Типы культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.

Содержание

Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры

Работа содержит 1 файл

лекция типы культур.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

граждан или подданных  на реализацию формально-демократических

институтов. Этот проект характерен в первую очередь для правящих режимов

в странах распространения  ислама (Ливана, Сирии, Египта и др.). Он

является своеобразной реакцией на либеральную модернизацию исламского

общества.

Современное поколение мусульман, многие из которых получили плюралистическое

образование, владеют Интернетом, достаточно активно выступает

за демократизацию, свободу  мнения и т.д. Исследователь Вашингтонского института

внешней политики Р. Тэйки  замечал, что ≪в конечном счете интеграция

исламской демократии в глобальное демократическое общество зависит  от желания

Запада принять исламский  вариант либеральной демократии. Исламистские

умеренные, хотя и признают, что фактически существуют некоторые  определенные

≪универсальные ценности≫, считают, что различные цивилизации

должны иметь возможность  выражать эти ценности в контексте, который является

приемлемым и уместным в их конкретном районе≫.1

Таким образом, в зависимости  от характера политических и религиозных

сил, их подходов к оценке ислама и его роли в политике возможны различные

исламистские социально-политические движения с соответствующей идеологией,

развитие и функционирование которых определяет судьбы многих народов

и стран. Исход борьбы между  различными исламскими проектами важен

для судеб отдельных исламских  государств и исламского мира в целом. Самоопределение

исламского мира как относительно консолидированного субъекта

международных отношений  происходит в немалой степени  через конфронтацию.

Причем не столько с  реальными противниками того или  иного исламского

государства, сколько с  государствами, территории которых  расположены недалеко

от исламских стран.2

В целом ≪исламское Возрождение≫ происходит в откровенно политизированной

форме. ≪Политическое сознание и действие все в большей степени соотносятся

с вероучением, опираются  на него: правящие режимы стремятся  подкрепить

свою внутреннюю и внешнюю  политику религиозными догмами, изыскивают

развернутые вероучительные обоснования своих политических лозунгов; политические

организации, находящиеся  в оппозиции, также выступают  с собственными

программами переустройства общества на принципах ислама≫.

 

Специфика арабского менталитета

В менталитете арабских стран  существенное место занимает исламская  традиция,

дополняемая теми или иными  страновыми и временными особенностями.

В мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами  или

просьбами к женщине, это  считается неприличным; все контакты, обсуждения

ведутся с мужчинами. Исключения пока могут быть лишь в наиболее ≪европеизированных

≫ арабских странах или регионах — Ливане, Сирии, Палестине и др.

Если европейское приветствие  короткое и сухое, то арабское превращается

в целую процедуру, оно  сопровождается расспросами о здоровье, о делах. На протяжении

беседы эти вопросы  могут повторяться. Даже если вы спешите, то необходимо

выслушать арабского собеседника, его многочисленные пожелания благополучия.

Поводы для пожеланий  и поздравлений могут быть самыми разнообразными:

встреча, приезд, отъезд, покупка. При встрече в арабских странах  мужчины обнимаются,

слегка прикасаясь друг к  другу щекой, похлопывая друг друга  по спине и плечам,

но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространяются

на чужестранцев. Речь арабского  собеседника обязательно сопровождается частыми

обращениями к Аллаху, упованием  на его помощь в завершении предстоящих  дел. В арабский среде это обычная формула вежливости. ≪Культурная дистанция≫ между

беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие

почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии.

При первом знакомстве, да и  в последующих встречах ваш арабский собеседник

будет скорее всего выражать вам радушие и любезность. Это  не притворство,

а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое

поведение достойно мусульманина. Вместе с тем последующие беседы могут

проходить менее гладко. Представители арабских стран как  в быту, так и во

время деловых контактов  стараются создать дружелюбную  обстановку, ценят

юмор, обращаются к партнерам, используя личные имена. Многие арабы  по

делу и без дела могут  дружелюбно трясти вашу руку.1

Арабские собеседники  всячески избегают определенности, четких ответов ≪да≫

или ≪нет≫. Обычно следуют туманные обороты типа ≪иншалла≫ (≪если Аллаху будег

угодно≫). Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным

ответам, быть категоричным, арабы во время беседы избегают также  суетливости,

поспешности. Они так же, как и другие жители Востока, всегда стремятся

≪сохранить лицо≫ и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возможность

для последующих контактов. Отказ от сделки сопровождается оговорками,

похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские политики и предприниматели

выражают отказ в максимально  смягченном, завуалированном виде.

Исламская мораль, как говорилось, относит торговлю к престижному, почитаемому

занятию. Средневековые мыслители  рассматривали торговлю как род  искусства,

успех в торговых начинаниях считался признаком глубокого ума. В силу

этого торговая сделка у  арабов — всегда некий спектакль. Это сфера, где западноевропейские

и арабские понятия существенно  расходятся. Приглашая совершить

сделку, арабский купец (торговец, участник сделки и т.д.) становится сверхлюбезным.

Первая названная цена или условия всегда многократно  завышены. Назвав

завышенную цену, завысив  условия договора, арабская сторона  начинает всячески

его расхваливать, пропагандировать, рекламировать и др. Соответственно,

покупающая или переговаривающаяся контрсторона должна уметь сбить  цену,

предложить иные условия  договора. Торги и переговоры могут  прерываться

и продолжаться на иных, вновь  и неоднократно выдвигаемых условиях.

Неотъемлемой частью деятельности арабского бизнесмена, стремящегося

к заключению делового соглашения, является посещение увеселительного

заведения. У этих народов  исповедуется почти религиозный  культ

подарков, причем самые весомые  из них — авторская картина  или оригинальная

чеканка. В их одежде считается  недопустимым сочетание белого

и синего цветов (флага Израиля). Во время беседы арабы имеют обыкновение

очень близко склоняться к  своему собеседнику, что у представителей

других наций считается  неэтичным. Во время торгов и переговоров в арабских странах обычно предлагается

кофе. Причем если беседа идет в небольшой группе с одним  контрпартнером

и вам подали небольшую  чашечку кофе (он очень крепкий, без  сахара, возможно,

с кардамоном), то, выпив, вы должны отдать ее хозяину, и он тут  же наливает

в нее еще кофе. Так  может продолжаться до тех пор, пока вы один не опустошите

кофейник. Но если вы больше не хотите кофе, покачайте чашечкой из стороны

в сторону или переверните  ее вверх дном. Если перед кофе предлагают прохладительные

напитки, это означает, что  время, отведенное для встречи,

подходит к концу.

Для арабских народов весьма характерно ярко выраженное чувство  национальной

гордости, следование историческим традициям своей страны. Они обычно

выступают как сторонники сильного правления, Арабы как народы, приобретшие

не так давно независимость (60-е гг. XX в.), весьма чувствительны

к вопросам, связанным с  суверенитетом и национальной независимостью. Все,

что каким-то образом может  рассматриваться как вмешательство  в их внутренние

дела, будет отвергаться, во всяком случае, на словах, достаточно решительно.

Арабские граждане, особенно политики и предприниматели, чаще предпочитают

≪торг≫ иным типам взаимодействия с партнером. Они придают большое

значение проявлениям  дружбы, искренности, гостеприимства и  хорошего настроения.

Для арабов одним из существенных моментов на переговорах является установление

доверия между партнерами. Они также предпочитают предварительную

проработку деталей обсуждаемых  на переговорах вопросов. Если типичный американец

или европеец пытается предугадать  развитие событий при решении  любой

проблемы, то арабы, скорее, привыкли ориентироваться на прошлое, обращаясь

к своим корням и традициям, особенно исламским, пытаясь как  бы соединить

исторический опыт с современными условиями. В Коране говорится, что ≪пове-

ленное Богом наступит —не просите, чтобы оно ускорилось≫.

В целом, поскольку арабский мир далеко не однороден, существуют значительные

различия в стилях делового и культурного общения у представителей

различных арабских государств.

Исламская цивилизация —одна  из самых молодых на планете —уже показала

и, очевидно, будет демонстрировать  и в будущем свой растущий потенциал.

Эта цивилизация и культура имеет соответствующую только ее матричным основам

своеобразную систему  ценностей. Она значительно отличается от многих

основополагающих идей, например, западной цивилизации. В силу этого

плодотворный диалог между  различными цивилизациями и культурами может

происходить только при взаимном уважении исконных ценностей родных культур

и возможном достижении взаимопонимания  в условиях развития стратегий

уважительного и равноправного  межцивилизационного взаимодействия.

 

Общество и  культура в Африке

Развитие политической культуры неразрывно связано с общекультурным,

цивилизациониым и политическим генезисом общества. Многие исследователи

этого феномена справедливо  полагают, что традиции общества, дух  эго публичных

институтов, стиль и действующие  кодексы лидеров, устойчивые ориентации

граждан — не просто случайные  продукты исторического опыта, а  взаимосвязи

единого целого, образующие осязаемую цепь отношений.

Политическая культура, выражая  определенное качество общественной жизни,

дает отдельному человеку руководящие принципы политического  поведения, а коллективу

— систематическую культуру ценностей и рациональных доводов, обеспечивающих

единство и взаимосвязанность  функционирования политических институтов

и организаций. Политическая культура воздействует на политическую

жизнь, подобно тому как  культура в целом придает целостность  и интегрирован-

ность общественной жизни. По своей сути политическая культура —  это прежде

всего система ориентации на политическое действие конкретных людей внуфи

данного общества, политические ориентации определенного человека, представляющего

соответствующую социальную ipynny, слой, этнос, цивилизацию.

П. Шаран: ≪Политическая культура измеряется с точки зрения ориентации

на политическое действие, которая связана с познаниями индивидуума в сфере

политических задач, событий, действий и проблем, а также с  тем, придает

ли он этим вопросам эмоциональную  окраску, каким образом он оценивает

их, и достаточно ли он обеспокоен ими, чтобы действовать≫.1

Анализ политической культуры африканского общества представляет собой

несомненный интерес, что  в немалой степени связано  с быстрым ростом населения

этого континента (около 1 млрд человек), его возрастающей ролью  в геополитическом

развитии мира и мировой  политике в целом, своеобразием африканцев,

Информация о работе Типы культур