Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30–40 г. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII–начале XIX вв. — во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.
Промышленная революция была тесно связана с развитием науки. Она опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь стимулировала новые крупные сдвиги в научных знаниях.

Содержание

Культурное пространство европейской цивилизации XIX в. Промышленные, социальные, научные революции;
Отражение несоответствия культурных идеалов и буржуазной действительности в искусстве романтизма, критического реализма, импрессионизма;
Выявление тупиков рационализма. Эстетика декаданса.

Работа содержит 1 файл

культурология К.Р..docx

— 58.50 Кб (Скачать)

Реферат по культурологии на тему «Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ в.»

 

ПЛАН

  1. Культурное пространство европейской цивилизации XIX в. Промышленные, социальные, научные революции;
  2. Отражение несоответствия культурных идеалов и буржуазной действительности в искусстве романтизма, критического реализма, импрессионизма;
  3. Выявление тупиков рационализма. Эстетика декаданса.

 

Культурное пространство европейской цивилизации XIX в. Промышленные, социальные, научные революции:

Важным и необходимым  этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30–40  г. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII–начале XIX вв. — во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.

Промышленная революция  была тесно связана с развитием науки. Она опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь стимулировала новые крупные сдвиги в научных знаниях.

XIX в. — это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В то же время связь естествознания с производством становилась теснее. Появились первые научные исследовательские лаборатории, работавшие на промышленность. Новые и новые научные открытия в различных областях естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности. Простой практический опыт все больше дополнялся теоретическим осмыслением производственных процессов и точным инженерным расчетом. Так, результаты изучения природы электричества явились теоретической основой развития электротехники, сделав возможным применение электроэнергии в системах связи, приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных предприятий, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и много другого составило переворот в науке и технике и имело громадное историческое значение. Великие сдвиги, происходившие в XIX вв. развитии науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства всех стран и народов европейского континента.

Эпоха становления капитализма — это и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались классицизм, романтизм, критический реализм и импрессионизм.

Отражение несоответствия культурных идеалов и буржуазной действительности в искусстве романтизма, критического реализма, импрессионизма:

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным просвещением и выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса. К середине XIX в. классицизм переродился в буржуазный академизм и утратил свое значение.

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср.-век. romant — роман) — идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.

В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII– XIX вв. и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма, особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20–30- е годы XIX в.

Истинной родиной  романтизма была Германия. Немецкий романтизм  выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763 – 1825), Генрих фон  Клейст (1777 – 1811). Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822). Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск (напр. "Эликсир дьявола"). Он критически воспринимал реальности бытия (повесть "Золотой горшок", сказки "Крошка Цехес", "Повелитель блох"). Гофман — один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер "Ундина". Поэтические образы Гофмана вдохновили композиторов — Р.Шумана (балет "Крейслериана"), Ж.Оффенбаха ("Сказки Гофмана"), П.И.Чайковского (балет "Щелкунчик"). В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797—1856), великий поэт Германии, сочетающий в своем творчестве романтику и иронию.

В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1788–1824). Его поэма "Паломничество Чайльд Гарольда" вывела в жизнь романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Английский романтизм  представляют также Дж. Китс и Б. Шелли. Дж. Китс (1795–1821) — автор патриархально-утопической идиллии "Эндимион", в которой выражен протест против пуританского ханжества. В одах "Огонь", "Психея" поэт воспел культ красоты и гармонии в природе. Он автор символико-аллегорической поэмы "Гиперион".

 

Перси Бишу Шелли (1792–1822) — автор аллегорической поэмы "Королева Маб", разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме "Восстание Ислама" Шелли оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии "Ченчи" и в лирической поэме "Освобожденный Прометей" он дал философское осмысление проблем свободы и тирании.

Но с уходом из жизни этих поэтов английское романтическое движение начало затухать.

В России романтизм  как идейно-художественное направление в литературе начала XIX в. был порожден глубокой неудовлетворенностью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма связано с поэзией Василия Андреевича Жуковского (1783–1852). Его баллады "Людмила", "Светлана" и другие проникнуты идеями дружбы и добродетели свободных от пороков личностей, их долга и любви к Отечеству. Ярчайшим представителем гражданского романтизма был поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев (1795–1826). В поэмах "Войнаровский", "Наливайко", в сборнике стихов "Думы" содержится призыв к собратьям по перу осуществлять в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин.

Романтическое направление  проявлялось и в прозе, в частности, в исторических романах М.Н. Загоскина (1789–1852) "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году", "Рославлев, или Русские в 1812 году", "Аскольдова могила".

Романтическое направление  в музыке оказалось на редкость богатым и выдающимися дарованиями. Это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810–1856). Он создатель программных фортепьянных циклов ("Бабочки", "Карнавал", "Фантастические пьесы", "Крейслериана"), лирико-драматических вокальных циклов, оперы "Геновена", оратории "Рай и Пери" и многих других произведений. Представителем романтизма был французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803–1869). Ему принадлежат "Фантастическая симфония", "Траурно-триумфальная симфония", опера-дилогия "Троянцы", Реквием. Романтическое направление представлено и в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813–1883). Знамениты и широко известны его оперы: "Риенци", "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" и многие другие музыкальные произведения.

Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811–1886). Им созданы оратория "Фауст-симфония", 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70 других музыкальных произведений. Представителем романтического направления был польский композитор и пианист Фридерик Шопен (1810–1849). Им написаны 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен.

Эти композиторы — гордость не только европейской, но и мировой культуры.

В России в первой половине XIX в. творил выдающийся композитор, родоначальник русской классической музыки, основоположник романтизма и  реализма в музыке Михаил Иванович Глинка (1804–1857). Его оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила", симфонические сочинения–"Комаринская", "Испанские увертюры", а также романсы широко известны во всем мире. Выдающийся русский композитор А.С. Даргомыжский (1813–1869) — один из основателей русской классической музыкальной школы. Его оперы "Русалка", "Каменный гость", "Эсмеральда" и другие музыкальные произведения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Романтические тенденции  заявляют о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791–1824). Одна из его главных работ — полотно "Плот "Медузы". Замечательнейшее явление романтизма — живопись Эжена Делакруа (1798–1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Так, в разгар революционных событий 1830 г. он пишет шедевр – картину, воплотившую бунтарский пафос, характерный для романтизма, которую назвал "Свобода, ведущая народ".

Представителем  романтического направления в живописи был русский художник и рисовальщик Орест Кипренский (1782–1836). В портретах Кипренского находят воплощение духовность, сложная внутренняя жизнь человека, его творческая индивидуальность. Это портреты Д.Н.Хвостовой, Е.П.Ростопчиной, мальчика А.Челищева и другие. Ему позировал В.А.Жуковский. В итальянский период Кипренский создал один из лучших прижизненных портретов А.С.Пушкина.

В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной  школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30–40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1853 г. по инициативе префекта Османа началась перепланировка Парижа, которая неузнаваемо изменила облик города.

Архитектура России, как и в странах Западной Европы, переживала трудные времена. Начиная  с конца 30-х годов XIX в, классицизм постепенно себя изживал. Начинался  период эклектики в архитектуре, длившийся до конца XIX в. и прошедший несколько этапов: 30–60-е гг. — увлечение готикой, итальянским Ренессансом, а затем барокко и рококо; в 70–90-х гг. главным становится техническая и функциональная целесообразность: строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки, доходные дома, театрально-зрелищные сооружения.

Следует отметить, что романтизм сложился в условиях буржуазного строя, все больше и  больше раскрывавшего не только свои положительные, но и отрицательные  стороны и противоречия. Поэтому  в творчестве представителей романтизма нашло отражение разочарование  передовой интеллигенции буржуазными  порядками, неприглядностями капиталистической  действительности. Романтические герои  литературных произведений или подвержены меланхолии, душевной тоске, "мировой  скорби", или это метущиеся  свободолюбивые натуры, страдающие из-за разлада между высокими духовными  устремлениями. И несовершенством общества.

Однако романтизм  как явление культуры отличался  исключительной многогранностью. В  сфере художественного творчества он особенно ярко проявил себя в  форме особого направления в  литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре.

Особенно яркое  выражение романтизм получил  в балете. Романтический балет  сформировался во Франции на рубеже второй трети XIX в. и получил распространение  во всей Европе. С утверждением романтизма в балетном спектакле главенствующее положение заняла танцовщица, получила развитие прыжковая техника, возникла техника танца на пальцах, что  открыло новые выразительные  возможности. Одна из самых ярких  представительниц этого направления в балете — Мария Тальони.

Кроме того, романтизм  представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление, сложившееся в области философско-эстетических идей, политической экономии и исторической науки.

Таким образом, в целом романтизм  способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему  художественному обобщению процесса развития человека и мира со всеми  свойственными им противоречиями. Он обогатил мировую культуру непреходящими  по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.

РЕАЛИЗМ утверждается в 30–40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе и искусстве — это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Информация о работе Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ века