Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа содержит 1 файл

культура общая.docx

— 653.73 Кб (Скачать)

Появляются памятники в честь  выдающихся деятелей России: в Москве установлены памятники А.В.Суворову (М.И.Козловский), К.Минину и Д.Пожарскому (И.П.Мартос), в Петербурге М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли (В.А. Орловский). П.К.Клодт создаёт знаменитые конные группы на Аничковом мосту в Петербурге и памятник И.А.Крылову.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 вопрос

Начало XIX века - время культурного и духовного  подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.  
 Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека).  
 Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.  
 Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.  
 В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.  
 В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского "Ревизора", где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки "Жизнь за царя". Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки "Руслан и Людмила" публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.  
 А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. 
 Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости..."  
 Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли "Вечера на хуторе близ Деканьки". Первая печатная форма "Ревизора" появилась в 1836 году.  
 Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение "Смерть Поэта", ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.  
 Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.  
Русская культура второй половины XIX в.

1.Условия  развития.

1. Буржуазно-либеральные реформы  60-70-х гг.  
2. Отмена крепостничества.  
3. Огромное воздействие демократических и социальных идей на культуру.  
4. Бурный процесс капитализации российской экономики в 80-е годы.  
2. Просвещение.

 Уровень грамотности населения повышается, открываются всевозможные учебные  заведения: воскресные школы для  взрослых, вольные крестьянские школы, земская школа, классические гимназии, высшие женские курсы. Увеличивает  выпуск продукции полиграфическая  промышленность. Значительную роль играли журналы "Современник", "Отечественная  записка", "Русское слово" и  др. Возрастает число библиотек. Вторая половина XIX в. - период выдающихся достижений науки и техники. Развивается химия (Менделеев, Зинин, Бутлеров), физика (Яблочков, Столетов, Попов, Можайский, Жуковский), космонавтика (Циолковский), биология (Сеченов, Павлов, Мечников, Ковалевский, Докучаев), география (Миклухо-Маклай, Пржевальский).  
3. Литература.

 Укрепляется светский язык. Популярность приобретают такие жанры как  басня, ода, сатира, эпиграммы (Кантемир, Тредиаковский). Основоположник русской  драматургии А.П. Сумароков (1717-1777). Посл. четверть XVIII в. Расцвет русского классицизма: Г.Р. Державин (оды), Д.И. Фонвизин ("Недоросль", "Бригадир"). Основоположник русского сентиментализма - Н.М. Карамзин ("Бедная Лиза", "Деревня", "История  государства Российского" - исторический труд).  
4. Изобразительное искусство.

 В конце 50-х гг. обозначился поворот  русского изобразительного искусства  к критическому реализму. Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи ("Украинская ночь", "Ночь на Днепре"), Шишкина ("Рожь", "Утро в сосновом бору"), Левитана ("Вечер на Волге", "Золотая осень", "Март"). Также знамениты портретист Репин, живописец Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова"), Серов ("Девочка с персиками").  
5. Театр и Музыка.

 С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Конец XIX в. - период достижений русской культуры связанный с именами Чайковского ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"), Мусоргского ("Борис Годунов"), Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко"), Рахманинова ("Алеко", "Утёс"), Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка"). 

6. Итоги развития культуры XIX в.

1. Феномен взлёта русской духовной  культуры позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры.  
2. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определила важнейшую его черту на протяжении всего XIX в.  
3. Развитие естественных наук, широкие связи русских учёных с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве.  
4. Русская культура XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.  
5. В XIX в. завершается процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31 вопрос

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в.

Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой  группой литераторов, осуществивших  в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”.

Вместе с утверждением индивидуального начала символисты и литераторы, близкие к ним (А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа и др.), занимались формированием эстетического вкуса публики. Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства. Художественные произведения символистов, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм - провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.

Вслед за символистами утверждение  индивидуального начала в искусстве  и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.

Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.

Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.

В 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное направление - футуризм. С его развитием связано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала. Футуристы (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.) отказались от человека как объекта изучения и самостоятельной величины. В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. В объекты были превращены машины, станки, аэропланы. Объявив себя создателями истинных произведений искусства, футуристы провели свою переоценку ценностей. Они полностью отвергли достижения старой культуры и предлагали сбросить их с “парохода современности”. Религия отвергалась как базовый элемент старой культуры. Новую культуру футуристы намеревались строить “без моралина и чертяковщины”.

В 20-х годах партийными идеологами были сделаны общие установки  на ликвидацию безграмотности, повышение  культурного уровня масс. Идеологи утверждали необходимость соединения искусства с производством и  антирелигиозной пропагандой. Но у  них не было единого взгляда в  отношении того, какую культуру необходимо строить классу, оказавшемуся у власти. Он появился позже, в тридцатых годах. Все это способствовало возникновению  споров о путях развития культуры. В них принимали участие представители  новой власти (Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарский и др.) и литераторы, художники, театральные деятели им сочувствующие. Они заявляли о необходимости строительства культуры, которая бы соответствовала вкусам и потребностям всего общества и каждого конкретного человека в нем. В спорах принимали участие и представители старой традиционной культуры, желающие в строительстве искусства и общественной жизни исходить из индивидуального начала. Споры о путях развития культуры прекратились в тридцатых годах, когда произошло мощное усиление советской власти и увеличилась степень ее воздействия на общество.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"