаэля

-портретиста;  в портретах он передаёт прежде  всего наиболее устойчивые черты  характера персонажей, например: сдержанную  властность Юлия II (около

1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного  кардинала (около

1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость "Женщины в  покрывале" ("Донна велата", около 1513, Галерея Палатина), приветливость,  обходительность Б.

Кастильоне, близкого друга Р., изнеженность папы-эпикурейца Льва Х ("Лев Х с кардиналами", около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Рафаэля настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства

("Мадонна  Альба", около 1510-11, Национальная  галерея, Вашингтон; "Мадонна ди  Фолиньо", около 1511-12, Ватиканская  пинакотека; "Мадонна в кресле", около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Рафаэля -

"Сикстинская  мадонна" (1515-19, Картинная галерея,  Дрезден), гармонически сочетающая  в себе настроения тревоги  и глубочайшей нежности.

Эта картина  уже давно снискала славу одного из шедевров мирового искусства.

«Если бы ее создатель  не написал ничего больше, она одна обеспечила бы ему бессмертие», —  сказал о "Сикстинской мадонне" Гётте

Эпоха Возрождения, а его дар декоратора проявился  в картонах к серии шпалер для  капеллы. С 1514 г. Рафаэль он был главным архитектором собора св.

Петра, ведал  археологическими раскопками в Риме и его окрестностях. Однако тема мадонны , к которому он не раз обращался  в своем творчестве. Сколько нежности, любви и душевной гармонии в образе Богоматери! Вершиной рафаэлевского духа и мастерства стала «Сикстинская мадонна». Она давно уже вошла в сознание многих поколений людей как формула красоты. Все в этой картине служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне: и мотив раскрывающегося занавеса, и жесты святых Сикста и Варвары, и направленные вверх взгляды ангелов. Словно видение, появляется мадонна с младенцем на руках. В ее взгляде есть нечто такое, что будто позволяет нам заглянуть ей в душу. В чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах застыли тревога и предвидение трагической судьбы ее сына. Как создавался этот образ мадонны? Был ли у него реальный прототип? Эти вопросы, наверное, задает себе каждый, видевший картину. Не сохранилось ни рисунков, ни подготовительных этюдов к ней, и это способствовало появлению легенды о ее чудесном происхождении. Будто бы у художника было видение, под впечатлением которого он создал образ на приготовленном полотне.

Исследователи находят в чертах лица мадонны  сходство с моделью, изображенной на портрете «Дама в покрывале». Это — возлюбленная Рафаэля , которую легенда позднее назвала Форнариной и сохранила о ней не самые лестные воспоминания. "Сикстинская мадонна" лицом похожа на эту женщину, но наделена совершенно другой душой. Долгое время считалось, что «Сикстинская мадонна» была написана по заказу бенедектинских монахов монастыря св.

Сикста в Пьяченце. И никому не приходило в голову, почему, находясь в зените своей  славы, перегруженный заказами самых  высокопоставленных особ, гениальный художник написал свое лучшее произведение для далекого от Рима провинциального городка. Почему рядом с мадонной он изобразил святых Сикста и Варвару? Дело в том, что Сикстинская мадонна создавалась не как алтарный образ для собора в Пьяченце. Она должна была висеть над местом захоронения благодетеля Рафаэля — папы Юлия II. Вот почему тиара, которую снял святой

Сикст, покровитель  рода Реверо, перед мадонной, увенчана желудем — гербовым знаком Юлия, и черты лица Сикста немного напоминают усопшего. Вот почему явилась ему  мадонна со святой Варварой, которая, по преданию, облегчает муки умирающих. Наконец, занавес и фигуры ангелочков, выглядывающих из - под нижнего края полотна, являются характерными деталями ренессансных скульптурных надгробий. Похоронили Юлия не в соборе св. Петра, до завершения строительства которого он не дожил, а в небольшом храме Сан

Пьетро Ин Винколи. Родственники папы вместо скульптурного надгробия предпочли заказать живописное. Потом почему - то передумали и установили там единственную статую из задуманной Микеланджело грандиозной гробницы.

Это статуя «Моисей», которая сделала церковь Сан Пьетро местом паломничества всех, кто приезжает в Рим. Каким образом оказался в Пьяченце шедевр гениального живописца, до сих пор остается загадкой. С 1754 г. "

Сикстинская мадонна" поселилась в Дрездене. Ее приобрел у монастыря король

Август III всего  за 200 талеров. Сохранилась легенда, что когда картину вносили в зал, проходу мешал трон, тогда король сам отодвинул его со словами: «Дорогу великому». В мае 1945 г. над " Сикстинской мадонной" нависла беда. По приказу гитлеровского командования был подготовлен список картин Дрезденской галереи, подлежащих уничтожению, «чтобы не досталось русским». Его возглавил шедевр Рафаэля. Только благодаря решительным действиям советских разведчиков, картины были спасены. " Секстинскую мадонну " нашли в заминированной сырой штольне, в товарном вагоне.

Московские реставраторы возвратили ей первозданную красоту, и  она заняла свое прежнее место  в Дрезденской картинной галерее - где собранна одна из крупнейших в  мире коллекций живописи, входящая в состав Дрезденских художественных собраний. Основана в 1560 как дворцовое собрание саксонских курфюрстов, расширена в 1722; после постройки специального здания (1847-

1856, архитекторы  Г. Земпер, М. Хенель; разрушено  при бомбардировке

Дрездена в  феврале 1945, восстановлено к 1956), вошедшего в дворцовый ансамбль Цвингер, была открыта для публики. В 1945 значительная часть собрания Картинной галереи, извлеченная из непригодных для хранения произведений искусства тайников, была вывезена в СССР и после реставрации возвращена в 1955 в Дрезден. Основная часть Картинной галереи - Галерея старых мастеров: картины Я. ван Эйка, Джорджоне, Рафаэля (в том числе знаменитая "Сикстинская Мадонна"), Тициана, Корреджо, П. Веронезе, А.

Дюрера, Х. Хольбейна  Младшего, Л. Кранаха Старшего, П. П. Рубенса,

Рембрандта, Я. Вермера  Делфтского, Д. Веласкеса, Н. Пуссена, А. Ватто и других. Галерея новых  мастеров (расположена в замке  Пильниц близ Дрездена) хранит живописные произведения европейских художественных школ XIX-XX вв.

Помимо Картинной  галереи в Дрезденские художественные собрания входят Музей художественного ремесла, Нумизматический кабинет, Скульптурное и

Графическое собрания, "Зеленый свод" - уникальная коллекция  произведений декоративно-прикладного  искусства.

В последние  годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в "лоджии Психеи" виллы

Фарнезина (1514-18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана

(1519)] своим помощникам  и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф.  Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к маньеризму.

Позднейшим, неоконченным алтарным образом Рафаэль является "Преображение"

(1519-1520, Ватиканская  пинакотека).

Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля -архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.

После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый

Информация о работе Эпоха Возрождения