Традиционные чувашские праздники и их воплощение в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:21, контрольная работа

Описание работы

Система обычаев и обрядов формировалась на ранних ступенях развития человеческого общества. В «примитивных» обществах она выполняла функции управления, интеграции и передачи социального опыта и была одной из форм трансляции культуры и социального контроля. По мере усложнения социальной организации общества и с появлением государственного управления система обычаев постепенно утрачивала свое монопольное положение. Однако ее функции продолжают сохранять известное значение и в высокоорганизованных формациях.

Содержание

Введение………………………………………………………………......
Основная часть……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………...……...
Список литературы……………………………………..…..…………….

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 71.77 Кб (Скачать)

     Затем невеста вместе со своими родными, подругами под музыку скрипок, барабанов  и шăпăра с песнями и танцами отправлялась в гости к родственникам.

В свой черед от Турикаса

Свадьба девичья гудит…

     Когда невеста возвращалась домой, в родительском доме ее благословляли, отец с матерью  говорили  напутственные слова:

«Пусть  господь тебе поможет

Мужу  честной быть женой,

Пусть весь век твой будет  прожит

С ним под кровлею  одной.

Будь  ты с ним кротка, покорна,

Дом блюди, детей носи.

Знай работай, от зазорной

Лени - бог нас упаси!..»  

                   Глава III. Вечер перед Симеком, стр. 33,37

     В день свадьбы  в доме жениха тоже собирались его родственники и друзья, которые составляли свадебный поезд. Жениха  наряжали, обязательными атрибутами были серебряное ожерелье, сложенный по диагонали свадебный платок, в руке -  плетеная нагайка. Жених объезжал всю деревню вместе с музыкантами и друзьями. По возвращении домой, родители жениха благословляли сына, и свадебный поезд отправлялся в дом невесты:

    Лихо выскакал из леса

Зять- богатый Тохтаман.

Шапка желтая с монетой!

        А онучи! А кафтан!

Впрямь  по-барски разодетый 

Едет  к тестю Тохтаман. 

Шумно, с песнями идет.

Вон и  сватова усадьба,

Сват  выходит из ворот. 

              У околицы ребята  

        Жениховский поезд ждут.

     Чуть успели кликнуть свата,-

    Глядь - жених уж тут как тут.

         Там, где легкою завесой

      Пыль нависла, как туман,

                                                                                   Глава XII.Две свадьбы,стр.61

     И на небе сытно вам.

    Ну а вы невесте нашей

     Посулите долгих дней,

Да  чтоб дом был полной чашей,

Да  чтоб радость зналась  в ней».

   Помянули предков честью…

       По заветам старины,

     И отправились к невесте,

Для начала - чуть хмельны. 

     Родственники невесты к приходу свадебного кортежа жениха отправлялись в дом невесты нарядные. Перед этим они  дома проводили моление. Вот как описывает этот момент автор «Нарспи»:

  «Прежде мертвых предков купно 

            И раздельно помянув,

     Хлеб посыплем солью крупной,

        Как водилось в старину:

        Не пуста была б могила,

        Хлеб да соль стояли там,

    Чтоб посмертно, предки было, 

                                                                        Глава III. Вечер перед Симеком, стр.36 

      По старинному обряду

     Помянули мертвых тут.

        И выходят за ограду,

     И отъезда свадьбы ждут.

     Родственники встречали гостей со стороны жениха. Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Вперед выступал мăн кĕрÿ ( посаженый отец) и произносил длинную свадебную песню-речь. После такого приветствия гостей приглашали в дом. Начиналось свадебное веселье: люди угощались, пели и плясали. В это время пока невеста сидела со своими подругами в амбаре или в другом доме какого-нибудь родственника. Там тоже шло веселье. Затем, к утру, ее приводили в дом и благословляли. Невесту выводили во двор и сажали верхом на лошадь, которую вел хăйматлăх (свидетель) за повод, сделанный из полотенца. За ней следовал весь свадебный поезд жениха и повозки с приданым невесты.Почти вся деревня провожала невесту за околицу. Около кладбища обязательно останавливались для того, чтобы помянуть усопших. То же мы видим и в поэме:

       На дороге у погоста 

    Поезд тесть остановил,

    Человек, наверно, со сто

   Сбилось в кучу средь могил.

                                             

                                                                                                Глава XII.Две свадьбы, стр.66

     При выезде их деревни жених три раза ударял плетью свою невесту, изгоняя  злых духов, которые могли прийти в деревню. Теперь свадьба начиналась в доме жениха.

Нагулялся у невесты

С хужалгинскими жених,

А сегодня- честь и место

Свадьбе девичьей у них.

     Невесту жених вносил на руках, чтобы пока на земле не оставалось следа от чужого для этого рода человека. После выполнения ряда обрядов и  принятия «общей еды» -салмы невеста становилась родственником жениху и его родне. 

    Чуть попозже приезжали к жениху  родственники невесты, в доме  жениха снова продолжалось веселье.

Скачут  кони, рассыпая

Звон  веселый на бегу,

Свадьба девичья большая

С шумом едет в Хужалгу.

    Первую брачную ночь молодые  проводили в клети, амбаре или  в другом нежило помещении.

Как приедут, на ночь нужно

Молодых в амбар свести,

Чтобы там женою мужней

Стать невесте взаперти.

                                                          Глава VIII. В Хужалге, стр.71.

     Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой - шыв çулĕ. К роднику ее сопровождали родственники мужа. Требовалось, чтобы дух воды не настлал порчу на молодую. В воду бросали монетки, произносили необходимые слова. На принесенной воде она варила блюдо для угощения во второй день.

  Современная свадьба  у чувашей проходит  с включением в той или иной мере традиционных элементов. В чувашских селениях развернутый традиционный обряд занимает значительное место, поэтому свадьба занимает несколько дней.

     Основные элементы свадебного обряда сохранились  в наши дни и в городе. По-прежнему остаются: сватовство, устройство свадебного поезда, одаривание подарками невестой родственников жениха, благословение родителей, прятанье невесты, встреча молодых родителями жениха (встречают с хлебом с солью, невесту жених или несёт на руках или ведёт в дом по специально выстеленному ковру); танец жениха и невесты, сопровождающийся обсыпанием монет, зерна, показ молодухе колодца на второй день свадьбы. А в чувашских селениях невесту переодевают в чувашский женский костюм.

    Обряды гадания у чувашей были широко распространены так же, как и у многих народов-язычников. Многие стремились предугадать будущее, узнать, что ожидает их в дальнейшем. И способов гадания было великое множество. Например, чтобы узнать суженого, девушки в праздник Сурхури ровно в полночь отправлялись в баню, ставили перед собой зеркальце, зажигали свечку, укрывались покрывалом и вглядывались в зеркало. При этом считалось, что ровно в полночь в зеркале появится личность жениха. Если молодежь в основном гадала на суженого, взрослых же интересовали виды на урожай, судьбы близких. В этот же праздник Сурхури взрослые ходили на гумно к стогам. Вставали спиной к стогу и, изгибаясь назад, зубами вытаскивали из стогов несколько стеблей с колосьями. Бережно приносили эти колосья домой. Дома шелушили и считали зерна, приговаривая: «Амбар..Мешок..Сусек..Пусто». Если последнее зернышко приходилось к слову «амбар», радовались, что год будет урожайным. Много было в чувашских деревнях  знахарей, гадалок, юмçă- людей, которые определенно занимались этим ремеслом. За работу они брали монетами, вещами. Чтобы узнать, что же уготовила судьба сыну, мать Сетнера тоже отправляется к знахарю. Как и полагается, она принесла старику-знахарю вознаграждение за работу: рубаху и пару шерстяных чулок. С трудом старик согласился рассказать все о парне молодом: 

      Поглядел подслеповато

        На монету на столе.

      И, уставясь на старуху,

      Распрямившись кое-как,

  С расстановкой, тихо, глухо

Начал он примерно так… 

        В шубу теплую одетый,

      Шапку он под мышку взял,

      Положил на стол монету,

       На чесалку молча встал;

  Бородой, как шерсть косматой

      Тяжело склоняясь к земле,

                                                                                      ГлаваV.У знахаря, стр.50.

  Стул, скачи, чтоб в черной яме

         Тохтаман навек уснул.

    На укрытый черным чадом

         Тридцати одной горе,

       Суп, кипи змеиным ядом,

      Чтобы муж в аду горел!» 

Распространено  было колдовство с целью порчи  или  наоборот излечивания от болезней, приворота. Гадалки и знахари  могли заниматься и этой деятельностью. Для наведывания порчи надо было приговаривать определенные слова. Замученная жизнью с нелюбимым человеком, Нарспи решается отравить Тăхтамана. Добыв наркăмăш, она готовит ему суп-отраву, приговаривая словами: 

        «Из-за моря – океана

         Едет бабка Шабадан*

    Суп варить для Тохтамана

      Чтобы сгинул Тохтаман.

         За горами, за морями

      Стоя скачет медный стул. 

                                                                                      Глава X.Преступление Нарспи,стр.91 

        В наше время гадание, знахарство, снятие порчи тоже распространены  широко. Будучи хорошими психологами,  эти так называемые «исцелители»  достаточно активно работают  над получением прибыли от  данного  ремесла. И газеты  пестрят разными объявлениями, и  на экранах телевидения бегущей  сорокой зазывают к себе посетителей  за излечением, приворотами. Конечно  же, многие попадаются на удочку  этих знахарей и исцелителей,  надеясь на хорошие результаты.

        Проведение обрядов было обязательным для каждого жителя деревни. Нарушителям сельских обрядов не будет житья. Все верили в силу обряда, думали, таким образом обеспечат себе достойную жизнь без бед и несчастий. Игнорирование традиций, по представлению чувашей, навлекало беду на сельское общество, могло вызвать засуху, холода или градобитие.

Информация о работе Традиционные чувашские праздники и их воплощение в современной культуре