Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30–40 г. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII–начале XIX вв. — во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.
Промышленная революция была тесно связана с развитием науки. Она опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь стимулировала новые крупные сдвиги в научных знаниях.

Содержание

Культурное пространство европейской цивилизации XIX в. Промышленные, социальные, научные революции;
Отражение несоответствия культурных идеалов и буржуазной действительности в искусстве романтизма, критического реализма, импрессионизма;
Выявление тупиков рационализма. Эстетика декаданса.

Работа содержит 1 файл

культурология К.Р..docx

— 58.50 Кб (Скачать)

Декадентство  — [дэкадэ], -а; ср. [от франц. decadent — упадочный], Декаданс [дэ], -а; м. [франц. dekadence от лат. decadentia — падение] — 1. Упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. 2. Модернистское направление в искусстве к. XIX — н. XX вв, характеризующихся приверженностью к неклассической эстетике, утончённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, натурализма и реализма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.

Советская критическая  мысль рассматривала декадентство как общее наименование кризисных  явлений европейской культуры 2-й  половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

Еще Эмерсон предупреждал, что технические достижения далеко не всегда приносят пользу человеку: «Вещи оседлали человечество и гонят его вперед». Прогресс, угрожающий смертью культуре, техника, зловеще переворачивающая мир человеческих ценностей, — эта проблема со всей остротой была поставлена XIX в. И что такая постановка вопроса не была преждевременной, подтвердило ближайшее будущее — август 1914-го дал рождение новой эпохе «переоценки ценностей».

В XIX веке европейская  и особенно французская литература была названа декадансом сначала  враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован  и самими авторами. Данный термин относился  к авторам конца XIX века, которые  были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также  сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов  находились под влиянием традиции готического  романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По.

Идея декаданса  восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а  далее, после Дезире Низара — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard) — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

Часто символизм  путают с декадансом. Несколько молодых  авторов были иронично отнесены к  декадансу в прессе середины 1880-х  годов. Значительная часть манифеста  Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли  его, а некоторые нет.

Идеи декадентства

Характерными  чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Наиболее яркими представителями декадентства в  западной культуре являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.

Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических  отношений, то корни его следует  искать в условиях реакции 1880-х и  начала 1890-х гг. Писатели-декаденты  были особенно популярны после революции 1905.


Информация о работе Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ века