Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"

Работа содержит 1 файл

Культурология Высоцкий, зачет.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

Вторая фундаментальная  функция культурного процесса — преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (отлат. creatio — созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.

 

Третья функция  культурного процесса — коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации.

 

С коммуникативной  тесно связана сигнификативная  функция культурного процесса (от англ, sign — знак), буквально — функция приписывания значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило наименование, легендарную историю, наименование в научном каталоге, физико-химические характеристики.

Благодаря сигнификативной  функции культурного процесса предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.

Маленькими кирпичиками, из которых они, эти конкретные формы, создаются, выступают знаки, символы, метафоры, формулы, цифры, рифмы, имена, слова. Кирпичики складываются в более крупные объединения, и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, статистические таблицы, легенды, эпос и т. п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты.

Не менее  важную роль выполняет нормативная  функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками нормативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания — более крупные и сложные комплексы: право, мораль, идеология. 

 

 

 

  1. Культурная регуляция (нормы, ценности, знания и значения).

 

Культурная  регуляция, осуществляющаяся в реализации норм, ценностей и значений, происходит через их внедрение в структуру  поведения и деятельности индивидов, через их приучение к социальным ролям и нормативному поведению, усвоение позитивных мотиваций, приобщение  к общезначимым ценностям. Эти механизмы составляют  процесс социализации, важными составляющими частями которого является воспитание, общение и самосознание. Социализация поддерживается особыми институтами (семья, школа, трудовые коллективы, неформальные группы) и внутренними механизмами самой личности.

Уже при  рождении индивид получает социальный статус, вытекающий из статуса его  семьи, родителей. Рождение ребенка имеет, таким образом, не только биологический или демографический аспект, но и социокультурный. Именно поэтому во всех культурах вскоре после рождения производятся различного рода обряды, означающие посвящение ребенка в культуру данного коллектива и общества. Статус рождения настолько важен, что к некоторым его аспектам индивид остается приписанным всю свою жизнь (этничность, сословность, кастовость). И, конечно, индивид остается «приписанным» культурно к своим биологическим особенностям: пол, раса. По мере своего взросления индивид включается во все новые и новые сферы общения. Эти переходы фиксируют важнейшие этапы жизненного пути человека и сопровождаются соответствующими культурными «метами» и знаками (дни рождения,  поступление в школу, совершеннолетие, призыв в армию, вступление в брак).  «Меты» фиксируются памятными подарками, что предполагает их длительное хранение. Например, фотография – распространенная форма фиксации социально значимых ролей и отношений между индивидами.

Однако  нельзя свести социализирующую функцию культуры лишь к ступеням подготовки к жизни. Культура – один из важнейших факторов структуризации общества, столь же необходимый, как и экономические или политические механизмы. Если в экономике основой отношений выступает собственность, в политике – власть, то в культуре такой основой являются нормы, ценности и значения. По мере усложнения социокультурной среды механизм социализации, его культурное обеспечение становятся все более разнообразными.

Культурные  нормы и смыслы определяют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусные градации, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, социальное или профессиональное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения.

Знаковыми носителями социального статуса  могут выступать различные факторы: родство, этническое и социальное происхождение, богатство, образование, личные достижения в профессиональной сфере, жизненном опыте, науке, искусстве. Статусные формы культуры сохраняются в любом обществе, хотя и в ослабленном или же трансформированном виде. Важное значение статусная символика имеет в бюрократии, где должности, ранги, этикет – важные факторы организации.

В стабильных социальных структурах статусная символика  может длительное время поддерживаться в устойчивом состоянии, оформляя постоянные градации между сословиями, рангами, ступенями бюрократической иерархии. В мобильном обществе происходит, с одной стороны, постепенное «просачивание» сверху вниз символов престижа, но с другой – вышестоящий класс вновь и вновь формирует символические барьеры, оформляющие социальную дистанцию между верхами, средними слоями и  низами. Этот механизм целенаправленно используется бизнесом, работающим над повышением статусного сознания потребителей, формируя новые потребности и вкусы.

 

 

 

 

 

  1. Культурная статика (институции культуры). Традиции и инновации в культуре

 

Культурная статика  — это особый взгляд на культуру, который выделяет в ней ее элементы и соотношении между ними. Культурыразительно отличаются друг от друга, так как отражают уникальный, неповторимый опыт разных народов. Однако между ними есть и много общего. В частности, они могут содержать одни и те же элементы и обычно выполняют одни и те же функции. Именно это общее и имеется в виду, когда говорят о культурной статике.

Внутри каждой культуры можно выделить отдельные  элементы и самостоятельные, относительно независимые друг от друга сферы.

 

Время слоисто  и концентрично. Все его компоненты – прошедшие настоящее и будущее  – взаимосвязаны. Только в таком  контексте можно представить  развитие культуры. И все пласты времени сосуществуют в межкультурной  коммуникации. Время в процессе развития культуры выступает своеобразной хранительницей всех исторических событий. Оно оценивает, отбирает, расставляя приоритеты, все то, что можно присовокупить к общественной сокровищнице богатств человеческой души. Культурный прогресс требует не только воспроизведения нового, а прежде всего осознания и сохранения того, что было заключено в культурной истории человечества.

 

Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.

Традиции  образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.

Инновации. Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся исторических условиях. Эта особенность социально-исторического прогресса заставляет представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторство пронизывают культурную жизнь общества. Проиллюстрируем данную мысль следующим житейским примером, взятым из истории моды. Как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Выходит, сама мода – это инновация, а «хорошо забытое старое» – обычай. И они тесно взаимопереплетены. Если обычай сравнивать с камнем, а моду с водой, то можно, согласно поговорке, сказать, что вода камень точит. Мода, не входя, как правило, в резкое противоречие с обычаем и даже по большей части как будто базируясь на нем, вместе с тем понемногу заменяет в нем некоторые элементы, «вымывая» из обычая то, что входит в противоречие с изменившимися условиями и добавляя в обычаи новое. Например, на Среднем Востоке молодые девушки в городе ходят в чадре (обычай) и в мини-юбке (мода). При этом, с точки зрения данной культуры, одно не противоречит другому. Обычай, будучи более долговременным и консервативным явлением, оказывает сопротивление моде, но, как правило, не одерживает победы над ней.

 

  1. Мифология как культурный компонент.

 

Миф — зародыш всей духовной культуры. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени — вместе с другими ее формами. Слово «миф» (от греч.myphos) буквально означает сказание, предание. Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким-либо народом (или разными народами).

Миф — сказание, предание особого рода. Его главная особенность: миф — это вымысел, принимаемый за правду. Представители той культуры, в которой миф рождается, он воспринимается как правда, в него верят как в истину. В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, у которых иное видение мира. Принципиальное отличие мифа от сказки, а также от всякого художественного вымысла в том, что он претендует быть достоверным описанием реальности.

Мифология выступает  не просто как собрание мифов, но и  как культурная форма (форма общественного  сознания), в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.  

В мифотворчестве переход  от наблюдений к объясняющему их вымыслу  делается в соответствии с двумя  основными принципами:

Первый — принцип антропоморфизма. Он состоит в том, что все в мире уподобляется человеку, мыслится по «образу и подобию» человека. Антропоморфизация вещей природы ведет к их одухотворению, к вере в то, что у них, как и у человека, есть свои «души» (анимизм – вера в одушевление природных сил), которые представляются в виде духов (например, леший — дух леса).

Второй — закон сопричастности. Так исследователь первобытной культуры Л. Леви-Брюль назвал представление о существовании магической связи вещей («сопричастия»), в силу которой воздействие на какую-то вещь передается «сопричастным» с ней другим вещам. Чаще всего выводы о сопричастии вещей опираются на их внешнее сходство, аналогию. Например, во всех первобытных культурах изображение человека считается находящимся в мистической связи с оригиналом, а потому манипуляции с изображением оказывают воздействие на оригинал.

Эти принципы определяют своеобразную логику мифологического  мышления.

Мифы в современной  культуре.

Мифология в условиях цивилизации перестает быть фундаментом всей культуры. Современная мифология отличается от древней. Она менее устойчива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна но своему смысловому содержанию. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют свойственные им наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания. В современном мифологическом мышлении, как и прежде, царит дух мистицизма, однако многие мифы XX в. выступают в облике рационального знания.

В современной культуре имеют хождение мифы различного вида.

«Старые» мифы — дожившие до наших дней «преданья старины глубокой», рассказы о духах вроде лешего и домового, о колдовстве и сглазе, об общении с душами умерших на спиритических сеансах и т. п. Хотя они рассматриваются как суеверия, многие относятся к ним вполне серьезно.

«Новые» мифы. Это так называемые паранаучные (т. е. околонаучные) мифы: о летающих тарелках, о пришельцах, о снежном человеке и т. п. В отличие от «старых» мифов, которые имеют «донаучный» характер, «новые» мифы расцветают в условиях развитой науки. Они обычно воспринимаются как «загадочные» явления, которые не укладываются в существующую систему научного знания.

К «новым» мифам относятся  и «обновленные» мифы. В них старые верования облекаются в новые одежды. Это астрология, парапсихология, рассказы об экстрасенсорных явлениях.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"