Эпоха Возрождения

Автор: Татьяна Колпакова, 27 Августа 2010 в 05:47, контрольная работа

Описание работы

В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды.

Содержание

Введение.3
1.Социально-исторические предпосылки формирования
мировоззрения личности эпохи Возрождения.5
2. Гуманизм как основное содержание эпохи Возрождения.7
3. Переосмысление принципов античности и средневековья в ренессансной культуре10
4. Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители 14
Заключение21
Литература23

Работа содержит 1 файл

Возрождение контр.работа.docx

— 48.59 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 
 
 

Введение.3 

1.Социально-исторические предпосылки формирования

 мировоззрения  личности эпохи Возрождения.5 

2. Гуманизм как основное содержание эпохи Возрождения.7 

3. Переосмысление принципов античности и средневековья в ренессансной культуре10 

4. Особенности итальянского  Возрождения, его периодизация и основные представители 14 

Заключение21 

Литература23 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды.

     Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука.

     Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли.

      К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви. Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей, привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и историков, политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителей Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником средств существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика.

   В  искусстве Возрождения влияние  средневековой культуры обнаруживалось  прежде всего в темах, сюжетах.  Много произведений было написано  на библейские и религиозные  сюжеты.  Немалая часть их предназначалась  для церквей, имела культовое  назначение.

Искусство Возрождения  было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения личности эпохи Возрождения.
 

     Ренессанс  (перевод французского термина renaissance – возрождение) - Эпоха Возрождения рассматривается  как переход от средних веков к Новому времени, от общества феодального – к буржуазному.

    Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны.  Хронологически (приблизительно) в Италии – XIV-XVI века, в других странах – XV-XVI века.

 Рассмотрим  социально-исторические предпосылки  формирования  Эпохи Возрождения:

Возрождение предстает не столько как эпоха, сколько как конкретно- исторические процессы во всей сложности своих проявлений и взаимоотношений.

     Италия - родина классического возрождения. В Италии эпоха Возрождения   проявилось в ломке феодальных отношений и зарождении капиталистических, в усилении роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии и с этим связанных развитии национальных языков, критике церкви и перестройке религиозных учений.

      В Италии уже в XIV в. возникают первые мануфактуры - первые  зачатки капиталистической промышленности.   Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов – государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в городской жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в период античности, расцвет культуры происходил только в городах – государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства. Города Италии были сравнительно небольшими, а накал страстей, водоворот политических событий столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью: в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь высока, что казалось, будто от ее волевого усилия зависит все;

  • Наступает период первоначального накопления капитала;
  • Развивается банковское дело;
  • Происходит развитие международной торговли;
  • Зарождается современное экспериментальное  естествознание;
  • Новые открытия в области астрономии – формируется научная картина мира (крупнейшие учёные эпохи – Н.Коперник, д. Бруно, Г.Галилей – обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир).
  • Мировые открытия первооткрывателями. К 1517 году Колумб возвестил эру океанической цивилизации,  в которой главными путями мира стали океанские дороги.  Магелан  на корабле совершил первое  кругосветное путешествие.

    Итак, можно выстроить такую зависимость: экономическая свобода представителей третьего сословья – их политическая активность в рамках непосредственной демократии – расцвет культуры. Только в таких социально – экономических и политических условиях искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование

В утверждённой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются  идеи гуманизма.   
 
 

  1. Гуманизм  как основное содержание эпохи.
 

      Ярким явлением культуры эпохи  возрождения является гуманизм. Заимствованный у Цицерона (I в. До н.э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность  итальянской культуры XIV-XVI веков. Для римского оратора (Цицерона)  humantias – это воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения,  и таковыми  являются и по сегодняшний день. 

     Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; как философское течение возникло в эпоху Возрождения.

     Термин «возрождение» указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями итальянской городской интеллигенции. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры.

    Используя античную идеологию, созданную когда-то в наиболее оживленных в экономическом отношении и наиболее демократических по своему политическому строю городах древности, нарождавшаяся новая буржуазия не просто пассивно усваивала, но перерабатывала ее по-своему, формулируя свое новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма.

     Гуманизм как раз и свидетельствует об этом. Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus — человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто «греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни. Земное существование признавалось единственно реальным. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. «В противоположность пессимистическим мотивам, господствовавшим в мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в мировоззрении и настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них была характерна вера в человека, в будущее человечества, в торжество человеческого разума и просвещения.

     Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах, проникает в высшие религиозные сферы, становится мощным оружием политиков, утверждается в народных массах.  Гуманизм находит отражение в народной поэзии, зодчестве, даёт материал для художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Её представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками правителей»1.

     Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах.  Они выступают против всякой  цензуры церковной. «Гуманисты выражают  требование исторической ситуации – формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам куёт свою судьбу, и провидение господне тут ни при чем. Человек живёт по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу»» (Н.Бердяев)

      Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность.

      Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся

___________________________

1Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве.  – М., 2001. С.5

многие властители. Но проблемы общественных отношений  решаются

кинжалом  и ядом, заговорами и войнами. Вошло  в историю семейство Борджиа  во главе с самим папой Александром VII — убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим  талантом государственного деятеля. Известный  историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оправдание: идеальный  государь, отмечает он, должен уметь  сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству  современников, тиран Сигизмунд  Малатеста «в жестокости превзошел  всех варваров», собственноручно закалывая  свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его  придворных было немало гуманистов, а  при обсуждении произведений искусства  проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом ювелирного искусства.

   «Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»1  
 

  1. Переосмысление  принципов античности и средневековья в ренессансной культуре.

     В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло 

_________________________

1Любимов Л. Искусство Западной Европы.  - М., 1998. С. 128. 

античное  культурное  наследие. Эпоха Возрождения  обращается к

античности, особенно к  наполненным идеями человечности

позднеантичным  учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его  качестве  индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивида уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.

Информация о работе Эпоха Возрождения