Типы культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.

Содержание

Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры

Работа содержит 1 файл

лекция типы культур.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

военизированными исламскими организациями на его территории баз международного

терроризма. Для ликвидации этих баз и вооруженных формирований

террористов на территории Афганистана понадобилось осуществление  специальной

широкомасштабной военной  операции, осуществленной вооруженными

силами США и их союзниками, поддержанной мировым сообществом.

Ваххабизм как  фундаменталистское течение в исламе

Примером фундаментализма  может служить ваххабизм, ≪идеями≫ которого

некоторые экстремисты в  странах СНГ южного ареала и в  некоторых южных

российских регионах нередко  пытаются оправдать свою противоправную, подрывную

деятельность. Под ваххабизмом  понимается религиозно-политическое

движение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVI11 в. Его

основателем явился аравийский богослов Абд аль-Ваххаб (1703-1792 гг.), пытавшийся

восстановить первоначальное правоверие, основываться только на Коране

и Сунне. Он призвал племена, населявшие Аравию, отказаться от своих

прежних полуязыческих-полумусульманских  верований, с тем чтобы привести

их к истинному исламу. Именно тогда ваххабизм стал идеологией объединительного

движения, которое возглавил  род Саудитов, впоследствии основавший

новое государство — Королевство  Саудовская Аравия.

Ваххабизм выступает с  позиций защиты первоначального  ислама эпохи

Мухаммеда как единственно  правильного (известный российский востоковед

A.M. Васильев называл их ≪пуританами ислама≫). Ваххабиты выступали

не только против шиитов, но и культа Пророка, экспроприировали богатых

мусульман, преследовали тех, кто употреблял спиртное, курил, слушал музыку,

играл в любые игры и  т.п. В современных условиях ваххабизм  потерял

свои пуританские черты, стал официальной религией в Саудовской Аравии,

чьи руководители баснословно  разбогатели, используя нефтяной потенциал

этой страны. Сегодня граждане королевства называют себя не ≪ваххабитами

≫, а ≪салафийун≫ (салаф —≪предки≫), т.е. последователями веры праведных

предков.

Ваххабистские организации  экстремистского толка, выступая в  различных

странах под лозунгами ≪чистоты ислама≫, нередко эсплуатируют религиозные

чувства мусульман и используют их в своих политических целях, пропагандируя

антизаконные, насильственные методы участия в политике. Эти  организации

обычно осуществляют соответствующую  организационную деятельность, включающую

финансовую и военную  поддержку противоправных акций. Важнейшей особенностью ваххабитской доктрины является специфическое

представление о джихаде  как непримиримой борьбе не только против язычников,

но и против мусульман, не разделяющих ваххабитские воззрения. Ваххабитская

логика религиозного и  политического преобразования действительности

противоречит духу общепринятой мусульманской традиции. Ваххабитское

движение часто носит  сектантский характер.

Носителями ваххабитских идей в странах СНГ выступают  получившие религиозное

образование в арабских государствах и вернувшиеся в свои страны

в качестве проповедников  их граждане. Ваххабиты нередко пользовались религиозно-

финансовой поддержкой Саудовской Аравии.

Как религиозное течение  ваххабизм вступает в противоречие с суфийским

исламом (орденами), давно  существовавшим в странах СНГ, но не имевшим тесных

связей с Саудовской Аравией, демонстрирует конфликт подходов и  столкновение

религиозных интересов поколений (ваххабизм в СНГ обычно включает

людей молодого и среднего возраста). В то же время ряд ваххабитских движений

поощряет участие его  сторонников в вооруженной борьбе ≪за чистоту веры≫

в соответствующих ареалах: Дагестане, Чечне, Косово и др. В 1999 г. в Дагестане

на территории нескольких сел было фактически создано ваххабитское мини-

государство, в котором  действовали различные вооруженные  группировки

экстремистского толка, тесно  связанные с чеченскими боевиками. Для ликвидации

этого очага понадобилось проведение антитеррористической операции вначале

на территории Дагестана, а затем Чечни.

Вместе с тем было бы неверно отождествлять весь современный  ваххабизм

с мусульманским экстремизмом. Деятельность некоторых ваххабитов не выходит

за рамки собственно религиозной  сферы; они желают самосовершенствования

и восстановления первичных  исламских нравственных принципов.

С другой стороны, многие организации (группы) или движения ваххабитского

толка вместе со своими сторонниками активно проповедуют и используют

незаконные вооруженные  методы борьбы в обществе, ставя  на первое место

не религию, а политику, политические цели. Они, как правило, имеют международные

или международно-региональные связи. В этом случае и отношение

к ним должно определяться как к незаконной военно-политической силе, использующей

религиозные лозунги.

В.В. Путин во время ≪Прямой линии Президента России≫ совершенно определенно

указал на то, что различными экстремистскими силами под прикрытием

религиозных лозунгов была поставлена задача отторжения от России всех

территорий компактного  проживания мусульманского населения. Причем банды

наемников, действующие на территории Дагестана и Чечни, в  последнее

время почти наполовину состоят  из наемников из других стран.1

Исламский экстремизм

Это течение представляет крайнее направление в исламе, использующее идеи

фундаментализма, иногда ваххабизма, но всегда делающее основную ставку насилу оружия. Речь идет о многочисленных исламских экстремистских боевых

организациях типа ≪братьев-мусульман≫ и др. ≪Общество братьев-мусульман≫

возникло в 20-е гг. XX в. и неоднократно принимало участие  в подготовке

радикальных акций. В прошлом  его лидер и идеолог Хасан  аль-Банна и его соратники

выступали за ≪исламскую нравственность≫ против ≪тлетворного влияния

колонизаторов≫. Идеологи исламского экстремизма Айман аль-Захавари

(лидер египетской экстремистской ≪Аль Джихад≫), Сайид Кутб и другие своей

задачей считают подготовку всемирного джихада посредством  всеобщей мусульманской

революции против ≪неверных≫, ≪унижающих веру мусульман≫

и ≪грабящих их нефть≫. В соответствии с их взглядами мир должен быть основан

на идеях Корана как ≪единственно возможной конституции для мусульманина

≫. Мировое сообщество как бы подразделяется на две части: Ислам и Джа-

хилийя (≪неведение≫ — так называют период до принятия ислама жителями

Аравии, ≪время невежества и дикости≫). Джахилийя сегодня — это Запад и те

мусульманские страны, власти которых не следуют законам шариата.

Эти идеи широко использует разветвленная исламская террористическая

организация ≪Аль-Каида≫ (в пер. с араб, ≪основа≫, ≪база≫).

Ее корни прослеживаются в Египте 1950-1970-х гг., а основные структуры

были организованы в Афганистане  и в Пакистане в 1980-е гг. и  др.). Со

временем пополнилась  боевиками-исламистами, создала мощные, хорошо

законспирированные международные  структуры, включающие различные

исламские организации боевиков. Усама бен Ладен —бывший подданный

Саудовской Аравии —был лишен подданства за выступления  против проамериканского

курса страны, находился  в Афганистане, командовал боевыми

операциями против Северного  альянса, являлся фактическим начальником

генштаба ≪Талибана≫. Резко выступает против западных государств

как крестоносцев, а также  сионистов, иудеев, коммунистов и  т.п.

≪Аль-Каида≫ —это прежде всего схема сбора и распределения средств ≪на

дело исламской революции≫, наличие необходимой базы данных о боевых организациях.

Различные исламские террористические группировки планируют свои

акции самостоятельно, обращаясь  лишь за финансовой или иной помощью (найти

инструкторов, надежных исполнителей и т.п.). ≪Аль-Каида≫ —это также

духовный центр движения.

ЕМ. Примаков: ≪Подняв знамя воинствующего ислама, лидер "Аль-Каи-

ды" бен Ладен провозгласил в качестве цели создание истинно  исламского

государства, объединяющего  на основе шариата мусульман всего  мира≫.'

К наиболее известным исламским  организациям, имеющим группы боевиков

и использующим террористические акты в своей деятельности, относится  Исламский

международный фронт, объединяющий радикальные организации в рядестран  Ближнего Востока (о его создании объявлено Усамой бен Ладеном  в феврале

1998 г. в Пакистане). Объединяет  ряд самостоятельных радикальных  организаций.

Среди них: египетские ≪Аль-Джихад≫ (≪Священная война≫), один из

лидеров — Айман аз-Завахри  и ≪Аль-Джамаа аль-ислямийя≫ (≪Исламская

группа≫); пакистанские ≪Джамиат-уль-Улема-е Пакистан≫ (≪Ассоциация

пакистанских улемов≫) и ≪Харкат-уль-ансар≫ (≪Движение анса-

ров≫); бангладешская ≪Джихад≫, а также ≪Армия Освобождения

Исламских Святынь≫, ответственная за взрывы американских посольств

в Дар-эс-Саламе (Танзания) и  Найроби (Кения) 7 августа 1998 г., в результате

чего погибло 257 человек.

Существуют и другие исламские  организации, использующие вооруженные

методы борьбы.

Среди них ≪Талибан≫ — радикальное исламское движение, состоявшее

в основном из студентов  и слушателей пакистанских духовных училищ.

Базируется в восточных  районах Пакистана и ведет  вооруженную борьбу

с индийской армией в штате  Джамму и Кашмир; ≪Хезбаллах≫ (≪Партия

Аллаха≫) или ≪Исламский джихад≫ — радикальная шиитская, проиранская

левацкая организация, базируется в Ливане. Тесно связана с Ираном,

насчитывает несколько тысяч  членов, имеет ячейки по всему миру, поддерживается

структурами Ирана и Сирии; ≪Хамас≫ (≪Исламское движение

сопротивления≫) —основано в 1987 г. как палестинское ответвление

≪Братьев-мусульман≫. Имеет десятки тысяч сторонников, поддержку

палестинской диаспоры, Ирана, отдельных спонсоров из Саудовской

Аравии и других стран. Организовала многие террористические акты

в Израиле; ≪Аль-Гамаа Аль Исламия≫ (≪Исламские ассоциации≫) —возникла

в Египте, действует во многих арабских странах мира. Взяла на

себя ответственность  за покушение на Президента Египта X. Мубарака

в 1995 г., ≪Харкат Уль-Ансар≫ (≪Движение сподвижников≫ пророка), действует

в Афганистане и других странах.

В силу того что исламские (как и некоторые другие) террористические организации

действуют в ряде стран  мира, имеют разветвленную структуру, борьба

с ними требует практически  всемирной координации антитеррористической деятельности

по многим направлениям. В этом направлении Россией с  рядом других

государств, как известно, уже были предприняты определенные шаги. Речь идет

о формирующемся межгосударственном антитеррористическом сообществе.

Либеральный (модернизаторский, вестернизированный и т.п.)

проект ислама

Он предполагает перенос на почву арабских стран  т.н. общечеловеческих,

по сути, западных по своему происхождению форм социальной жизни: парламентаризм,

многопартийность, акцент на права и свободы индивида, идеологический плюрализм, соответствующая трансформация ислама как идеологии, мобилизующей

Информация о работе Типы культур