Традиционная культура Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить место традиционной культуры в современной жизни народов Сибири.
Задачи работы:
• рассмотреть особенности традиционной культуры народов Сибири;
• проанализировать соотношение традиционной культуры и обычаев современности народов Сибири.

Содержание

Введение 3
1. Особенности традиционной культуры народов Сибири 5
2. Соотношение традиционной культуры и обычаев современности народов Сибири 11
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

традиционная культура сибири.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 

Заключение

 

Разнообразие форм и проявлений этнических культур народов Сибири уникально. Три сотни тысяч человек  сохраняют этнические и локальные  особенности около двух сотен различных говоров и языков. Фольклор народов Сибири так же разнообразен, как и их языки. В нем можно найти древнейшие архетипические сюжеты и исследовать процессы эволюции этих сюжетов в условиях изоляции и взаимодействия культур. Особое место занимает обрядовый фольклор, обеспечивающий проведение обрядов, ритуалов, традиционных праздников.

Чрезвычайно разнообразна одежда. При  изготовлении одежды, кроме меха пушных и морских зверей используют шкурки птиц, кожу рыб, китовый ус и другие необычные материалы. Следует отметить, что основные способы кроя одежды, распашной и нераспашной (одеваемой через голову или как комбинезон), народы Сибири донесли до наших дней из глубокой древности. Следует отметить, что в настоящее время большинство представителей народов Сибири использует национальную одежду как праздничную.

До принятия мировых религий сибирские народы имели древнюю оригинальную религию тенгрианство, о которой можно узнать из фрагментов сохраненных древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв. Богатейшие традиции шаманизма в Сибири составляют самобытный магический комплекс, пересекающийся с другими культурами лишь отчасти. Шаманизм – не только магическое искусство, но и мировоззренческая система, более или менее общая для тюркских народностей и племен Сибири. Традиционные формы культуры воплощали базовые жизненные ценности, определяющие основы социального бытия сообщества. Теперь картина мира современного человека в значительной мере строится на иных представлениях и способах ориентации в социальном и природном пространстве.

Обращение к народной культуре у  народов Сибири – это часто  сфера специальных интересов  отдельных групп, приверженность к  ритуалам, обычаям, связанным с определенными  обстоятельствами жизни, тяготение  к историческим культурным формам. В таком случае речь может идти не столько о социальном нормировании жизнедеятельности людей, сколько об украшении, декорировании, внесении дополнительных смысловых нюансов и форм в ту общую ценностно-нормативную базу, на основе которых устраивает свою жизнь современный человек. Вытесненные из жизни общества как пережитки прошлого многие элементы этнических культур начинают играть определенную роль как в современном пестром и неоднозначном культурном пространстве, так и жизни народов – носителей этих традиций.

Издавна у народов Восточной  Сибири сложились традиционные художественные промыслы. Декоративное искусство коренных народов носит на себе отпечаток  исторической и экономической их судьбы и уходит корнями в далекие  времена. В народном изобразительном искусстве в прошлом не было самостоятельных художественных произведений – оно служило декоративным целям. Сейчас эти народные промыслы не имеют промышленного значения, а сохранились в основном при изготовлении сувениров. Поскольку основным занятием коренных народов до революции была охота, то это определило своеобразие национальной одежды. Сейчас национальный костюм стал достоянием семейных сундуков, реликвией. В современную одежду переходят лишь элементы старинных одеяний – вышивка, аппликация.

С другой стороны, отмечается разрушение традиционной среды, изменение образа жизни, и сокращение коренного населения  как носителя фольклорной традиции прошлого подрывает устои естественного  механизма. Сокращается число носителей  традиций. Нарушается структура поколений в семье, в общине. Исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи, локальной общности. Однако традиционная культура многих народов Сибири еще не полностью исчезла. В значительной мере сохранились производственные приемы и навыки, островки духовной культуры.

 

Список использованной литературы

 

  1. Борина Л.С. Национально-государственное строительство в Сибири как фактор формирования этнического самосознания // Проблемы истории местного управления Сибири XVI – XIX вв. – Новосибирск, 2003. – 290 с.
  2. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. – М.: Наука, 2005. – 175 с.
  3. Емельянов Н.Ф. Этнический и численный состав коренного населения ХVII – первой половине ХIХ вв. // Из истории Сибири. – Вып. 19. – Томск, 2006. – С. 21-39.
  4. Иванов В.Н. Русские ученые о народах северо-востока Азии. (XVII – начало XX в.). – Якутск: Кн. изд-во, 2004. – 340 с.
  5. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
  6. Линденау Я.И. Описание народов Сибири. – Магадан: Кн. изд-во, 2003. – 490 с.
  7. Миллер Г.Ф. История Сибири. – М.: Азбука, 2005. – 205 с.
  8. Народы Сибири в составе Государства Российского (очерки этнической истории). – СПб, 2006. – 288 с.
  9. Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце ХVI – начале ХVIII вв. – М.: Азбука, 2004. – 312 с.
  10. Титов А. Сибирь в XVII веке. – М.: Наука, 2003. – 418 с.

1 Емельянов Н.Ф. Этнический  и численный  состав  коренного населения ХVII – первой половине  ХIХ вв. //  Из истории Сибири. – Вып. 19. – Томск, 2006. – С. 21-39.

2 Линденау Я.И. Описание народов Сибири. – Магадан: Кн. изд-во, 2003. – С. 39.

3 Народы Сибири в составе Государства Российского (очерки этнической истории). – СПб, 2006. – С. 61.

4 Миллер Г.Ф. История Сибири. – М.: Азбука, 2005. – С. 29-30.

5 Там же, с. 36.

6 Иванов В.Н. Русские ученые о народах северо-востока Азии. (XVII – начало XX в.). – Якутск: Кн. изд-во, 2004. – С. 71-73.

7 Титов А. Сибирь в XVII веке. – М.: Наука, 2003. – С. 38.

8 Титов А. Сибирь в XVII веке. – М.: Наука, 2003. – С. 49.

9 Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. – М.: Наука, 2005. – С. 61-63.

10 Там же, с. 74.

11 Иванов В.Н. Русские ученые о народах северо-востока Азии. (XVII – начало XX в.). – Якутск: Кн. изд-во, 2004. – С. 115.

12 Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. – М.: Наука, 2005. – С. 95.

13 Борина Л.С. Национально-государственное строительство в Сибири как фактор формирования этнического самосознания // Проблемы истории местного управления Сибири XVI – XIX вв. – Новосибирск, 2003. – С. 42.

14 Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – С. 80-83.

15 Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце ХVI – начале ХVIII вв. – М.: Азбука, 2004. – С. 13-15.

16 Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – С. 118-212.

17 Титов А. Сибирь в XVII веке. – М.: Наука, 2003 . – С. 215.

18 Народы Сибири в составе Государства Российского (очерки этнической истории). – СПб, 2006. – С. 193.

19 Емельянов Н.Ф. Этнический  и численный  состав  коренного населения ХVII – первой половине  ХIХ вв. //  Из истории Сибири. – Вып. 19. – Томск, 2006. – С. 21-39.


Информация о работе Традиционная культура Сибири