Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30–40 г. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII–начале XIX вв. — во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.
Промышленная революция была тесно связана с развитием науки. Она опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь стимулировала новые крупные сдвиги в научных знаниях.

Содержание

Культурное пространство европейской цивилизации XIX в. Промышленные, социальные, научные революции;
Отражение несоответствия культурных идеалов и буржуазной действительности в искусстве романтизма, критического реализма, импрессионизма;
Выявление тупиков рационализма. Эстетика декаданса.

Работа содержит 1 файл

культурология К.Р..docx

— 58.50 Кб (Скачать)

Импрессионизм оказал определенное влияние на творчество живописцев основных европейских стран: М. Либермана (1847–1935) в Германии, К.А. Коровина (1861–1939), В.А. Серова (1910–1968), Н.Э. Грабаря (1871) в России.

Основные черты  импрессионизма получили свое развитие в ПОСТИМПРЕССИОНИЗМЕ. Яркими представителями этого направления были три художника: французы П. Сезанн, В. Ван Гог и голландец П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Но каждый из них представлял собой яркую творческую индивидуальность и оставил свой собственный след в искусстве.

Так, Поль Сезанн (1839–1906) в своих портретах, натюрмортах, пейзажах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизмененные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм. Это нашло отражение в картинах "Берега Марны", "Персики и груша" и др.

 

Поль Гоген (1848–1906), являвшийся одним из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения цвета и линий. Он стремился своим искусством раскрыть темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы (картины "Брод", "А, ты ревнуешь?").

Своеобразным  было изобразительное искусство Винсента Ван Гога (1853–1890). В его живописи просматриваются два периода: первая половина 80-х годов и последние три года жизни, когда он был тяжело болен. Для живописи первого периода характерны эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, сочувствие людям труда. С 1888 г. в творчестве художника преобладают трагические образы, болезненно экспрессивный стиль, контрасты цвета, порывистый ритм, свободная динамика мазка (картины "Ночное кафе", "Пейзаж в Овере после дождя").

Постимпрессионисты Сезанн, Ван  Гог и Гоген оказали большое  влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX–XX вв.

Острый разлад между идеалами и  гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство «двоемирия», горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности.

Характерные черты индустриального  буржуазного общества

В зависимости  от контекста индустриальное общество может обозначаться как «буржуазное», «капиталистическое», «технически  развитое», «современное» и т  п. Реально функционирующая индустриальная система совмещает в себе его  различные начала и уклады. В силу этого термин «индустриальный» принимается  как обобщающий многообразие социально-экономических  вариантов современного общества.

Самая характерная  черта индустриального общества состоит в том, что в нем  производство основано на преобладании накопленного труда (капитала) над живым  трудом. Накопленный труд принимает форму средств производства — технологий, орудий труда, ресурсов и т п , закрепленных в виде собственности любого типа. Труд носит квалифицированный и специализированный характер, развитое производство означает высокую степень разделения труда

Вторая  важнейшая характеристика индустриального общества, на которую обращали внимание и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер, заключается в глубокой раздвоенности и противоречивости принципов его социальной организации.

* в противоречии  между все более углубляющимся  разделением труда или усилением  различий между разными частями общества и потребностью в поддержании взаимодействия и единства;

* в противоречии, относящимся к социально-классовому расслоению общества, которое вызывает социальную напряженность и классовую борьбу.

 

В становлении  буржуазного общества в Европе важную ориентирующую роль играли принципы буржуазной этики, выработанные и упорядоченные в рамках религиозной системы. Этому способствовали и протестантизм, и католицизм. С течением времени сфера религиозной регуляции сокращалась, уступая свое место светским принципам и нормам.

Важным сдвигом  в культуре Западной Европы стало утверждение в идеологии, искусстве, философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в каждом социальном слое.

На протяжении XIX–XX вв. в буржуазном обществе происходит выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощающего дух предприимчивости, решимости, стремления к риску, соединенного с точным расчетом, а соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплоченности общества. Утверждение национального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осуществляются различные программы, направленные на смягчение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.

Межгосударственные  отношения европейских стран стремились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за самостоятельность и автономные права приводила к длительным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество переносилось на колониальные пространства.

Постепенно снижался уровень централизации, политической и духовной монополии, что в итоге и способствовало усилению плюрализма. Взаимодействие различных центров влияния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формированию механизма правовой регуляции отношений.

Принципы демократии осуществлялись прежде всего в государственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.

Ценности индустриального общества

Сложный механизм промышленно развитой системы требует для поддержания  не только соответствующей социальной структуры, разделяемой прежде всего на различные категории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как:

    • достижение и успех,
    • частная собственность,
    • индивидуализм,
    • право,
    • активность и труд,
    • потребительство,
    • универсализм,
    • вера в прогресс,
    • уважение к науке и технологии.

 

Эти ценности активно  утверждаются всей системой духовного  воздействия на массы населения.

Социокультурные противоречия буржуазного  общества

Социальное и  духовное отчуждение. Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального общества. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.

Колониализм. Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением политического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма западной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштабный характер.

Антагонизм человека и техники. Наступление техницизма всегда встречало противодействие со стороны гуманитарно ориентированных слоев интеллигенции. Именно антагонизм техницизма и контркультуры является важной характеристикой культуры индустриального общества.

Экологические границы индустриализма. Индустриальное общество основано на «жестких» технологиях, осуществляющих принцип «человек-покоритель природы». Природа рассматривается как внешний объект, а не как среда обитания. Хотя такая мировоззренческая установка способствовала высокой эффективности производства, она же стала причиной глобальных процессов экологической деградации. Другим следствием стала чрезмерная урбанизация планеты, создавшая тяжелые условия для физического существования человека.

Особенности и противоречия культуры буржуазного индустриального общества нашли свое продолжение и в  современном постиндустриальном обществе.

Выявление тупиков рационализма. Эстетика декаданса

В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. В  это время буржуазная цивилизация  достигает зрелости, а затем вступает в стадию кризиса, что сопровождается соответствующими изменениями в  духовной жизни общества, в художественной культуре.

 

В своей основе культура XIX в. базируется на тех же ценностях, что и вся культура Нового времени — рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов она пытается удержаться в рамках нововременной культурной парадигмы. Но к XIX столетию мир стал качественно иным и культура избирает путь переоценки ценностей.

В XVIII в. английская буржуазия достигла своих целей, практически закрепив свое экономическое господство. Это господство требовало политического оформления, закрепления консервативных тенденций и стабилизационных настроений. Традиционно носителем этих настроений и тенденций являлась религия, и поэтому обращение  к  ней стало естественным шагом буржуазной идеологии. В философии это проявилось в распространении идеалистической  философии. Она сыграла положительную роль в развитии эмпиризма, ибо все наработанное в эмпирической и деистической философии требовало проверки и обоснования через своеобразную «провокацию» идеалистическими аргументами.

Рационализм (от лат. rationalis — разумный, ratio —разум) — совокупность философских направлений, признающих разум  основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический  порядок вещей — это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания.

Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.

Для рационализма разум — высший судия. Разум — критерий истины. Все должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование, что «может устоять перед свободным и открытым испытанием».

Рационализм появляется как реакция на схоластический способ мышления, с его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм делает ставку на человека, на его разум. Логика его проста и понятна. Человек — существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно, разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь.

Основоположником  этого направления является Р. Декарт. Основным признаком его рационализма можно считать выведение  факта существования из факта мышления. Это выведение осуществляется с помощью операции дедукции из врожденных разуму идей. В состав  врожденных идей Декарт включает: бытие Бога, существования понятия, свободу воли.

С конца 50-х гг. XIX в. искусство Западной Европы вступает в эпоху декаданса. Декаданс (фр. — упадок) — в своем генезисе явление сложное и противоречивое, связанное с различными направлениями  в художественной культуре. Этот термин употребляется для обозначения  кризисных явлений в духовной культуре конца XIX — начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Впервые эти черты  проявились во французском символизме. Эти настроения имели также место  и у различных представителей реализма, а также в эстетизме, и позже в модернизме.

Еще ранее эти  черты проявились в символизме (Малларме, Верлен и др.). У истоков символизма стоит Ш. Бодлер с его книгой «Цветы зла» (1857). Мастерская передача настроений усталой подавленности и душевной распутицы, цепенящего стра ха за мятежное богоотступничество, выносящее приговор всему земному творению, способствовали распространению славы Бодлера к концу XIX столетия, когда эти настроения станут господствующими в атмосфере эпохи и символизм превратится в европейское общекультурное движение, охватывающее театр (Метерлинк), музыку (Скрябин), живопись (Врубель) и др.

Бодлер одним из первых замахнулся на две важнейшие опоры рационализма — веру в изначальную доброту человека и убежденность в разумной целесообразности поступательного хода вещей.

«Сверхприродная эстетика» Бодлера имеет в основании иные краеугольные камни:

•  Предзакатный характер стареющей буржуазной цивилизации  внушает чуткость к красоте увядания, поэзии печали. Впитавшее испарения  эпохи бытие ущербно. Преодоление  этой ущербности — героизм времен упадка, и эту миссию выполняет  искусство.

•  Искусство  преодолевает эпоху при помощи воображения, а не подражания природе. Воображение  — это повторение акта божественного  творения мира из хаоса. Оно предполагает «магическое колдование» миром, и поэтому необходимейшей частью искусства становится странное, мистическое и даже безобразное.

Сходные идеи развивали  представители английского эстетизма  и близких к нему течений. Рескин, например, считал искусство воспроизведением фактов, преобразованных воображением, а потому — не только отображением реальности, но и выражением личности художника. Но если Рескин верил в возможность изменения реальности средствами искусства, то У. Рейтер и О. Уайльд, представители эстетизма, утверждали самоценность искусства. Квинтэссенция эстетизма — переживание прекрасного ради самого прекрасного. Уайльд считал, что искусство ничего не выражает, кроме самого себя, и наиболее полно этому идеалу «чистого искусства» соответствовали музыка и орнамент. Единственный источник развития искусства — заимствование сюжетов одним видом искусства из другого, а не из реального мира. Поскольку, по мнению Уайльда, жизнь может почерпнуть красоту только из стоящего над ней искусства, постольку она более подражает искусству, чем последнее — жизни.

Информация о работе Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ века