Типы культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.

Содержание

Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры

Работа содержит 1 файл

лекция типы культур.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

спецификой социально-экономического, политического и духовного

развития многочисленных народов и государств этого континента.

Африканская цивилизация  является одной из древнейших макрорегио-

нальных цивилизаций планеты. Ее судьбы всегда были связаны с  судьбами

всего мира. По мнению ряда исследователей, именно этот континент

был колыбелью человечества. В глубокой древности именно в  Африке

возникла египетская цивилизация, оказавшая значительное воздействие

на развитие как европейских  государств, так и стран Востока. Однако

многовековая колониальная система порабощения африканских  народов,

установленная западно-европейскими державами, ограничила традиционные

исторические связи Африки, затормозила развитие ее производительных

сил и культуры, привела  к упадку африканской экономики, содействовала

забвению многих ярких  страниц богатейшей историии достижений этой цивилизации. Массовая торговля африканскими рабами

и их бесчеловечная эксплуатация — одна из самых позорных страниц

западно-европейской и  американской (США) государственности.

Африканская цивилизация  прошла в своем генезисе ряд эпох:

1) ≪доевропейская≫ — с III тысысячелетия до н. э. и вплоть до iюследней трети

XV в. н. э., которая определялась  взаимодействием различных народов  внутри

африканской цивилизации  и ее отношениями со странами и  культурами

Средиземноморья, Ближнего Востока, а затем арабской цивилизацией;

2) ≪африканско-европейская: пред- и раннеколониальная≫ — с последней трети

XV в. до второй половины XIX в., которая характеризовалась  широкими

контактами с европейской  цивилизацией и началом ее экспансии  в Африке;

3) ≪колониальная≫ — со второй половины XIX в. до 1960 г., когда африканский

континент, по сути, был поделен  между рядом западно-европейских  стран

и представлял огромную колонию (за исключением Египта и Либерии);

4) ≪постколониальная≫, начавшаяся с 1960 г. — ≪года Африки≫ (в начале 1960-х гг.

независимость получили более 20 африканских государств, бывших колоний

Великобритании и Франции. Португальская колониальная система  распалась

в 1974-1975 гг. — независимость  получили Ангола, Мозамбик и др.).

Официальная инициатива принятия ООН исторического документа  о предоставлении

независимости колониальным странам принадлежит СССР.1

В современных условиях африканская  цивилизация представляет собой  уникальное

этническое, культурное, политическое, социально-экономическое и географическое

разнообразие, которое представлено 53 независимыми странами

с разнообразными режимами, формами властного устройства общества, культурно-

духовными доминантами. В  целом Африка, особенно южнее Сахары, в силу

тяжелого наследия колониального  прошлого, а также трудностей современного

развития, ошибок в выборе рациональной национальной стратегии  роста и некритического

использования от ≪государственно-директивных≫ до неолибертарист-

ских концепций представляет собой отстающее в своем социально-экономическом

развитии сообщество по сравнению  с другими макрорегионами.2

Весьма неблагоприятен для  Африки ряд последствий процессов  глобализации.

На XIX Всемирном конгрессе  политологов (г. Дурбан, Южно-Африканская

республика, июнь 2003 г.) отмечалось, что тенденции к научной, технической

и информационной интеграции человечества противостоит политика использования

ее мировой финансово-спекулятивной  олигархией для установления своей  глобальной

гегемонии. Главная опасность  в том, что она сопровождается нивелировкой

многоцветного мира ≪земли людей≫ с подгонкой его под единые стандарты

современной западной культуры и социально-экономической организации. Параллельно

расширяется разрыв в благосостоянии между населением стран ≪золотогомиллиарда≫ и остальным населением Земли. В то же время, оказывая нивелирующее

воздействие на другие цивилизации, Запад втягивает их в свой цивилизацион-

ный кризис. Разделение мира на ≪золотой миллиард≫ и бедствующие три четверти

остального человечества создает взрывоопасную ситуацию столкновения цивилизаций.

Около 400 млн человек (из них  большинство в Африке) имеют доход  не более

1 долл. в день.1 Формируется  почва для экстремистских террористических  движений.

С другой стороны, тесное переплетение финансового кризиса с цивилизацион-

ным выражается в стремлении части стран Запада (прежде всего  США) решить

свои социально-экономические  и финансовые проблемы на пути военных  авантюр.

Ресурсная проблема вновь  начинает решаться вооруженной силой.

В результате низких темпов роста экономики во многих африканских  странах, несправедливых

цен на традиционные продукты их экспорта, отсутствия свободных  средств

на социальные программы  в них постоянно растет число  бедных граждан, которое составляет

30% всех бедняков развивающегося  мира, а страдающих от недоедания—более

200 млн человек. Почти  половина населения Африки имеет  доход менее 1 долл. в день.

Средняя продолжительностъ  жизни африканцев является одной  из самых низких в мире

и составляет во многих из этих стран от 40 до 50 лет.2 Доход надушу населения в странах

Африки южнее Сахары составляет менее 900 долл. на человека в год. Очень  высок уровень

безработицы в крупных  африканских городах. По оценкам  МОТ, численность безработных

в них достигает 28 млн  человек, или 31% активного населения.3

Во многих африканских  странах вследствие конфликтов в  соседних государствах,

экологических катастроф  и других причин находятся сотни  тысяч беженцев.4 Доступ

к здравоохранению в Африке драматически ухудшился но ряду причин и из-за

передачи медицинских  услуг в частные руки, что сделало  их недоступными для значительных

социальных, групп. Это произошло  в условиях, когда континент охвачен

панэпидемией СПИДа (из 23 млн человек, пораженных СПИДом, около  двух третей

живут в Африке южнее Сахары). В этих сложных условиях африканская  общественность,

ее интеллигенция заинтересованно  обсуждают проблемы перспектив развития

континента, путей его  рационализации, оптимизации и гуманизации. Современная

интеллигенция Африки связывает  ее будущее и выход из кризиса ≪с принятием

африканским обществом более  здравой оценки собственной культуры, ее специфики,

а главное — окружающего  мира. Преодоление синдрома культурной исключительности

они считают непременным  условием вхождения Африки в современность, прагматичного

отношения к достижениям  других цивилизаций≫.5

Человек как неотъемлемая часть социума является носителем  и творцом политической

культуры, которая, в свою очередь, задает ему соответствующие  ориентиры, включая в политическую жизнь. На конференции ≪Африка и новое мышление≫ в этой связи

отмечалось, что ряду исследователей пока ≪не хватает стремления понять африканцев

как людей, осмыслить их цивилизацию  и ее возможности. Любое человеческое общество,

в т.ч. и африканское, представляет собой противоречивое единство формаци-

онных процессов в сочетании  с цивилизационными. Эти последние  определяются духовными

традициями, реалиями культуры, которые достаточно стабильны≫.'

Именно поэтому социокультурные, цивилизационные характеристики и  особенно-

сги данного общества и  индивида неизбежно опосредуют политическую культуру, выступают

в качестве ее своеобразного ≪генетического кода≫, воплощаются в человеческом

капитале политики. Свои отличительные особенности имеет  и политическая культура

в Африке. Она определяется разнообразными объективными факторами. Среди них:

1) общая социально-экономическая  отсталость африканского общества

и низкий уровень жизни  большинства населения; неграмотность  многих граждан;

сложная и противоречивая этническая палитра континента, неурегулированность

межнациональных и межэтнических  конфликтов и противоречий;

2) прерванность естественно-исторического  и политического генезиса вследствие

колонизации и недостаточный  опыт самостоятельного развития в условиях

независимости;

3) особое отношение индивидуального  и корпоративного в цивилизационном  развитии

африканских обществ; наличие  устойчивых систем ритуального регулирования

равновесия и порядка  в африканском обществе; определенная автономия

и достоинство личности при  ее тесной связи, слитности с коллективом, причем

человек воспринимается как  главный носитель жизненного начала во вселенной;

4) господство в массовом  сознании формировавшейся веками  модели мироздания,

в которой все взаимосвязано  и иерархично: человек и Вселенная, космические

силы и человеческое общество; нелинейность традиционного африканского

времени (прошлые поколения  не считаются потерянными для  настоящего);

5) в мировоззренческой  сфере — приверженность к традиционным  ценностям

проявилась в оформлении различных идеологических концепций  африканской

самобытности и исключительности;

6) слабое воздействие  передовой политической мысли  на общественные процессы;

противоречивость идейно-политических ценностей африканской интеллигенции

(от прозападных и надобщественных  интересов африканской колониальной  администрации

(≪эволюэ≫) до современной элиты, ориентирующейся как на западные,

так и на национальные, этнические и другие приоритеты развития);

7) краткосрочность и очаговосгь  существования подлинно демократических

институтов в Новейшее время; появление во многих африканских  странах

в 1990-е гг. тенденций к  демократизации общественной жизни;

8) вхождение в самый  начальный этап формирования  гражданского общества (за

исключением ЮАР, где оно  уже находится на определенной стадии развития);

9) массовая субкультура  африканцев характеризуется преобладанием  традиционных

ценностей, таких как коммунализм, этноцентризм, клиентелизм, эгалитаризм, культ правителя. В то же время  современное развитие африканского

общества ведет как  к определенной эрозии и ослаблению традиционных

культурных ценностей  и общественной морали, ослаблению традиционных

приоритетов, так и активизации ≪черного национализма≫, посттрадиционализма,

исламского фундаментализма (на севере континента) и т.д.1

Исторически доминанта коллективистских ориентации, общинно-патриархальных

представлений и ценностных установок в Африке отвечала уровню

социально-экономического развития общества, незащищенности индивида

перед лицом природных  и социальных политических сил, необходимости

коллективных усилий для  выживания. Консервируя традиции, она  сплачивала

общества. Индивидуалистическая ориентация явилась ≪выходом≫ в новую социально-

экономическую и политическую реальность с иными ценностями:

рыночные отношения, развитие демократических начал и принципов  общественного

устройства, необходимость  правовой защиты деятельности индивида

и др.

В чистом виде эти две  основные жизненные ориентации встречаются  редко:

или в отсталых и отдаленных от центров местностях, или у незначительной

элитной городской прозападной  прослойки. А.Н. Мосейко: ≪Ориентация на корпорацию, ценности традиционного

коллектива характерна для  африканских обществ, что отнюдь не исключает

наличия в этих обществах  личностного начала, более того, существует

веками отработанная, тонкая и сложная социализация личности, кодированная

в понятиях культуры. Именно эта система социализации

является цивилизационной  основой специфики личности в  Африке и свидетельствует

о существовании личности автономной≫.2

Положение человека в африканском  обществе является более сложным, чем

это можно определить на основе категорий ≪культурный гибрид≫, ≪маргинальный

человек≫ и т.п., хотя типы людей, подходящих под эти категории, несомненно,

существуют.

Известный российский африканист профессор И.В. Следзевский справедливо

обращал внимание на то, что ≪в африканских обществах мы наблюдаем то,

что можно, пожалуй, назвать  антропоценозом, — в целостную  органическую

систему объединяются совершенно различные, противоположные даже типы

социальных систем, объединенные общностью среды, необходимостью приспособления

к ней: элементы традиционных африканских социальных организмов,

элементы традиционных общностей, выходящих за рамки отдельных

социальных организмов (широкие  этноконфессиональные общности), элементы

мировой капиталистической  системы, которые подрывают обособленное

существование социумов и  т.д. Возникают специфические социальные образования, ≪культурно-экологические системы≫. Наблюдается взаимодействие ≪родовой

общины и современного капиталистического уклада≫.1

Африканцам присущ ряд  особенностей и в восприятии окружающего  их мира

как по сравнению с иными  цивилизациями (западной, восточной), так  и в зависимости

от их принадлежности к  локальным африканским цивилизациям, крупным

этническим общностям. Теоретико-философский  и социокультурный анализ

сравнительный картины мира, выраженный в мифологии, в знаковых системах

Информация о работе Типы культур