Электронная форма декларирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров – одни из целей, которые ставятся Президентом, Правительством Российской Федерации перед бизнес сообществом и государственным аппаратом. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» – один из инструментов, применение которого позволит сделать работу госучреждений и предприятий эффективней.

Содержание

Введение 2
Глава I Средства электронного декларирования 5
1.1 Правовая основа и техническая готовность таможенных органов Российской Федерации к применению электронного декларирования 5
1.2 Анализ международного опыта электронного декларирования 10
Глава II Внедрение электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации 14
2.1 Особенности и проблемы внедрения электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации 14
2.2 Технология совместного использования электронного декларирования и системы управления риалами 17
2.3 Схема работы по управлению рисками на приграничных пунктах пропуска 20
2.4 Требования ФТС 27
Глава III Перспективы электронных таможенных технологий 29
3.1 Предварительное информирование 29
3.2 Развитие Internet технологий в таможенном сервисе 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Внедрение и применение электронной формы декларирования товаров.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

      Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров – одни из целей, которые ставятся Президентом, Правительством Российской Федерации перед бизнес сообществом и государственным аппаратом. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» – один из инструментов, применение которого позволит сделать работу госучреждений и предприятий эффективней.

      В настоящее время в Российской Федерации проводится массовое внедрение  информационно-комуникационных технологий в деятельность государственных и муниципальных органов власти. Информатизация позволяет повысить прозрачность деятельности государственного аппарата, снизить бремя государственного регулирования для граждан, сократить нагрузку на бюджет. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении – мера, служащая исключительно цели повышения качества предоставления государственных услуг. 

      В рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» Федеральной таможенной службой, в свою очередь, ведётся активная работа по внедрению и расширению практики применения электронного декларирования товаров и транспортных средств, в том числе с использованием сетей «Интернет», основной задачей которого является применение безбумажной технологии таможенного оформления и таможенного контроля в целях максимального сокращения времени прохождения таможенных процедур. Система электронного декларирования позволяет существенно упростить процедуру декларирования как таможенным органам, так и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД).  

      Среди множества средств коммуникации в современном мире можно выделить три наиболее распространенных способа  общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга: почта, телефон, мобильная связь. Проведём аналогию между видами декларирования товаров и общепринятыми способами коммуникации. Применительно к процессу таможенного оформления товаров, это может выглядеть следующим образом: «почта» – «традиционный» способ подачи грузовой таможенной декларации (ГТД) в бумажном виде, «телефон» - электронное декларирование посредством КПС «Электронное декларирование товаров и транспортных средств» (ЭД-1), «сотовая связь» - электронное декларирование с использованием сети «Интернет» (ЭД-2). Общеизвестно, что доля сотовой связи, среди всех возможных средств общения на расстоянии, является наибольшей. Соответственно, можно обоснованно предположить, что электронное декларирование товаров с использованием сети «Интернет» (доля которого неуклонно растёт), благодаря своему удобству, в ближайшем будущем займёт лидирующее положение среди иных видов декларирования.      

      Теоретические, методологические и практические проблемы нашли отражение в определениях, принципах и подходах, сформулированных в трудах отечественных и зарубежных ученых, среди которых следует выделить А.А. Аненков, Дж. Грицук, Д. Кананеров, Т. Фокс, Р. Васильев, Г. Караян, JI.C. Солнышкин.

      Цель  курсовой работы заключается в исследование внедрения и применения электронных форм декларирования товаров.

      Поставленная  цель находит свою конкретизацию  в решении ряда взаимосвязанных  задач:

      - выявить теоретико-методологическое содержание понятия «электронного декларирования»,его применение;

      - оценить перспективы внедрения internet технологий в таможенном сервисе.

      Объектом  исследования выступает электронная форма декларирования товара.

      Предметом является таможенный сервис.

      Данная  курсовая работа, состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I Средства электронного декларирования 

      1.1 Правовая основа и техническая готовность таможенных органов Российской Федерации к применению электронного декларирования 

      Электронное декларирование - это процесс, который  предусматривает предоставление таможенному брокеру, а затем, от него таможенному инспектору, совокупности всех сведений о товарах и транспортных средствах, подлежащих таможенному оформлению, в формализованном виде1. В идеале, эта информация должна поступать из-за рубежа, от поставщика товара. На основании этих данных, содержащихся более чем в одиннадцати документах, таможенный брокер может заранее, до прихода транспортного средства на таможенный терминал, подготовить электронную ГТД (ЭГТД). По сути дела - по приходу груза, если загрузка соответствует предварительно высланным документам, и отправитель не производил каких-либо изменений в номенклатуре товаров или их количестве, следовательно, мы имеем уже практически заполненную таможенную декларацию. Далее брокеру только остается внести туда сведения о транспортном средстве и в электронном же виде переслать на автоматизированное рабочее место таможенного инспектора. Сотрудник таможни проверяет сведения, заявленные в ЭГТД, и принимает решение о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Надо отметить, что в этом процессе используются документы, их электронный вид, которые носят как долгосрочный характер, например - контракты, так и документы только на данную поставку- инвойс, упаковочный лист, сертификаты и т.д. Это во много раз ускоряет подготовку ЭГТД. Кроме того, уйдя от бумажных носителей информации, мы ускоряем процесс таможенного оформления груза еще и за счет того, что теперь инспектору таможни нет необходимости перелистывать и изучать «гору» документов, входящих в комплект ГТД, при этом сверка данных, заявленных в ЭГТД, происходит в автоматизированном режиме. Процедура закрытия доставки груза происходит обычным образом2.

      Здесь требуется ввести такое понятие  как электронно-цифровая подпись (ЭЦП). В данном случае каждый брокер, который осуществляет электронное декларирование, имеет ЭЦП. Так же любой крупный грузополучатель имеет право получить ЭЦП, и декларировать товары от своего имени, не пользуясь услугами таможенного брокера, что сокращает его накладные расходы. Цифровая подпись придает ЭГТД статус юридического документа. Одновременно, инспектор таможни, который осуществляет таможенное оформление ЭГТД, так же имеет ЭЦП, которая аналогична личной номерной печати применяемой на бумажных носителях.

      ЭЦП - это своеобразный электронный ключ доступа в то или иное место единой интегрированной сети. Если вкратце обрисовать процесс прохождения ЭГТД, то это выглядит так: у нас есть сервер брокера, есть удостоверяющий центр, который находится в ЦТУ, в региональных таможенных управлениях также находятся удостоверяющие центры. Обращение к удостоверяющим центрам происходит непосредственно с сервера таможенного брокера и таможенного поста. От брокера информация в электронном виде, подписанная ЭЦП брокера, попадает в удостоверяющий центр. Там проверяется подлинность ЭЦП брокера, который несет всю полноту ответственности за сведения, заявленные в ЭГТД и, если ЭЦП брокера подтверждается удостоверяющим центром, то ЭГТД пересылается на рабочее место таможенного инспектора. Инспектор проверяет поступившие сведения и принимает решение о возможности выпуска товаров. В случае возникновения каких-либо вопросов или неточностей в ЭГТД, инспектор может переслать эту ЭГТД, в обратной последовательности таможенному брокеру на доработку. Одним словом, взаимообмен информации осуществляется только через удостоверяющий центр. Так же существуют и другие средства защиты-аппаратные и программные.

      Всемирная таможенная организация считает  показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) создал правовую базу, позволяющую использовать новые формы таможенного оформления и контроля для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования и практике управления рисками. Данные технологии направлены на обеспечение качественно нового уровня управления таможенной деятельностью, на максимальный перевод таможенной службы на электронные формы взаимодействия с участниками торговли.

      Возможность декларирования электронным способом оговаривает ст. 124 ТК РФ, а также ст. 425, определяющая возможность представления документов на расстоянии с использованием телекоммуникационных систем.

      В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано понятие документированной информации – «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» и информационных ресурсов – «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах». Также в данном законе в ст. 12 определен порядок отношения между пользователем и владельцем информационных ресурсов при предоставлении информационных ресурсов. «Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению». Положения закона не определяют порядок подачи электронных документов и меры ответственности. Но, как видно из ст. 12, эти пункты необходимо оговорить в заключаемых соглашениях по информационному обмену. Создание нормативно-правового обеспечения является наиболее важной частью создания системы и организации обменом электронными документами.

      Внедрение электронной формы декларирования – неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия», рассчитанной на 2002-2010 гг. Ее реализация позволит создать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне и предусмотреть реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, а также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи (ЭЦП).

      Электронные документы в системах электронного документооборота могут подтверждаться ЭЦП в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». В этом случае, юридическая сила ЭЦП признается только при наличии лицензионных программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию цифровой подписи3.

      Основу  внедрения новых информационных технологий составляет ЕАИС ФТС России, охватывающая на сегодняшний день все таможни и 92 % таможенных постов. Однако, изменение задач таможенной службы, перевод ее работы на электронное декларирование требует проведения существенной модернизации всех составляющих ЕАИС.

      Программное обеспечение современной системы  электронного декларирования товаров  разработано в Санкт-Петербургском ОАО «Научно-инженерный центр электротехнического университета» (НИЦ ЭТУ) творческим коллективом около 30 сотрудников отдела корпоративных информационных систем НИЦ ЭТУ.

      В регионе деятельности Северо-Западного  таможенного управления непосредственное активное участие в программе  развития и внедрении системы  предварительного информирования и  электронного декларирования принимает  Региональная ассоциация таможенных брокеров (РАТБ) «Северо-Запад».

      В соответствии с распоряжением руководителя ФТС России от 19.05.2005 № 213-р при  осуществлении таможенных процедур обработки предварительной информации о товарах и транспортных средствах  для проведения опытных работ разработан Меморандум по взаимодействию Северо-западного таможенного управления и РАТБ «Северо Запад» при предоставлении предварительной информации, на основании которого РАТБ определяет участников эксперимента по внедрению системы электронного декларирования и их последующего подключению к брокерскому порталу ООО «Таможенный логистический центр». Разработана и утверждена схема и технические условия информационного взаимодействия членов РАТБ «Северо-Запад» с ЕАИС ФТС России при представлении предварительной информации через ООО «Таможенный логистический центр»4.

      В соответствии с приказом ГТК России от 27.05.2004 № 619 «О проведении организационно-технических мероприятий по внедрению электронной формы декларирования» определен порядок включения в перечень таможенных органов, отвечающих установленным ФТС России техническим требованиям, для осуществления оформления в электронной форме задекларированного товара. В Северо-Западном таможенном управлении на 15.01.2006 достаточную техническую оснащенность имеют 16 таможенных органов. Для сравнения, на 01.10.2005 их было только пять5.

      В целом на всей территории Российской Федерации в процессе развития системы  электронного декларирования планируется  в 2006 г. довести число оснащенных ею таможенных постов до 130, а в 2009 – до 500 постов.

      Кроме того, заранее должен быть определен  круг участников ВЭД, которым требуется  получение сертификата ключей ЭЦП, обеспеченных информационными системами  и технологиями и средствами для  электронного декларирования. 

      1.2 Анализ международного опыта электронного декларирования 

      Как показывает опыт зарубежных стран, именно переход к электронному декларированию является единственно верным направлением совершенствования процедуры таможенного  декларирования товаров, когда подача, прием и обработка данных осуществляются в электронной форме. В международной таможенной практике электронная форма таможенного декларирования товаров используется с начала восьмидесятых годов двадцатого столетия (США, Япония). При полной автоматизации процедуры производства таможенного оформления, течение сроков измеряется уже не в днях, а в часах и минутах.

Информация о работе Электронная форма декларирования