Традиции Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

КУЛЬТУРА Японии восхищает сегодня европейцев своей оригинальностью. Она достигла небывалых высот в развитии технического прогресса и одновременно сохранила устойчивую приверженность к духовным традициям своего прошлого. В современном мире, возможно, это единственная страна, где цивилизованность, традиционализм и тонкая духовность.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Религия Японии…………………………………………...4
Глава 2. Культура Японии
2.1 Литература……………………………………………….7
2.2 Архитектура……………………………………………...9
2.3 Живопись………………………………………………...10
2.4 Театр..……………………………………………………..11
Глава 3. Традиции Японии
3.1 Дома из бамбука и бумаги…………………………….14
3.2 Завтрак из хризантем…………………………………..16
3.3 Искусство чайной церемонии – поклонение красоте…17
3.4 Любование сакурой…………………………………….18
3.5 Кимоно с узорами 4 времён года…………………….20
3.6 Харакири…………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Реф.культ.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

 

 

3.2 ЗАВТРАК ИЗ ХРИЗАНТЕМ

 

Японцы говорят, что их кухня  иностранцам либо не нравится, и  тогда уж не нравится так активно,   что ничего японского в рот  не возьмут,   либо,   наоборот, очень нравится, и тогда уж они  ее предпочитают всем другим. Самим  же японцам больше всего нравится разнообразие,   и поэтому в  японских городах можно найти  рестораны итальянской,   французской,   немецкой,   американской, индийской   и,   конечно   же,   всех вариантов китайской и корейской  кухни. Но за границей японцы быстро начинают тосковать по своим самым   простым   блюдам,   к числу  которых относится прежде всего  гохан - белый комковато-рассыпчатый  рис,   сваренный   без   соли, без масла,   вообще без  добавок.   Едят его на завтрак, на обед и на ужин.   Однако к  пресному рису обязательно   прилагаются   блюда-закуски интенсивного вкуса - сладко-кислые,   остро-соленые, солено-сладкие,   и уж их разнообразию нет конца. Как  и в Китае, в   Японии пища разделяется  на основную и дополнительную.   Хлеба японцы раньше вообще не ели, а сейчас едят немало, в основном в виде   бутербродов (сэндвичей),   но это еда второсортная,   когда  нет возможности поесть риса.   Современная поговорка гласит, что  плохая жена утром мужа кормит чаем о бутербродами, а хорошая не поленится  встать на полчасика пораньше и   приготовить горячего риса. Японцы употребляют довольно мало мяса, оно для них все-таки еще остается определенной роскошью,   очень мало потребляют и жиров.   Молочных продуктов в старину   не   знали   вовсе,   сейчас употребляют и сыр,   и масло, и йогурт, но тоже немного. Так что до сих пор можно оказать, что пища японцев состоит из трех компонентов: рис, овощи и рыба. Овощи в Японии всевозможные, и не только известные в Европе,   но   и   о которых европейцы понятия даже не имеют (соцветия сурепки, корневища лотоса, оиоо ,   пряные листья периллы).   Однако самый важный овощ - это редька, которую едят сырую, тертую, соленую, квашеную. Рыбы насчитывается   множество   видов.   Сюда относится   не только собственно рыба, но и прочие морские продукты - моллюски любых   форм   и размеров,   ракообразные от крошечных креветок до гигантских крабов,   трепанги,   морские ежи (едят их икру), даже медузы (их сушат, затем строгают и отваривают). Форм приготовления овощей и рыбы тоже множество: их солят, квасят,   сушат, вялят,   маринуют,   засахаривают в карамели (рыбу тоже), тушат, варят, парят, жарят, запекают в тесте или в кляре и обрабатывают еще многими другими мудреными способами.   Японцы охотнее всего едят сырые,   натуральные и свежие продукты,   лишь макая их в соленый соус или острую приправу. Так едят не только овощи, но и рыбу, моллюсков, лангустов, кальмаров, осминогов . Большинство японских   супов   делаются   на основе отвара из овощей,   рыбы или сушеной рыбной стружки. В супы кладут кусочки листовых и корневых овощей,   разные грибы, мелких грибов и другие компоненты. Фрукты в   основном едят в свежем виде.   Сладости делают из рисового или бобового теста, масличных семян, желатина. Основной напиток японцев - это,   конечно, чай. Японцы пьют в ходе японской трапезы зеленый чай, а с сэндвичами и европейскими кондитерскими изделиями - обычный красный.   Японская рисовая водка сакэ некрепкая,   около 1 – 6 о алкоголя, пьется обычно подогретой.   В новейшее время самым популярным напитком стало пиво. Особенность японской кухни в том,   что в ней, даже в самой обычной домашней трапезе, не говоря уже о банкетной, много внимания   уделяется тому,   как выглядит накрытый стол и каждое отдельное блюдо.   Посуда;   чашки, пиалы, тарелки, блюдечки бывают самых разных форм - круглые,   квадратные, многоугольные, фигурные. Их стараются подобрать так, чтобы они гармонично контрастировали бы по цвету с подаваемым блюдом.   Само блюдо оформляют - нарезают,   раскладывают по определенным художественным правилам. Так что хорошо накрытый японский стол - это прекрасный натюрморт, настоящее произведение искусства. А как же хризантемы?   Они идут в пищу,   но особой эстетической роли не играют.   Есть несколько сортов хризантем, разводимых   как листовой овощ ради съедобных молодых листьев и мелких,   мало примечательных цветочков. Нарезав, из них делают салат,   заправленный   уксусом или каким-нибудь кисловатым соусом. Салат чуть-чуть горьковатый, но, в общем, вкусный.

 

 

3.3 ИСКУССТВО ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ  - ПОКЛОНЕНИЕ КРАСОТЕ. 

Чайная церемония по праву  считается   одним   из   величайших достижений японской традиционной культуры. Культ чая был заимствован  японцами из Китая,   и первоначально  обычай чаепития   был распространен  в основном среди дзэн-буддийских монахов, позднее обычай ритуального  чаепития проник в аристократическую  среду, а затем и в городскую. По маленькому саду,   прилегающему к павильону,   где проводится чайная церемония,   ведет дорожка  ив камней,   в саду устанавливаются  каменные фонари, лежат камни, поросшие мхом. Особое значение   имеют  каменные сосуды с чистой водой ( цукубаи ).   На таком сосуде - колодце  лежит маленький ковшик из бамбука  о   длинной ручкой.   Каждый посетитель обязан омыть руки,   лицо, прополоскать рот. Затем специальным  движением, поднимая ковшик с водой,   омыть после себя ручку ковшика. В наши дни цукубаи непременная  деталь любого храма, перед входом в  храм и на его территорию   необходимо   совершить этот милый обряд омовения.   В саду обычно высаживают сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленые кустарники.   Вое элементы сада чайной церемонии  должны создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности. Особое значение   придавалось   конструкции чайного домика - тясицу .   Это небольшая комната  всего в два. или даже   в   полтора татами,   в   которую  ведет маленький низкий вход - около 60 см в длину и ширину.   В  идее столь уменьшенного входа в  чайный домик был   заложен   глубокий философский смысл:   каждый,   кто захотел приобщиться  к этому высокому искусству,   независимо от ранга и чина,   должен непременно согнуться, потому что  здесь все равны. Низкий вход не давал  и   возможности   аристократам   из   военного сословия войти вовнутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом.   И это тоже имело особую символику: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь,   где   надо   сосредоточиться   на изящном.   В интерьере чайного домика самым важным местом считается ниша токонома .   В ней обычно помещается свиток с каллиграфической   надписью   и   ставится букет цветов.   Каллиграфический свиток для токонома подбирался с   особой   тщательностью   и   был непременным   предметом   обсуждения   во время церемонии.   Важное значение придается освещению тясицу .   Как правило, в домике 6-8 оконцев   разных   по   размеру   и форме,   дающих оптимальное - не слишком яркое и не слишком тусклое   -   освещение.   В   некоторых случаях   можно раздвинуть рамы,   и тогда гости получают возможность любоваться частью сада,   горой на фоне вечернего неба или луной   в   ночь   полнолуния.   Но чаще всего окна в чайном домике закрыты. Когда гости уже рассмотрели и оценили предметы в токонома , появляется хозяин чайного дома. Он низко кланяется гостям и садится напротив них около очага - ирори , над которым уже висит котелок с водой.   Перед хозяином лежат все   необходимые   предметы чайной утвари: шкатулка о зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Хозяин не   торопясь насыпает в чашку порошок зеленого чая, залив его кипятком.   Потом четкими, сосредоточенными движениями он   взбивает   эту массу бамбуковым веничком,   пока порошок полностью не растворится и не появится светло-зеленая матовая   пена.   Гости молчаливо наблюдают за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о   края   чашки.   Затем хозяин   с   поклоном   передает чашку главному,   самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивая чай и неторопливо обтерев края,   передает ее хозяину. Пройдя по кругу, чашка возвращается к хозяину,   но затем снова передается из. рук в руки, чтобы каждый смог теперь внимательно рассмотреть ее, ощутив руками ее шершавую поверхность, теплоту глины. Гости вступают в беседу. Здесь нельзя говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорят лишь о красоте свитка в   токонома ,   об   изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония   учит   видеть красоту в обыденном и простом.   Понятия нормы и порядка были введены ею в ранг эстетических. "Излишнее - безобразно" - таков закон чайной церемонии. В наши дни искусством чайной церемонии в основном   занимаются   женщины.   Сейчас   нередко   чайная церемония проводится не только в чайных домиках,   но и в одной из жилых комнат и даже в комнатах,   обставленных по-европейски:, нередко чайной церемонии предшествует угощение.   Однако несмотря на эти новые черты, неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности,   отключения от суетных, повседневных забот. Чайная церемония - это по-прежнему время для изысканных бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи.

    3.4 ЛЮБОВАНИЕ САКУРОЙ.

 

Среди весенних праздников японцев  наибольшей популярностью пользуется   праздник  любования сакурой ( о-ханами ).   Сакура -особый вид японской вишни - зацветает ранней весной. Белые, розовые,   розовато-белые, махровые цветы появляются раньше листьев.   Поэтому само цветущее дерево сакура напоминает белоснежное облако.   Цветение сакуры кратковременно:   стоит подуть сильному ветру и пойти дождю, как нежные лепестки опадают. Согласно буддийским представлениям,   цветущая сакура напоминает людям о мимолетности жизни,   в поэзии она ассоциируется также   с   ушедшей любовью, с далекой юностью. Праздник о-ханами всеобщий, хотя он и не имеет точной даты в календаре. Вслед за весной он движется по   Японии   с   юга на север.   В наши дни с приближением времени цветения сакуры ежедневно по телевидению и в газетах сообщается подробный календарь: в какие дни, в каком городе, в каком храме - зацветет сакура. Сакурой любуются повсюду. По традиции считается, что самая красивая сакура цветет в древних столицах Японии   -   в   городах Нара,   Киото,   Камакура .   С   этим трудно не согласиться.   Хотя, впрочем, сакура прекрасна во всех уголках Японии. Цветение сакуры   совпадает   в   традиционном сельскохозяйственном календаре японцев с началом вспашки   земли   на   рисовых полях, с подготовкой грядок для проросших зерен. Как свидетельствуют письменные источники и наши личные наблюдения   в   разных районах Японии, центральной частью праздничного обычая о-ханами является посещение мест, где расположены деревья цветущей сакуры ( парк,   открытые лужайки, сады ). Причем любоваться сакурой обязательно отправляются большой компанией:   либо   члены   семьи всех поколений ( и обязательно о детьми ), либо друзья и сослуживцы.   Кульминация веселой весенней прогулки - маленький   пикник,   который   устаивается   под деревьями цветущей сакуры.   При этом сами пикники могут проводиться   и   днем   и   вечером.   Если празднество   приходится   на вечер,   то место пикника освещается разноцветными фонариками:   преобладают красный и белый цвета. В садах при гостиницах места, где устраиваются праздничные угощения,   также огораживаются красно-белыми полотнищами, освещаются разноцветными фонариками. Время цветения сакуры - это ранняя весна, земля еще холодная,   а в   некоторых   местах еще покрыта прошлогодней засохшей травой.   Однако празднующие обязательно расстилают на земле, на газонах   парков небольшие пледы,   коврики,   одеяла,   циновки и, расположившись совсем по-домашнему,   устраивают маленькое   пиршество.   Рядом играют дети. Этот весенний праздник под цветущей сакурой обязательно должен проходить весело. Среди угощений   праздника о-ханами наиболее любимыми являются рисовые колобки онигири .  Представляется, что   у этого праздника,   воспетого многими поколениями японских поэтов и художников,   получившего   и   буддийскую трактовку,   есть и древняя земледельческая основа. Цветение сакуры было когда-то важной приметой исчисления   времени, указывавшей японскому   земледельцу   на. начало работ на рисовых полях. Возможно, что цветение сакуры наложилось на какие-то более древние природные явления-приметы, столь необходимые земледельцу. На связь с древними аграрными культами указывают следующие   моменты:   сидение на весенней земле,   пиршества на земле, участие значительного числа людей,   присутствие детей, стремление провести праздник радостно. Но каков бы ни был генезис этого чудесного   праздника,   он уже   давно   является   не   только   важнейшей   составной культуры японского народа,   но и ярким событием жизни каждого   человека. Любование цветущей сакурой,   воспоминание о празднике,   и снова радость от его прихода,   от возвращения весны.   Цветение сакуры мимолетно,   но   оно повторяется из века в век,   из года в год и своей хрупкостью и нежностью знаменует и   утверждает   постоянство, неразрывную связь времен и поколений. В любовании цветущей сакурой - глубокая,   сокровенная личная сопричастность к многовековой   культуре   всего   народа,   к родной природе,   к судьбам страны.

 

 

     3.5 КИМОНО С УЗОРОМ ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕН ГОДА.

 

На первый взгляд в   одежде   японцев   царит   исключительное разнообразие,   смешение стилей и форм европейского и национального  костюма. В повседневной толпе, спешащей по улицам японских городов,   превалируют   современные   фасоны   и   моды европейской одежды.   Школьники  и школьницы в формах,   восходящих к костюму моряков,   рабочие, строители имеют свою спецодежду. Редким исключением на общем фоне кажутся отдельные женские фигуры в кимоно да старики,   не признающие европейской моды. В своих церковных  костюмах со знаками сана везде ходят  буддийские священники. Однако картина  меняется с наступлением вечера, а  также в выходные и особенно в  праздничные дни.   В такие  моменты традиционный костюм становится главным видом одежды. Есть, кроме  того, немало профессий,   для которых  ношение национальной одежды является повседневной обязательной нормой - это  артисты, спортсмены-профессионалы, работники  сферы обслуживания. Японская традиционная   одежда - это запашная одежда южного типа.   В нашей и европейской  литературе она часто   обозначается одним общим термином "кимоно".   В самой Японии это название получило распространение только в XVII - XVIII вв.,   оно восходит к выражению " киру моно" ( "надеваемая вещь" ).   На протяжении веков выработался  единый в своей основе покрой одежды - для   мужчин,   женщин и  детей, для представителей всех сословий. Отличия заключаются в выборе тканей, в их орнаменте, отделке, аксессуарах . Кимоно можно было бы определить как  прямокройный   халат   с  широкими   мешкообразными рукавами,   запахивающийся на правую сторону;   оно не имеет застежек и придерживается в талии поясом оби. Кимоно удивительно  отвечает климатическим условиям Японии. В холодное время плотный пояс оби хорошо хранит тепло, а в жаркую и влажную погоду широкие рукава кимоно и свободный запашной ворот  обеспечивают прохладу. Особым разнообразием   отличается   женское кимоно.   Женские кимоно придерживаются широкими ( до 30-35 см ) поясами оби, изготавливаемыми из тканей ярких тонов. Пояс завязывается на спине большим бантом.   Вообще-то женское оби - это не просто пояс, а сложная система поясов, состоящая  из семи лент. Женские пояса оби  и бант на спине считаются главным  украшением женского   костюма.   Дорогие пояса ткут вручную искусные мастера-ткачи, украшая их богатыми орнаментами. Женские кимоно   обычно шьются ив тканей белого,   розового, красного, голубого или фиолетового  цветов. Поды праздничных кимоно   расписываются,   вышиваются рюши узорами,   среди которых наиболее любимы композиции ив цветов четырех времен года, изображения праздничных колесниц, нарядных вееров. Расцветки мужских кимоно более сдержанны   по   колориту,   в основном это темно-коричневые и черные тона.   Часто мужские кимоно шьются из клетчатых тканей.   Пояс оби мужских кимоно узкий ( до 5-6 см ).   Поскольку кимоно не имеет карманов,   отсутствие которых частично заменяют широкие рукава, некоторые необходимые аксессуары - веер, табакерки - закрепляют за поясом. Мужские и женские кимоно часто украшаются   геральдическими знаками мон . Такие кимоно называются " монцуки ". В наши дни молодые женщины и девушки надевают в   праздники и особенно на Новый год кимоно типа "летящие рукава".   Их кимоно,   как правило,   светлых тонов:   чаще всего это белый фон, по которому красными и зелеными красками нарисованы различные узоры.   На плечи набрасывают белоснежные боа.   Женщины средних дет надевают кимоно более темных расцветок,   среди которых преобладают коричневые,   палевые, темно-синие, фиолетовые тона, причем более темный тон ткани кимоно сочетается о более светлым цветом ткани пояса оби и кофты хаори . Особое значение в праздничном наряде японской женщины придавалось высокой прическе из собственных или   накладных   волос. Волосы   зачесывались   назад и укладывались на макушке в большой пучок,   напоминающий красиво завязанный бант.   Все это   сложное сооружение дополнялось черепаховыми или лаковыми гребнями,   запонками,   большими шпильками, лентами. Часто такие прически украшались искусственными цветами, колосками риса, яркими свернутыми в жгут платочками.   И в наши дни молодые женщины стремятся украсить свои волосы, сделать старинную прическу. Мужчины в праздничные дни облачаются в старинные   костюмы; кимоно и штаны-юбку

( хакама ),   сшитые, как  правило, из тканей черного,  темно-коричневого или темно-серого  цветов. Широко бытует и традиционная  обувь японцев.   Из многих  видов национальной обуви наиболее  часто японцы носят эта и   дзори .   Эта - деревянная обувь в виде маленькой скамеечки на двух ножах высотой до 10 см иди в виде высокой колодки. Эта , как и вся японская народная обувь,   безразмерны, они держатся на ноге с помощью двух шнурков, закрепленных на колодке. Деревянные или соломенные   сандалии   дзори носятся таким же способом.   Женские дзори чрезвычайно разнообразны и бывают очень нарядны. Присущий традиционному японскому обычаю процесс переобувания в жилых домах, а также в гостиницах и национальных ресторанах - везде,   где имеются татами или тканевое покрытие пола, повлиял и на аксессуары западного происхождения. Можно отметить преобладание   не шнурованной обуви,   распространение миниатюрных карманных рожков. Кроме того, в большинстве домов имеются очень длинные рожки с большой рукояткой, позволяющие обуваться не нагибаясь. В Японии все это необходимо, так как нередко приходится переобуваться много раз в день. Головной убор не является обязательной частью национальной одежды японцев. Правда, для защиты от солнца или дождя во время полевых работ   надевают   соломенные   шляпы,   повязывают   голову большим   прямоугольным платком,   мужчины также пользуются платком,   но меньших размеров.   Вообще как в старину,   так и   после введения   европейской   одежды японцы обычно ходят без головного убора. Жаркий и дождливый климат Японии требует постоянного употребления различных приспособлений для защиты от дождя и солнца. Зонт   -   необходимая деталь японского быта.   Раньше повсеместно были распространены зонты,   которые изготовлялись из промасленной   бумаги ( или шелка ),   закрепленной на бамбуковых пластинках.   Сейчас зонт такого типа можно увидеть сравнительно редко. На основе   европейских дождевых зонтов японцы создали огромное множество различных видов маленьких, больших, окладных, автоматически открывающихся и закрывающихся зонтов... В Японии в общественных местах редко можно встретить   гардеробы.   Обычно посетители не снимают верхней одежды и берут ее с собой.   Зато почти везде есть стойки-зажимы для зонтов.   Если вы оказались в гостях,   в маленьком магазинчике иди в ресторанчике,   а на улице начался проливной дождь,   хозяева обязательно предложат вам зонт. Конечно, японский национальный костюм в наши дни под влиянием   меняющихся условий жизни и быта постепенно модернизируется, сохраняя при этом свои характерные черты.

  

3.6 ХАРАКИРИ.

 

   Странной для европейцев  представляется традиция самоубийства, однако она имеет свои исторические  и социальные корни. В средние  века сложился оригинальный обычай, который в Х11в. стал очень  распространенным во всех общественных  слоях Японии, а именно сэппуку  (харакири). Это не простое самоубийство, а связанное с тем, чтобы  сохранить честь и преданность  сюзерену (например, не сдаваться  в плен, «самоубийство вослед»)  в случае смерти сюзерена), преданность  долгу (Масасигэ, про играв войну,  вместе с 60 друзьями совершил  сэппуку). Сэппуку совершается в  случае поступка против чести,  часто по решению родственников,  а также в знак пассивного  протеста против вопиющей несправедливости (например, невозможность кровной  мести, невозможность на словах  убедить господина в неверности  принятого им решения) и в  виде жертвы.

Информация о работе Традиции Востока