Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"

Работа содержит 1 файл

Культурология Высоцкий, зачет.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Мифологемы. Это мифы, которые обычно воспринимаются как суждения здравого смысла. Это стереотипные представления, которые кажутся настолько само собой разумеющимися, что их необоснованность просто не замечается. К мифологемам принадлежат, например, многие народные пословицы («Бьет — значит любит» и т. п.), а также утверждения типа: «Высокий лоб — свидетельство большого ума»; «Все дети талантливы»;  также этнокультурные стереотипы: «Итальянцы страстны», «Евреи умные и хитрые», «Русский человек талантлив и простодушен». Множество мифологем внедряет в умы людей реклама.

Идеологические мифы. Они отчасти складываются стихийно, а отчасти специально разрабатываются и распространяются идеологами. В XX в. такие мифы приобретают особенно большое значение в жизни общества. Например, национальные мифы, возвеличивающие «славное прошлое» народа и тем самым способствующие его сплочению. Но большинство идеологических мифов умирает вместе с породившей их идеологией.

Постоянное существование  мифологических верований в культуре объясняется тем, что мифы выполняют  специфические социокультурные функции, побуждающие людей верить в них.           

1) Функция стереотипизации. Вследствие своей наглядности, эмоциональной насыщенности мифологические образы и сюжеты легко усваиваются и транслируются, становясь стереотипами — упрощенными стандартами, образцами, по которым строится мышление и поведение людей. Основанная на вере в миф, стереотипизация мнений и суждений способствует распространению единомыслия и подчиняет индивидуальное сознание коллективному. Это облегчает руководство массами.

2) Функция компенсации. Мифологический вымысел позволяет людям в какой-то мере компенсировать недостаток знаний, объяснить непонятное и включить его в имеющуюся у них систему представлений о мире. Миф дает такую компенсацию малообразованным людям. Миф — мятеж против рационально обоснованных способов действий.

3) Функция символизации. Народная фантазия, создающая мифы, в иррациональных, неявных формах улавливает какие-то характеристики действительности, которые не могут быть выражены в явном виде и потому получают лишь символическое — косвенное, метафорическое воплощение.

Мифология — это не просто сумма верований. Люди, верящие  в миф, живут и действуют так, как того требует миф. А это  значит, что вера в миф стимулирует  поведение, соответствующее этому мифу. Мифологические вымыслы могут найти подтверждение в действительности, потому что люди сами создают им подтверждения.

 

 

 

 

 

 

  1. Религия и культура.

 

КУЛЬТУРА и  РЕЛИГИЯ — проблема соотношения двух сторон деятельности человечества.  
 
КУЛЬТУРА в широком значении этого понятия может быть определена как динамичная система достижений человечества в познании, освоении и преобразовании мира.  
 
Она включает навыки и способы социальной организации в самых различных областях человеческой практики — от материального производства до утонченных образов искусства, философских и теологических концепций, соответствующие знаковые системы, умение пользоваться ими и их совершенствовать.  
 
РЕЛИГИЯ является особым типом духовно-практической деятельности, в ходе которой познание и практическое освоение мира осуществляются способом, основанным на представлении о решающем влиянии потусторонних сил (связей и отношений) на повседневную жизнь людей.  
 
Ряд достижений человека в освоении мира первоначально закреплялся в рамках РЕЛИГИИ; нравственно-религиозные заповеди, духовные знания, передача от поколения к поколению в религиозно-мифологической (сакральной) форме опыта рода и племени, система табу, регулировавших повседневные отношения людей архаического общества.  
 
Некоторые виды и жанры архитектуры и искусства в прошлом были тесно связаны с РЕЛИГИЕЙ; эта связь сохраняется и в настоящее время (Искусство религиозное).  
 
В рамках религиозного миропонимания складывались и развивались философские концепции Древнего Востока, сохраняющие влияние до настоящего времени.  
 
Всё это дает основание отнести процессы религиозного характера к сфере КУЛЬТУРЫ.  
 
В тех случаях, когда религиозно-церковная регламентация КУЛЬТУРЫ господствовала в обществе, знания и способы организации людей, противоречившие ей, ограничивались церковно-религиозными авторитетами.  
 
РЕЛИГИЯ оказывала сопротивление многим направлениям познания, особенно материалистической философии и научным школам, способствовавшим формированию и обоснованию атеистических идей.  
 
Появление неортодоксальных религиозных учений также встречало сопротивление религиозных традиционалистов и формирование и распространение новой мировоззренческой парадигмы.  
 
Сопротивление католической церкви Реформации в Европе (Контрреформация), негативное отношение христианских богословов и церковных деятелей различных конфессий к «неохристианским» и эзотерическим учениям конца XIX — начала XX в. иллюстрируют охранительный консерватизм религиозного сознания.  
 
Фундаменталистские убеждения, особенно в странах Востока, вносят своеобразие в процессы модернизации обществ, в которых сохранилось традиционное влияние религии.  
 
Согласно православной концепции КУЛЬТУРЫ (в частности, у П. А. Флоренского), РЕЛИГИЯ составляет сущность КУЛЬТУРЫ, ее ядро и выступает вдохновителем, хранителем и интерпретатором духовных ценностей, данных человечеству свыше.

 

 

  1. Наука, идеология и экология как культурная деятельность.

 

  1. Полифункциональность художественной культуры. Генезис искусства.

 

  1. Динамика культуры. Понятие стиля и художественной эпохи. Синергетика в изучении культуры (М.Каган).

 

  1. Язык культуры. Текст в пространстве культуры.

 

Языком культуры в широком смысле этого понятия мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую "организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла)".

 

 

 

 

  1. Типология культуры.

 

Виды культур: 
 
1.Этническая культура определяется как совокупность культурных элементов и структур, обладающей спецификой и выполняющих некую функцию, связанную с деятельностью людей. Это дописьменная культура, для которой характерна обособленность и самодостаточность. Она лишена авторства. Этническая культура вырабатывается с помощью символов прошлого(мифы, легенды, святыни). В современном мире – это субкультуры современных культур, для которых характерен язык, философия и наука.  
 
2.Национальная культура – объединяет людей, живущих на больших территориях и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Это писменная культура, творцами явл. Грамотное меньшинство. Ценности лежат в духовной сфере. Формирование наций стало возможным в эпоху капитализма. Своеобразие культур проявл в языке, исскустве и тд. А в мат. – особенности ведения хоз – ва.  
 
3.Локальные культуры – культуры, развитые на отдельно взятых территориях и малосвязанными с оседями. Это культуры Азии , Африки, Америки. Их осталось мало. 
 
4. Специфические культуры – стоящие особняком и обладающими способностями. Не имеют универсальных черт, характерных для большинства культур. Это культуры стран тропической Африки. 
 
5. Серединные культуры – тесносвязанные с окружающими, содержащие их черты. Они формируются в результате синтеза культур народов. Совместно проживающих в пределах географических районов. Основой данной культуры – культура какого-либо района или религии. 
 
В 20 м веке произошло разделение на элитарную и массовую культуру: 
 
6. Элитарная – культура, создаваемая элитой общества. Утонченная часть общества, в плане искусства. Уровень образования постепенно повышается, поэтому круг потребителей этой культуры растет. В связи с повышением уровня культуры, элитарная культура может становится массовой. 
 
7. Массовая - Появилась в 20м веке с развитием СМИ, которые явмлись распространителем массовой культуры. Уровень массовой культуры – ниже. Она подстраивается под интересы Маас, но и формирует их вкусы.Для того, чтобы культура приняла массовый характер, ее продукты должны быть стандартизированы под уровень восприятия широкой аудитории и обладать доступной формой для потребления. Она не связана с нац. и классовыми особенностями. Понятна и доступна всем возрастам, слоям , независимо от уровня образования.

 

  1. Теория культурно-исторических типов (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).

 

В XIX веке появились теории локальных культурно-исторических типов, подчеркивающих существование  множества различных культур, своеобразие  каждой из них и вместе с тем  отрицающих единство всемирно-исторического развития человечества.

 
Одна из первых теорий культурно-исторических типов была разработана русским социологом Н.Я. Данилевским, выделивший 13 культурных типов, каждый из которых объединяется близостью языка, осознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку. 
Славянский тип культуры, будучи наиболее перспективным, и призванный осуществить руководство всемирно - историческим процессом, объединяет различные виды деятельности (а в каждом культурном типе преобладают различные типы деятельности: религиозная - в еврейском, политическая - в римском и т.д.).

 
Другой вариант  теории предложен О. Шпенглером, который выделил 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, апполоновскую (греко-римскую), магическую (византийско-арабскую), фаустовскую (западно-европейскую), майя, и предсказал возникновение русско-сибирской. Каждая культура существует около 1000 лет и умирая превращается в цивилизацию.

 
Наиболее развернутый  и обоснованный вариант теории культурно-исторических типов представлен в концепции  А.Дж. Тойнби. По его мнению, культура имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается повседневная жизнь - от самых грубых ее проявлений до высоких взлетов творческой фантазии. 
Каждая культура проходит стадии возникновения, расцвета, надлома и заката. «Возникновение и рост» происходят за счет энергии «жизненного порыва», а надлом, упадок, разложение связаны с «истощением жизненных сил». 
Но не всем цивилизациям суждено пройти свой исторический путь от начала до конца, некоторые из них, не успев расцвести, погибают, иные останавливаются в своем развитии. 
К историческим факторам культурного процесса А.Дж. Тойнби относил «закон вызова и ответа». Само возникновение цивилизации, а также ее дальнейший прогресс определяются способностью людей дать адекватный ответ на вызов исторической ситуации. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии, которые накапливаясь приводят к «надлому», а затем и к упадку. 
Выработка адекватной реакции на вызов исторической ситуации принадлежит «творческому меньшинству», элите, которая выдвигает новые идеи и самоотверженно проводит их в жизнь, увлекая за собой остальных.

 

  1. Концепции культурологических школ.

 

Концепция – это основная мысль, система взглядов, определённый способ понимания феномена культуры. Близкие, родственные, похожие концепции образуют школы. Школа – это направление в культурологической науке, объединённое единством основных взглядов, общностью или преемственностью методов и принципов в исследовании природы культуры, её места, роли и значения в жизни человека и общества.

 

Формационная. Основоположниками  этого направления в изучении культуры являются Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). У них нет трудов, целиком посвященных культурологической проблематике, однако марксистская доктрина – это развернутая культурологическая теория, изложенная с привлечением понятий социальной философии, политэкономии, социологии и истории. Культура в рамках этого подхода понимается не как личностная черта индивида,появившаяся в результате воспитания, а как особого рода объективная реальность,

возникшая в  процессе человеческой практики. Развитие культуры имеет поступательный характер, и ей свойственны определенные объективные закономерности.

 

 

Антропологическая школа  в культурологии, сложилась в  Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта теория получила также название теории самозарождения сюжетов, так как утверждала, что каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества.

 

Цивилизационная школа культурологии ( Циклическая)

 

Основоположниками этого  направления стали выдающиеся русские мыслители XIX в. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – естествоиспытатель, социолог и публицист; Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) – писатель, публицист и литературный критик. Позднее данное направление на Западе успешно развивали крупнейшие ученые: Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ, теоретик культуры; Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) – английский историк, философ, дипломат, общественный деятель; Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – русско-американский социолог и культуролог и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"