Традиционные чувашские праздники и их воплощение в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:21, контрольная работа

Описание работы

Система обычаев и обрядов формировалась на ранних ступенях развития человеческого общества. В «примитивных» обществах она выполняла функции управления, интеграции и передачи социального опыта и была одной из форм трансляции культуры и социального контроля. По мере усложнения социальной организации общества и с появлением государственного управления система обычаев постепенно утрачивала свое монопольное положение. Однако ее функции продолжают сохранять известное значение и в высокоорганизованных формациях.

Содержание

Введение………………………………………………………………......
Основная часть……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………...……...
Список литературы……………………………………..…..…………….

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 71.77 Кб (Скачать)

     В нашей школе вот уже несколько лет между классами проводится конкурс на лучшее чучело, в последнюю субботу масленичной недели чучела сжигают, на стадионе проводим  веселые игры, соревнования саночников, лыжников. В столовой проводится день блинов, ребята угощаются блинами и горячим чаем.

     Читая поэму, мы встречаем упоминание еще  одного праздника весеннее-летнего  цикла-Çинçе. Çинçе - традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния. В период Çинçе строго запрещалось чем-нибудь беспокоить землю: нельзя было пахать, рыть землю, вывозить навоз, бросать на землю тяжелое, рубить лес, строить дома, лазить на деревья и строения. Для чувашских крестьян время Çинçе было периодом полной бездеятельности. Вот что говорит автор о нем:

Ах, когда Синьзе настанет?

Как нам время скоротать?

Далеко  ль веселый Симек?

Как до этого нам ждать?

         Глава 2.Красная девица, стр.24.

     Все в ожидании следующего праздника, так как в безделье и время течет очень медленно. Считалось  в период Çинçе недопустимым мыться в бане, стирать белье, топить печи в дневное время, ступать на земле босыми ногами, или загрязнять землю каким-либо другим путем. Нарушение запретов и ограничений, якобы, вызывало засуху или градобитие. В период соблюдения покоя земли в дневное время запрещалось свистеть или играть на музыкальных инструментах, так как считалось, что это может вызвать сильные ветры, бури и привести к осыпанию урожая. Но в вечернее время эти запреты снимались, молодежь до утра водила хороводы.В эти дни девушки вышивали непременно на белом холсте, старики вспоминали добрые старые времена, рассказывали детворе сказки и загадывали загадки.

     Этот  земледельческий праздник сейчас соответствует  русскому празднику, известному под  названием «Земля-мать именинница» или «Духов день». Обычно его теперь отмечают сразу на следующий день после троицы. В чувашских селения и деревнях стараются соблюсти  старинный обычай - не беспокоить в этот день Землю-матушку, не работать на полях, в садах и огородах. Самого слово «çинçе» как название праздника уже нет в обиходном разговоре, в разных районах день называют по-разному: Çĕр кунĕ, Çĕр уявĕ,Çĕр праçникĕ. И какая-то часть городских жителей тоже в этот день не работает на земле.

     Вообще, чуваши чтили и уважали землю, поэтому праздников, посвященных ей, было множество- это акатуй , утă пăтти(праздник по окончании сенокоса), ана вăй илни( праздник благодарения земле за урожай), праздники жертвоприношения.

     Уважение к земле у чувашей сохраняется и в современной жизни. Недаром Президентом Чувашской Республики Н.В.Федоровым  2009 год объявлен  «Годом земледельца». Он   проводится в целях повышения качества и уровня жизни на селе, сохранения и развития уникальных ценностей традиционного уклада сельской жизни и культуры.

          В чреде весенне-летних праздников особое место занимает  Çимĕк.

     Çимĕк- летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ.  Празднование Çимĕк среди чувашей распространилось сравнительно недавно, видимо, не ранее середины XVIII века. Чувашский Çимĕк начинался спустя семь недель после пасхи, с четверга   перед троицей, завершался  в четверг троицыной недели. Первый день назывался Аслă çимĕк, а последний – Кĕçĕн çимĕк. Накануне Аслă çимĕк женщины и дети ходили в лес, овраги, собирали там лечебные травы и коренья. Обычно приговаривали: « На симек надо собирать семьдесят семь видов разных трав с опушки семи лесов, с вершин семи оврагов» Из леса возвращались с вениками и ветвями различных деревьев. Эти ветки втыкали к окнам, воротам и дверям строений, считая, что они предохраняют от злых духов. Накануне Çимĕк все топили баню, где полагалось приготовить отвар «из семидесяти семи веток». В баню приглашали умерших предков, для чего специально посылали одного парня на кладбище. В бане парились вениками из разных пород дерева, мылись отваром разных видов трав.   Во времена написания поэмы Çимĕк сохранился в том же виде:

Рассвело - и над деревней

Синий дым с утра плывет:

Как велит обычай древний,

В бане парится народ.

Будь  с хмельною головою,

А уж так пошло в  Симек,

Чтобы грязь симек – травою

Всю отпарил человек.

                 Глава III.Свадьба, стр.39.

     На следующий день всем миром совершали поминовение усопших. Заранее варили пиво, в день поминовения пекли блины, пироги и другое съестное. Так же, как на калăм, резали живность - обычно птицу. Когда все было готово, собирали  на стол, совершали домашние поминки. После завершения домашних поминок все шли или ехали на кладбище» провожать покойников». Ехали на тарантасах, украшенных зелеными ветками. Ветки ставили для того, чтобы на них устроились души умерших и не тревожили живых.

     На кладбище совершали моление духам предков, в дар умершим на намогильный столб вешали новое вышитое полотенце, сурбаны и головные платки, на могилу стелили скатерть, расставляли привезенные с собой кушанья и угощали покойников. Приглашали своих родных, соседей, знакомых поминать умерших родственников, угощали их пивом, вином. По древним чувашским представлениям, плакать по умершим было нельзя.. Поэтому на кладбище играла музыка, звучала специальная поминальная мелодия. Обычно пели гостевые песни, так как пришедшие на кладбище находились в гостях у родственников, ушедших в мир иной. Перед уходом домой разбивали посуду с жертвенной пищей, прося усопших не тревожить живых и жить до следующих поминок своей жизнью. После çимĕк  можно было веселиться и водить хороводы.

     В наши дни Çимĕк в разных селениях и деревнях продолжают праздновать и в четверг, и в субботу, и воскресенье. Например, деревнях Новое Янашево(Питтепел),Уразмаметево (Тăрмăш) Яльчикского  района, Криуши, Кинеры(Кĕнер),Можары(Мушар), Шеменеево(Хурамал), Карамышево (Ельчĕк), Марсакассы, Мертень(Хыркасси) Козловского района, Щамал(Çамал), Тузи(Туçи),Нижеры(Нишер) Мариинско-Посадского района,Хоруй(Хуруй) Урмарского района Чувашской республики, Нижние Савруши(Хĕрлĕ Шур), Емелькино (Йĕтем шу), Старые Савруши(Кивĕ Саврăш)Аксубаевского района, Шама Алексеевского района  Татарской республики празднуют в четверг. Есть селения в Канашском районе- Атнаши, в Цивильском районе, деревня Кондрата  в Алексеевском районе Татарии, празднующие воскресенье. В основном день посещения усопших - это суббота. Обычно на çимĕк разъезжаются  все, кто родился и вырос в этой деревне. Также топят баню, стараются париться вениками из разных трав, украшают ветками деревьев наличники окон, ворота, несут эти ветки и на кладбище. Поминовение на кладбищах совершают служители церкви, народ принимает участие в молениях, зажигают свечи на могилах, стелют скатерти и покрывала, накрывают их разными угощениями, угощаются сами и приглашают родственников.

     Читая поэму, нам остается только удивляться тому, что Константин Иванов сумел  обозначить все праздники, которые  отмечались в селе Сильби. После Çимĕк жители села проводили Учук.

     Учук - праздник жертвоприношения или полевое моление, совершаемое народом с целью способствования получения хорошего урожая. Обычно учук ( уй чукĕ)  проводился после çимĕк. Торжественный обряд проводили самые уважаемые старейшины, во время моления присутствовали только взрослые семейные люди. Обязательно приносили жертвенное животное- лошадь или быка. Оно считалось самым ценным.  Для совместной трапезы садились на лужайке. Всегда наедались досыта, а оставшуюся еду брали с собой. После трапезы молодежь поодаль водила хороводы, веселилась, устраивала уяв ( вăйă). Теперь можно было приниматься за работу, скоро начинался сенокос. Автор «Нарспи» тоже отмечает это:

Проводив  Учюк, селяне

Сразу вышли на луга.

Как холмы на поле брани,

Встали  копны и стога.            

        Глава XI. В Сильби, стр.97.

    Из всех праздников жертвоприношения Учук, чÿк в наши  дни наиболее сохранившимся является прошение дождя - çумăр чукĕ. Во многих деревнях Аликовского (Кагаси, Хуразаны, Чувашские Сормы, Мартынкино),  Красночетайского районов во время засухи проводят этот обряд. Обычно всей деревней варят пиво и кашу, затем собираются обязательно около реки. Здесь старые и пожилые проводят моление, а затем угощаются пивом, пробуют кашу. Обязательно играют с водой - брызгают или обливают друг друга.

    Из серии обрядов большое место в поэме занимает описание проведения семейного обряда - свадьбы.

     Свадьба – одно из самых  важных событий  в  жизни  человека.  Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя продолжение - детей, воспитав и научив их всему, чему научили его родители - цепь жизни не должна прерываться.

     Многие исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о продолжении и упрочении своего рода. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода. Это подтверждает и К.В.Иванов  своей поэмой, где автор уделяет свадьбе большое внимание - целую главу строф - описывает свадьбу от начала до конца.

     Полный свадебный обряд включал в себя переговоры, которые вел сват (евчĕ), сватовство- то есть сговор жениха и его отца с родителями невесты о дне свадьбы и приданом, собственно свадьбу как в доме жениха, так и в доме невесты, ввод молодой в круг родственников мужа (çĕнĕ çын кĕртни), посещение новобрачными родителей молодой.

     По традициям у чувашей нельзя было выбирать жену или мужа из родственников. Этот запрет распространялся до седьмого поколения. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.

     Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания(килĕшни), родители юноши посылали сватов(евчĕ).Эти евчĕ были или родственниками, или близкими знакомыми семьи жениха. Через несколько дней в дом невесты приходили родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты ( хĕр çураçни).Привозили сыр, пиво, разную выпечку. Со стороны невесты тоже собирались родственники. В этот день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, сурпаны, рубашки и угощала пивом, в ответ те в опустошенный ковш клали несколько монет.

   Свадьба была большим праздником для обеих деревень. Эти торжества занимали несколько дней, их часто устраивали в неделю Çимĕк.

Вот так славное известье!

Говорит недаром мир:

Коли  зять не хуже тестя

Значит, будет славный  пир. 

             Глава 2.Красная девица, стр.24.

     В доме и невесты, и жениха готовили богатое угощение, лошадей,  свадебную повозку.

В доме мать печет оладьи,

Как всегда, на брань  щедра,

Михидер кибитку ладит

К свадьбе с самого утра.

Жарят, парят, месят тесто,

Дом - вверх дном от суеты,

Жирный  чад родным невесты

Будто маслом мажет рты.

Справят свадебку с размахом…

                                                   Глава III. Вечер перед Симеком, стр. 30, 31.

     Родители невесты и жениха каждый со своей стороны ходили из дома в дом и приглашали родственников и односельчан на свадьбу - то есть совершали подворный обряд. И родители Нарспи начинают свадьбу с вышеназванного обряда:

 Всю родню она обходит,      Открывает всем ведро:

    «Будьте милостивы  к нам уж,

  Мы о чести просим  вас,-

  Выдаем мы дочку  замуж, 

Не  придете в Турикас?»

           Михитер неторопливо

       Ждёт гостей – давно пора!

          А жена разносит пиво

          От двора и до двора.

       Пиво пенится и бродит,

        Кружит голову…Добро!

                                                            Глава III. Вечер перед Симеком, стр. 33.

     К началу свадьбы собирались гости, приносили  угощение. В это время невесту  в клети подруги наряжали в  свадебное одеяние: богато вышитое  платье, тухъю, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки,  нарядный сăхман, сверху, накрывая лицо, накидывали покрывали - пĕркенчĕк.  Во время одевания невеста пела песни-причитания -хĕр йĕрри. Она прощалась с родительским домом,  кланялась родителям, родители благословляли свою дочь.

Информация о работе Традиционные чувашские праздники и их воплощение в современной культуре