Типы культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.

Содержание

Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры

Работа содержит 1 файл

лекция типы культур.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

ритуалов, верований ряда африканских народов позволил африканским, западным

и российским ученым прийти к ряду важных выводов о сущности мировоззренческих,

ценностных ориентации африканских  культур.

Во-первых, при всем различии африканских культур их объединяет способ

мировосприятия, своя логика и познавательные установки.

Во-вторых, образ мира включаег как глубинные платы, архегипы, так  и формы

миропонимания, возникшие  под влиянием исторической практики и других культур.

В-третьих, элементы каргины  мира актуализируются общественным сознанием

и лежат в основе менталитета  верований, общественных ценностей  и установок.

В-четвертых, в образе мира обнаруживаются как универсальные  черты, так

и специфические особенности, позволяющие говорить о ряде различий в основных

парадигмах африканской (южной) мировоззренческой традиции, по сравнению

с западной и восточной  мировоззренческими традициями.

В-пятых, особенности африканской (южной) мировоззренческой традиции

проявляются в понимании  мира как гармоничной, недуальной целостности, где

космос доминирует над  хаосом, где все связано со всем по принципу партииа-

ции, существует всеобщая иерархия; все в мире наделено жизненной  энергией,

что ставит его в центр  мироздания. Идея непрерывности, жизненной  энергии,

взаимосвязи людей — живых  и умерших (предков) — с богами формирует понимание

времени как обратимого и  нелинейного.2

Африканские ученые обращали внимание на то, что основные составляющие политической

культуры Африки связаны  не только с непосредственными факторами

политики и культуры, но и включают в себя ориентации, веры и чувства, которые

придают значение политическому  процессу и обеспечивают правила, управляющие

поведением людей в  политическом обществе.3 По мнению нигерийского профессора

Е.О. Ава, под политической культурой следует понимать все  аспекты культуры, которые

имеют какое-нибудь влияние  на политические институты и их кооперацию.

В узком смысле политическая культура, по его мнению, — это  объединения старых

и новых образцов и типов  политического поведения, веры и  чувств людей. Для того чтобы уяснить историческую эволюцию африканской политической

культуры, следует обратить внимание на роль семьи и традиционного  лидерства.

Институт семьи является фундаментальным в любой политической культуре. Изменения

в концепции власти являются отражением изменения и в структуре  семьи.

В каждой африканской семье  есть отдельная личность, которую  все уважают

и слушают. Обычно это глава  семьи (самый старший). Это возникло на заре человеческой

истории, обусловливая лидирующую роль старших по возрасту как основных

хранителей и передатчиков социальной информации, обеспечивающих

ее воспроизводство. Старшие  по возрасту действовали от лица предков, важной

составляющей их авторитета был страх членов социума перед  возможными санкциями

со стороны предков  по отношению к тем, кто нарушил  социальную норму.

Наряду с семьей, основой  политической деятельности, в традиционной политической

культуре всегда был коллектив—племя, клан, община. Особую роль в традиционном

африканском обществе играл  и продолжает играть институт власти лидера,

его харизматическая легитимность.

Создание президентских  систем в ряде африканских стран  явилось

в определенной степени своеобразным отражением традиционных аспектов африканской

политической культуры, в  которой существенную роль, играли авторитеты.

Важно также учитывать  влияние колониализма на традиционные африканские

институты власти, который  исказил характер традиционных властных

(потестарных) образований.  Были сломаны также традиционные  системы ограничения

и контроля власти правителя. Колониальные и постколониальные

границы не совпадают с  традиционными рамками властных ареалов. Традиционные

формы нотестарной или  политической организации превратились

в особую скрытую властную организацию.

В зарубежной и российской этнографической литературе отношения  власти

и управления в доклассовых  обществах принято обозначать как ≪потестарные≫.

Был введен и широко используется термин ≪потестарно-политическая культура≫.

Анализируя политическую культуру постколониального общества Африки,

исследователь Л.Е. Куббель  отмечала сложность ее образования, поскольку она

представляет собой своеобразный продукт взаимодействия потестарно-поли-

тической культуры и политической культуры страны-колонизатора. Первое, что

определяет характер этого  взаимодействия, —разный формационный уровень.

Вторая особенность заключается  в неравноправных отношениях, где  политическая

культура колонизатора занимает господствующее и противоположное

положение к традиционной потестарно-политической культуре. По мнению

Л. Куббель, маловероятно формирование нового типа политической культуры,

органически синтезирующей  особенности контактирующих культур.

Заведующий Центром политических исследований при Институте Африки

РАН, профессор Н.Д. Косухин  придерживается несколько иного  взгляда на классификацию

субкультур в африканской  политической культуре. Он обращал  внимание

на то, что, с точки зрения Л. Куббеля, послеколониальная культура Африки

включает две субкультуры  — общегосударственную и традиционную.

Думается, что в данном случае... ≪смешиваются два понятия: традиционная

политическая культура и  государственная идеология, что  не одно и то же. Друroe дело, что существуют субкультуры правящей элиты и  народных масс. Кроме

того, следует учитывать  формирование субкультур и по социально-классовому

признаку (классовое сознание)≫.1

Такой же подход характерен и для Е. А. Глущенко. В одной  из первых работ по

политической культуре Нигерии  он выдвинул положение о замене одного типа

политической культуры другим. В частности, что с приходом к  власти военных,

по мнению Е.А. Глущенко, возникает ≪политическая культура авторитарного

общества≫, которая складывается в Нигерии. И далее он прогнозирует, что в будущем

по мере становления гражданского общества следует ожидать у жителей

Нигерии ≪новых установок и приоритетов, что повлечет за собой очередную

смену типа политической культуры≫.2 В рассматриваемом анализе Н.Д. Косухин

видит ≪тот случай, когда выводы не вытекают из изложения материалов статьи,

в которой говорится о  традиционной политической культуре нигерийских  этносов,

продолжающей существовать и в постколониальный период. На наш взгляд,

здесь смешаны два понятия  — политическая культура и господствующая идеология

авторитаризма. Вряд ли правильно  говорить о смене политической культуры,

очевидно, речь может идти о ее эволюции, развитии и т.п.≫.3

Порожденное авторитаризмом социальное неравенство усилило  разобщенность

в африканском обществе, нашло свое отражение в углублении конфликтности

политической культуры, которая  зародилась еще в колониальном обществе:

несоответствие между  элитарной политической культурой  и политической

культурой масс. Исследователь  Э.Е. Лебедева выделяет в современной  африканской

политической культуре три  субкультуры: субкультуру элиты, массовую политическую

культуру и субкультуру  среднего или ≪протосреднего≫ класса.4

На наш взгляд, выдвинув положение о субкультуре среднего класса, Э.Е. Лебедева,

очевидно, предполагает такие  условия, которые в массовом порядке

возникнут еще нескоро  и сегодня наблюдаются пока в  небольшой обеспеченной

социальной прослойке  африканских городов.

Таким образом, ≪по вертикали≫ политическую культуру Африки можно охарактеризовать

как сложносоставную (биполикультурную).

Если же африканскую политическую культуру рассматривать ≪по горизонтали

≫, то она выглядит как полисубкультурная. Российский африканист В.В. Бочаров

в этой связи справедливо  отмечал, что ≪под покровом современных гражданских

установлений живет реальное африканское общество, состоящее  из

территориально локализованных этносоциальных организмов разного  уровня≫.  В постколониальный период многие компоненты традиционной потестар-

но-политической культуры продолжают функционировать, особенно на низших

иерархических уровнях управленческой системы. Так, по мнению

В.А. Попова, ≪многопартийность, парламентаризм и другие атрибуты буржуазного

общества оказались лишь прикрытием трибализма, а сам трибализм  представляет

не что иное, как использование  элементов традиционной потестарной

культуры в борьбе за власть≫.1

Особенности менталитета  африканца довольно основательно рассмотрены

в работах Л.С. Сенгора. Этот выдающийся африканский ученый и  политический

деятель писал: ≪Африканский негр, образно выражаясь, заперт в своей

черной коже. Он живет  в первозданной ночи и прежде всего  не отделяет себя от

объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы  или общества.

Он не держит объект на расстоянии, не подвергает его анализу. Получив

впечатление, он берет живой  объект в ладони, как слепец, вовсе  не стремясь его

зафиксировать или убить. Он вертит его в чутких пальцах  так и этак, ощупывает

его, ощущает. Африканский  негр — одна из тех тварей, которые  были созданы

на третий день творения: чистое сенсорное поле. Он познает "другого" на

субъективном уровне самыми кончиками усиков, если взять для  сравнения

насекомое. И в этот миг  движение эмоций захватывает его  до глубины души

и уносит центробежным потоком  от субъекта к объекту по волнам, порождаемым

"другим"≫.2

Российский исследователь  В.Б. Мириманов выдвинул идею о трансформирующем

(транслиминальном) сознании  в странах Тропической Африки, которое подвергается

воздействию противоположных  факторов урбанизованной среды, средств

массовой информации и  местных родоплеменных традиций. В его работе даются

некоторые общие характеристики, отличающие транслиминальное сознание от

традиционного и научно-индустриально-урбанистического сознаний.  Особенность политической культуры африканского общества состоит также

в том, что в ней значительно  сильнее, чем в западных культурах, ощущается

роль политического (и  иного) символа. В Африке символы  в огромной мере

влияют не только на форму  политического процесса, но прежде всего на его

содержание. Воздействие  на политическое поведение в Африке определяется

связью политического  символа с идеологическими или  мировоззренческими

представлениями, а также  соответствующим уровнем развития индивидуального

и общественного сознания африканцев.

Новые африканские элиты, приходящие к власти под знаменами  формшшной

демократии, во многом действуют  в традиции авторитарного правления, эксплуатируют

идеи плюрализма и преимущества соответствующей нации, народа

или трибы, широко используют идеи этнонационализма и неотрадиционализма,

что ведет к возникновению  конфликтов в обществе.

Система политической коммуникации в Африке во многом является авторитарно-

односторонне направленной со слабой обратной связью при расширении

плюрализма мнений от центра к регионам и отдаленным местам по вертикали,

а также среди общественно-политических движений и организаций по горизонтали

при общем слабом воздействии  СМИК (средств массовой информации и коммуникации)

на большинство жителей  села. Существенное значение для африканского

общества будут иметь  следующие аспекты: демократизация всей системы

политической коммуникации и культуры, наполнение ее глубоким содержанием,

новым ценностным смыслом, ориентацией  на насущные нужды людей, повыше ние  уровня их общей и политической образованности, сохранение и модификация

культурного наследия стран  и всего континента, гармоничное  сочетание традиционных

и современных технических  средств коммуникации, творческое использование

передового мирового и  африканского опыта деятельности СМИ.

Федеральное министерство информации и культуры Нигерии разработало

специальный документ, в  котором определило основные принципы национальной

коммуникационной политики. К ним отнесены:

1) приоритет основных  прав человека и гражданина;

2) уважительное отношение  к нигерийской культуре, противодействие  попыткам

СМИ западных государств представлять преимущественно негативную

картину развития Нигерии (Африки);

3) демократизация мировых,  африканских и в т.ч. нигерийских  информационных

потоков;

4) плюрализм и диверсификация  СМИ в Нигерии, развитие электронных  средств

коммуникации;

5) сближение городских  и сельских общностей людей,  расширение их культурных

связей и контактов.'

Воплощение этих принципов  в сфере общенациональной политической коммуникации

может содействовать демократизации всей общественной жизни страны.

Применительно к условиям африканских государств весьма перспективной  представляется

концепция органического  сочетания традиционных и массовых средств

общения, ее реализация в  коммуникационных процессах. Дело в  том, что, как

Информация о работе Типы культур