Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30–40 г. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII–начале XIX вв. — во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.
Промышленная революция была тесно связана с развитием науки. Она опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь стимулировала новые крупные сдвиги в научных знаниях.

Содержание

Культурное пространство европейской цивилизации XIX в. Промышленные, социальные, научные революции;
Отражение несоответствия культурных идеалов и буржуазной действительности в искусстве романтизма, критического реализма, импрессионизма;
Выявление тупиков рационализма. Эстетика декаданса.

Работа содержит 1 файл

культурология К.Р..docx

— 58.50 Кб (Скачать)

Во Франции  в 30–40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие, как Оноре де Бальзак (1799–1850), написавший 95-томную "Человеческую комедию"; Виктор Гюго (1802–1885), автор романов "Собор Парижской богоматери", "Девяносто третий год", "Отверженные" и др., а также Гюстав Флобер (1821–1880), автор романов "Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо"; Проспер Мериме (1803–1870) — мастер новелл ("Матео Фальконе", "Коломба", "Кармен"), автор пьес, исторических хроник ("Хроника времен Карла IX") и др.

В 30–40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812–1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения ("Домби и сын", "Тяжелые времена", "Большие ожидания"), являющиеся вершиной реализма. Его современник Уильям Мейкпис Теккерей (1811–1863) в романе "Ярмарка тщеславия", в историческом произведении "История Генри Эсмонда", сборнике сатирических эссе "Книга снобов", цикле пародий "Романы прославленных сочинителей" образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.

В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным  образом, трех писателей, завоевавших  мировую известность: Джона Голсуорси (1867 – 1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866 – 1946). В их произведениях реализм  получил дальнейшее развитие. Так, Д.Голсуорси в трилогии "Сага о Форсайтах" и "Современная комедия" дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – начала XX вв. Д.Б.Шоу — один из учредителей "Фабианского общества", создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем, например "Дома вдовца", "Профессия госпожи Уоррен", "Тележка с яблоками". Г.Д. Уэллс — классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества. В романах "Машина времени", "Человек-невидимка", "Война миров" Уэллс опирался на новейшие научные концепции.

В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает  литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей: Генрика Ибсена (1828 – 1906), Бьеристьерне Мартиниуса Бьернсона (1832–1910), Кнута Гамсуна (1859 – 1952). В своих остро сатирических социально-реалистических драмах "Кукольный дом" ("Нора"), "Приведения", "Враг народа" Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Его произведения — одно из высших достижений реалистической западно-европейской драматургии. Основоположник норвежской драматургии и критического реализма — Б.М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально-критические взгляды он отразил в драмах "Банкротство", "Свыше наших сил", а также в стихах. Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы "Голод", "Мистерии", "Пан", "Виктория", в которых изображен бунт личности против обывательской среды. В конце прошлого века творчество этих норвежских писателей оказало заметное воздействие на общественное сознание и литературное творчество других народов.

Во второй половине XIX в. критический реализм был  господствующим направлением и в  русской литературе. Его основы были заложены еще А.С. Пушкиным (1799 – 1837), М.Ю. Лермонтовым (1814 – 1841), Н.В. Гоголем (1809 – 1852). Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, показ пороков нового буржуазного общества были основным направлением прогрессивной литературы в России. Такие гиганты, как Л.Н. Толстой (1828 – 1910), Ф.М. Достоевский (1821 – 1881), И.О. Тургенев (1818 – 1883), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889), А.П. Чехов (1860 – 1904) изобразили целые пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами жизни.

Гениальное творчество Толстого Л.Н. (автора романов "Война  и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье", трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность") оказало огромное влияние  на мировую литературу. В романах "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров, страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии. В прекрасных творениях И.С. Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян ("Записки охотника"), образы "лишних людей" и новых героев эпохи ("Отцы и дети", "Рудин"), самоотверженность русских женщин ("Накануне", "Дворянское гнездо").

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки", "Помпадуры и помпадурши", "Пошехонская старина"). В его произведении "История одного города" создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей, в социально-психологическим романе "Господа Головлевы" изображен духовный и физический распад дворянства. В творчестве А.П. Чехова отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной "смиренностью" ("Ионыч", "Дама с собачкой"); он создал новаторские пьесы ("Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад"). Тонкое психологическое мастерство, органичное сочетание юмора и лиризма Чехова оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы и театра.

Развивалась русская  национальная музыкальная школа. Традиции М.И. Глинки унаследовали и продолжили композиторы "Могучей кучки", созданной М.А. Балакиревым (1827–1910). В нее входили талантливые композиторы: Ц.А. Кюи (1835–1918), М.П. Мусоргский (1839–1881), А.Н. Бородин (1833–1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844–1908). Они собирали и обрабатывали русские народные песни, затем использовали их в своих симфонических и оперных произведениях. Они обращались и к русской литературе. Так, в основе оперы "Борис Годунов" М.П. Мусоргского драма А.С. Пушкина; по мотивам "Слова о полку Игореве" А.П. Бородин написал оперу "Князь Игорь". Н.А. Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе А.Н. Островского "Снегурочка". Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день.

Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813–1901). Его блестящие историко-героические оперы "Сицилийская вечерня" (1854), "Бал-маскарад" (1859), "Сила судьбы" (1861), "Симон Бокканегра" (1857) посвящены национально-освободительному движению Италии. Личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. Их отличает сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углубленным психологизмом; для них характерно исключительное богатство оркестровых красок. В знаменитых операх 1850-х гг. "Риголетто", "Трубадур", "Травиата" простой выразительностью музыкального языка Верди удалось глубоко постичь внутренний мир героев. Для них характерна песенность, основанная на итальянской народной музыке, высокий гуманизм, направленный на обличение социальной несправедливости. Наиболее значительные творения Верди — оперы "Дон Карлос" (по драме Шиллера, 1867) и "Аида" (опера написана по заказу египетского правительства ко дню открытия Суэцкого канала, 1870). Композитор использовал в "Аиде" элементы жанра большой оперы — развитые ансамбли, развернутые массовые сцены, торжественные шествия, балет. К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма "Отелло" (1886) и комическая опера "Фальстаф" (1892), созданные Верди на сюжеты Шекспира. В этих операх он отказался от традиционных арий и дуэтов, заменив их монологами, диалогическими сценами, добившись полного слияния музыки с драматическим действием. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы постоянно в репертуаре оперных театров мира.

На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление — веризм (итал. verismo от vero — истинный, правдивый). К нему принадлежали Руджеро Леонкавалло (1857–1919), Пьетро Масканьи (1863–1945), Умберто Джордано (1867 – 1948), Джакомо Пуччини (1858 – 1924). Эстетика веризма — показать "жизнь как она есть". Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Герои их опер — крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Наряду с напевной вокальной мелодикой композиторы широко использовали драматические речитативы, краткие ариозо, сквозное симфоническое развитие. Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 – 1875) — автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, в репертуаре многих театров мира.

Романтические традиции проникли в искусство балета. Известно, что европейский балет зародился  в Италии. Этому способствовали традиции античного и средневекового искусства. Во второй половине XIX в. итальянские  мастера балета выработали особый виртуозный стиль исполнения, который в конце  столетия был принят танцевальными  школами других стран. Танцовщики освоили  пальцевую технику вращения и  прыжка, достигли большой выразительности  танцев. Итальянские артисты балета Э. Чеккетти (1850 – 1928), К. Брианца (1867 – 1930), П. Леньяни (1863–1923) выступали и на русской сцене.

В XIX в. всемирную  славу получил русский балет. На сцене Петербургского Большого театра с 1847 г. работал танцовщик, впоследствии знаменитый балетмейстер Мариус Иванович Петипа (1818 – 1910). В России им поставлено более 60 балетов, среди которых "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868), "Баядерка" (1877) и др. Вершиной и итогом творчества Петипа явилось сотрудничество с великими русскими композиторами — Петром Ильичом Чайковским (1840–1893) и Александром Константиновичем Глазуновым (1865 – 1936). Непревзойденные примеры поэтичности, обобщенной образности танца достигнуты Петипа и Чайковским в балете "Спящая красавица" (1890). В балете "Раймонда" (1898) на материале трех музыкальных сюит новаторски разрешена проблема взаимодействия классического и характерного танцев. Шедевром русской хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в "Лебедином озере" П.И. Чайковского, поставленном в Петербурге в 1895 г. В лебединых сценах, созданных балетмейстером Л.И. Ивановым (1834 – 1901), получило воплощение сочетание симфонизма и действенности, кордебалета и сольного танца. Л.И. Ивановым поставлен последний балет П.И. Чайковского "Щелкунчик" (1892), где основная тема — преодоление зла победоносной силой любви и человечности, хотя и претворяется она через детские образы.

Реалистическое  направление в живописи Франции  укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф. Милле (1814–1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Г. Курбе (1819–1877). Творчество этих художников было заметным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи. Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.

Реалистическое направление в  русской живописи особенно ярко выразили передвижники. Это художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 г. Идейными вождями и вдохновителями передвижников были И.Н. Крамской (1837 – 1887) и критик В.В. Стасов (1824 – 1906). Порвав с академизмом, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы, обличали порядки самодержавия России, пережитки крепостничества, пороки капитализма.

С реализмом как  стилем художественного творчества тесно связан НАТУРАЛИЗМ. Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 – 1902). В своем главном труде – двадцатитомной серии романов ("Ругон Маккары") Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. Другими известными представителями натурализма в литературе были: французы братья Эдмонд (1822 – 1896) и Жюль (1830 – 1870) Гонкур, немцы Арно Хольц (1863 – 1929), Герхард Гауптман (1862 – 1946), американцы Стивен Крейн (1871 – 1990), Фрэнк Норрис (1870 – 1902) и бельгиец Камиль Лемонье (1844 – 1919).

Натуралистическое направление в  искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко проступали тенденции декадентства, со свойственными ему безнадежностью, аморализмом, упадком духа.

В конце XIX – начале XX вв. В Европе сложилось новое направление в искусстве — СИМВОЛИЗМ. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844 – 1896), Стефан Малларме (1842 – 1898), Артюр Рембо (1854 – 1891), Ж.. Мореас.

Представители этого направления  в искусстве сосредоточивали  свое внимание на художественном выражении посредством символов "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к "скрытым реальностям", сверхвременной идеальной сущности мира, его "нетленной красоте". Своим искусством они выражали тоску подуховной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей Земли.

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось направление в искусстве — ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. Impression — впечатление). Его история сравнительно кратковременная — всего 12 лет (от первой выставки картин (1874) до восьмой, 1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне (1840–1926), Огюст Ренуар (1841–1919), Эдгар Дега (1834–1917), Камиль Писсаро (1830–1903), Берт Моризо и др. Они объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой (первой успешной) выставки это группа распалась, исчерпав возможности развития как системы единого направления в живописи.

Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на другие виды искусства, в частности, на скульптуру. Так, современником  и соратником импрессионистов был  великий французский скульптор Огюспт Роден (1840–1917). Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляло красоту и благородство человека (скульптуры "Граждане Кале", "Поцелуй", "Мыслитель" и др.).

В России первым последовательным представителем импрессионизма в скульптуре был Паоло Трубецкой (1866–1938). Уже в первых его работах (портрет И.И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, созданных в 1899 г.) проявились черты нового стиля — динамичность форм, бугристость и взрыхленность материала, пронизанность воздухом и светом.

В архитектуре  в последней трети XIX в. новый тип  инженерных конструкций, не пожелавших рядиться в маскарадные одеяния, нашел свое выражение в таких  сооружениях, как знаменитая железная башня, построенная инженером А.Г. Эйфелем (1832–1923) в Париже для Всемирной выставки 1889 г.

Информация о работе Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ века