Воспитание нового человека, Возрождение, служение социально-корпоративным интересам, идеал гражданственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:54, реферат

Описание работы

ВОЗРОЖДЕНИЕ (реннесанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Вместе с тем культура Возрождения – это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….2 стр.
2.Эпоха возрождения; воспитание «нового человека»……………2 стр.
3.Семья в эпоху Возрождения……………………………………….10 стр.
4.Костюм в эпоху Возрождения…………………………………......14 стр.
5.Жилье в эпоху Возрождения……………………………………….17 стр.
6.Стол в эпоху Возрождения…………………………………………19 стр.
7.Гражданственность………………………………………………....23 стр.
8.Литература………………………………………………………….35 стр.

Работа содержит 1 файл

Воспитание нового человека.docx

— 62.53 Кб (Скачать)

     В общественно-педагогической мысли  России к середине XVIII в. сложились  в основном два подхода к пониманию  сущности, цели гражданского воспитания:

     — утилитарно-охранительный, утверждавший идею безусловного подчинения гражданина правящему режиму;

     — общественно-патриотический, развивавший  идеи государственности, патриотизма, возводящие служение Отечеству в  ранг общественного и нравственного  долга.

     Общим идеологическим основанием указанных  направлений служила система  христианских религиозно-нравственных ценностей. Однако в подходе к их выбору обнаруживается существенное различие: если названное первым направление искало в религии точку опоры в идеалах растворения личности, безропотного послушания, отказа от личных интересов, то представители общественно-демократического направления, опираясь на идеалы добра, справедливости, находили в религии источник духовного развития человека и утверждали идею служения христианским истинам в качестве главного критерия подлинности человеческой жизни.

     Одним из ярких примеров выражения утилитарно-охранительной  концепции гражданского воспитания является многократно изданная книга  «О должностях человека и гражданина» — первое в России руководство по граждановедению. По оценке замечательного русского педагога П. Ф. Каптерева, книга эта — пример педагогико-этического апофеоза современной ей правительственной власти, оправдания ее как разумного и справедливого механизма в государственном устройстве, догмат о безусловном повиновении ей. Во времена Екатерины II, как отмечает П. Ф. Каптерев, педагогика еще не доросла до понимания и воспитания человека и гражданина, поэтому появились только слова гражданин, человек, должности человека, но соответствующих этим словам понятий еще не было. Вместо них существовало лишь понятие подданный, беспрекословно подчиняющийся власти.

     XVIII столетие определило начало и  сущность исследуемой проблемы  и позволило обозначить цель  воспитания гражданственности на  последующие века. Основной задачей  воспитания, по мнению А. Н.  Радищева, является формирование  человека, обладающего гражданским  сознанием, высокими нравственными  качествами, любящего больше всего  свое Отечество. Он связывал  цели воспитания с общественно-политическим  строем страны и указывал, что  в обществе, основанном на неравенстве,  мораль и закон часто противоречат  друг другу. «И от того трудно  становится исполнение должности  человека и гражданина, ибо нередко  они находятся в совершенной противоположности» . Идеи А. Н. Радищева получили дальнейшее развитие в педагогических взглядах русских демократов XIX в. Они исходили из того, что действительный уровень гражданской зрелости человека выражается не в его умозрительных представлениях о добре и зле, подлинная гражданственность проявляется лишь в практических делах, в отношении человека к исполнению своих гражданских обязанностей и гражданскому долгу.

     Важнейшим итогом развития социально-педагогической мысли XVIII в. явился отчетливо сформировавшийся идеал гражданина. Прежде всего это  свободная личность, обладающая такими качествами, как мужество, бодрость духа, способность к преодолению  жизненных трудностей, готовность к  вооруженной защите Родины и личного  достоинства, чести. Личность эта имеет  общественную природу и предана общественному долгу, национальным и семейным традициям. Формирование ее идет на основе нравственного и физического воспитания. Стержневым качеством личности гражданина является патриотизм.

     К началу XIX в. в российском общественном сознании уже сложились достаточно отчетливые представления о сущности гражданского общества. Первыми, кто  попытался сплоченно, организованно  утвердить в государстве гражданские  права человека, были декабристы. В  своих высказываниях они определяли цель воспитания как воспитание «сына  Отечества», гражданина-патриота, для  которого знания — средство активно  приносить пользу своей Родине. Гражданское  воспитание необходимо человеку. Отсутствие такого воспитания опасно для страны, так как ведет общество к разобщению и безнравственности. Гражданское  воспитание имеет в основе своей  патриотизм, любовь к Отечеству. Патриотизм — источник могущества каждого народа, «любовь к Отечеству, гордость народная»  должны с детства заполнять сердца человеческие.

     В общественном движении второй половины XIX в., помимо консервативных и умеренно либеральных кругов, появляется новая, радикально настроенная сила — революционеры-демократы. По их мнению, школа должна сформировать человека, обеспокоенного общественными  делами, готового к насильственным действиям, т. е. ориентированного на улучшение  жизни путем ее разрушения во имя  идей всеобщего социального равенства (В. Г. Белинский, А. Н. Герцен, Н. Г. Чернышевский).

     Для понимания особенностей развития идеи гражданского воспитания в концепциях педагогов-гуманистов, стоявших на позициях либерализма, важно учесть мысль  В. Г. Белинского, послужившую исходным принципом для них: вначале необходимо воспитать человека и лишь потом  — гражданина. Нравственные основы человеческой личности, утверждал Белинский, закладываются в семье, а задача учебных заведений — сделать  их гражданами, членами государства  на всех ступенях. Выражая позицию  многих представителей отечественной педагогической мысли, В. Г. Белинский отмечал, что «доброе воспитание, источник его счастья… он есть подпора всех политических обществ, источник народного благосостояния». Цель воспитания, по В. Г. Белинскому, — создать гуманного, человечного человека, гражданина Отечества.

     Нравственное  воспитание, основанное на чувстве  народности, являющемся единственным источником исторической жизни государства, позволяет человеку, по замечанию  К. Д. Ушинского, стать членом общества, так как включает и воспитание гражданского долга, чувства патриотизма. Воспитание на основе народности должно вести будущих граждан не к  национальной ограниченности, а к  воспитанию общечеловеческих ценностей. Под непосредственным влиянием революционно-демократических  идей развивались взгляды К. Д. Ушинского на воспитание гражданина.

     Подводя итог анализу особенностей развития идеи гражданского воспитания в России, отметим следующее. Передовая педагогическая мысль, в отличие от преобладавшего в практике догматического традиционализма, сумела найти верные ориентиры для  определения соотношения гражданского и нравственного:

     — путь к идеалу гражданственности  лежит через усвоение общечеловеческих и национальных ценностей;

     — человек образованный и нравственно  воспитанный — это человек, способный  и на проявление гражданских доблестей, так как главным предметом  человеческого существа является его  нравственное поведение (К. Н. Вентцель).

     В начале ХХ в. педагогическая наука акцентировала  внимание общества, образования на идее, что истинный патриотизм предполагает любовь не только к славным, но и  печальным моментам жизни своего Отечества, а любовь к Родине как деятельностное начало выражается в высокой жизненной активности, направленной на благо и славу Отечества. Особенно важная роль в гражданском воспитании, развитии национального самосознания и национальной гордости принадлежит истории, родному языку и словесности, географии, законоведению.

     В ряде докладов и статей задачу воспитания граждан выдвигает С. Т. Шацкий. С  детства каждый ребенок, по его мысли, не только должен готовиться в будущем  стать гражданином, но уже чувствовать  себя гражданином страны сегодня, включаться в разнообразную деятельность на благо Родины: «Ребенок должен проникнуться сознанием того, что он не только ученик, но и маленький гражданин».

     В 1920-е гг. в стране имелись достаточные  условия для формирования гражданского общества и эффективного развития гражданского сознания новых поколений, перед  которыми общество ставило грандиозные  задачи по переустройству жизни не только в России, но и во всем мире. Педагогическая наука этого периода  внесла значительный вклад в постановку и разработку новых подходов, методов  и средств гражданского воспитания.

     Пробуждению гражданского, национального самосознания, духовному раскрепощению человека способствовала Великая Отечественная  война 1941–1945 гг., которая вызвала прилив патриотических сил.

     Одним из наиболее ярких примеров пробуждения  гражданской совести, выражения  потребности общества в демократизации образования в педагогической теории и практике 60–70-х гг. XX в. стало  творчество В. А. Сухомлинского, через  которое проходит идея гражданского воспитания личности, построенного на прочных нравственных основах. Он сумел  посредством тончайшего инструментария философско-этического анализа проникнуть до самых глубин педагогических явлений. Результатом такой интеграции явилось  формирование личности, обладающей нравственным достоинством, патриотическим сознанием, практическая разработка содержания, форм и средств воспитания такой личности.

     Гуманистические идеи В. А. Сухомлинского нашли творческое развитие в педагогической деятельности его последователей — Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, А. А. Дубровского, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова, которые убеждены, что основным звеном гражданского воспитания является воспитание нравственное, а важнейшей особенностью гражданственности — ее гуманистическая сущность.

     Гражданская деятельность «шестидесятников», научно-практический опыт В. А. Сухомлинского и его  последователей явились теми факторами, которые наряду с другими способствовали пробуждению гражданского сознания в передовой части общества, подготовили  почву для последующего поиска новых  основ гражданского воспитания и  образования.

     В конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. было начато коллективное исследование «Воспитание гражданина» с участием ученых нескольких научно-исследовательских  институтов под руководством Г. Н. Филонова. В педагогике 80-х гг. накоплен богатый  опыт воспитания гражданина, теоретическое  обоснование которого дано с позиций  классового подхода к нравственному  воспитанию.

     Отдельные теоретико-методологические аспекты  воспитания гражданственности анализируются  в работах философов Л. П. Буевой, Г. Е. Глезермана, И. С. Кона, Г. Л. Смирнова, Г. Н. Филонова; педагогов Н. И. Болдырева, Н. К. Гончарова, Ф. Ф. Королева, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзона и др. В исследованиях этих авторов рассматриваются проблемы цели, содержания, методов и форм воспитания, единства и взаимообусловленности основных факторов социального формирования личности, анализируется воспитание как общественное явление, его социальные функции, связь с другими социальными явлениями, место и роль в системе общественных отношений.

     Гражданское воспитание должно быть в первую очередь  нацелено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей стать  полноценным участником общественной жизни. Система гражданского воспитания должна решать триединую задачу образования, воспитания и развития личности, способствуя  тем самым ее социализации.

     Таким образом, в настоящее время поиск  подходов к пониманию сущности гражданского воспитания, принципов его организации, отбора и структурирования содержания совпал с серьезными изменениями  в социокультурной обстановке, с  новым этапом реформы образования, характеризующимся усилением процессов  гуманизации и демократизации. Возрастает и количество работ, в которых  гражданское воспитание заявлено как  самостоятельная проблема. В педагогике накоплен богатый опыт воспитания гражданина, теоретическое обоснование которого дано с позиций классового подхода  к нравственному воспитанию. Однако такой подход к гражданскому воспитанию обусловил разрыв социально-педагогических воспитательных целей и реальных процессов, объективно воздействующих на формирование личностно-значимых воспитательных идеалов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.Литература. 

  1. Альберти  Леон Баттиста. О семье// Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители  и педагоги эпохи Возрождения  о формировании личности (XIV-XVII вв.). - М.: И Демков М. И. История русской педагогики : в 3 ч. 2-е изд., испр. М., 1910. Ч. 2.

2. Дьюи  Д., Дьюи Э. Школы будущего. 2-е  изд. Берлин, 1922. зд-во УРАО, 1999. - С. 140-179.

3.Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. -М.: Наука, 1989.-272с.

4.Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени.— М.: Наука,1993.-532с.

5.Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. - Смоленск: Русич, 2002.-448с.

6. Веджо М. О воспитании детей и об их достойных нравах// Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.). - М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 199-214.

7.Лосев А.Ф. Эстетика возрождения.— М, 1997.-304с.

Информация о работе Воспитание нового человека, Возрождение, служение социально-корпоративным интересам, идеал гражданственности