Механизм формирования таможенного тарифа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Наиболее распространенные средства как таможенные тарифы служат, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.
Цель данной работы - рассмотрение механизма и практики формирования и применения таможенных тарифов в РФ.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА……………………....5
1.1. Понятие и признаки таможенного тарифа………………………..…5
1.2. Элементы таможенного тарифа…………………………………...…6
1.3. Функции таможенных тарифов………………………………………9
2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА……….14
2.1. Классификация таможенного тарифа……………………………..14
2.2. Система механизмов таможенно- тарифного регулирования ВЭД………………………………………………………………………….18
3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА………….…21
3.1. Изменение таможенного тарифа при создании Таможенного союза………………………………………………………………...21
3.2. Изменение таможенного тарифа при создании единого таможенного пространства……………………………………..….23
3.3. Сравнительный анализ таможенного тарифа РФ с таможенным тарифом ТС…………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....31
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на печать.docx

— 61.42 Кб (Скачать)
    1. Функции таможенных тарифов

    Многие  экономисты отмечают, что импортный  таможенный тариф обычно выполняет  следующие основные функции:

    1)формирует  оптимальную товарную структуру  импорта путем различных по высоте ставок пошлин на ввоз различных товаров;

    2)защищает отдельные национальные отрасли экономики, которым может быть нанесен существенный ущерб иностранной  конкуренцией;

    3)оказывает  воздействие на хозяйственные  результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;

    4)позволяет  осуществлять активную внешнеторговую  политику, вести переговоры об улучшении доступа национальных  товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;

    5)содействует оптимальному соотношению экспорта и импорта страны , следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений, формированию  оптимального торгового баланса; 

    6)служит  источником пополнения доходной части государственного бюджета.

    Возможность выполнять эти функции, всегда заложена в законодательную базу таможенно-тарифного  регулирования, в организацию и товарную структуру самого таможенного тарифа, в размер его ставок и механизм их формирования, в функции и организацию деятельности таможенной службы. Надо  отметить, что свою роль таможенный тариф в большинстве государств выполняет в тесной взаимосвязи  с налоговой системой страны, которая  обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли.

    Таможенный  тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных  поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Это особенно важно, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий настолько, что грозит им банкротством и потерей в стране рабочих мест. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке существуют поставщики товаров, более конкурентоспособные, чем отечественные производители, в силу ряда причин.

    Даже  в самых индустриально развитых странах есть отрасли и предприятия, нуждающиеся в защите от чрезмерной иностранной конкуренции. Представители бизнеса в конечном счете добиваются от правительства установления высоких импортных пошлин, когда это отвечает и общенациональным интересам (прежде всего, когда речь идет о трудоемких и перспективных для расширения производствах). Чтобы совместить национальную экономику с мировым хозяйством посредством обмена и уровнять внутренние и мировые цены, необходимо разумно дозировать поступление иностранных товаров на внутренний рынок, особенно готовых изделий.

    Взимаемые пошлины таможенного тарифа служат одним из источников поступлений  финансовых средств в государственный  бюджет. Мировой опыт свидетельствует, однако, о том, что по мере экономического развития страны роль импортных пошлин в качестве источника пополнения государственных доходов снижается. Так, в США импортные пошлины в конце XIX в. давали около 50% всех поступлений в бюджет, а в настоящее время соответствующая доля пошлин не превышает 1,5%; аналогичное сокращение величины пошлин в доходах бюджета происходило и в большинстве других промышленно развитых стран. Это не исключает сохранения в фискальных целях на отдельные товары в указанных странах высоких пошлин. В развивающихся государствах, даже в экономически сравнительно развитых странах, поступления от импортных таможенных пошлин составляют до 8—15% общей суммы доходной части бюджета. Для России фискальная функция таможенных тарифов также имеет большое  значение. В отдельные годы реформ поступления от взимания импортных пошлин обеспечивали до 30—40% доходной части федерального бюджета. Важно отметить, что в условиях сравнительно узкой базы доходов бюджета и неэффективной системы сбора налогов России импортные пошлины являются одним из наиболее Надежных источников пополнения государственной казны. Импортный тариф- это инструмент сбалансирования  торгового и платежного баланса  страны.

    Не  случайно еще при разработке ГАТТ, в его текст была включена ст. XII «Ограничения в целях обеспечения равновесия платежного баланса». В которой говорится, что в целях обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса государство или ГАТТ может ограничивать количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту.

    В послевоенный период многие страны —  члены ГАТТ сравнительно широко пользовались этим правом. Проблема поддержания  активного платежного баланса имеет  большое значение для России, соответственно весома роль импортного тарифа в качестве инструмента регулирования торговли.

    На  основе взаимности в процессе двусторонних, региональных и многосторонних переговоров  импортный тариф позволяет добиваться снижения пошлин в странах — торговых партнерах. Возможно также использовать тариф как средство противодействия дискриминационным акциям других стран (лишать тарифных преференций или пониженных ставок пошлин, применяемых к странам, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования). С точки, зрения отмеченной торгово-политической функции импортного тарифа высокий уровень пошлин усиливает эффективность таких переговоров, тогда как низкий уровень

ослабляет ее. Импортный тариф дает возможность повышать конкурентоспособность отечественных  производителей и экспертов и тем самым стимулировать их деятельность путем установления беспошлинного или льготного режима в отношении пошлин при ввозе материалов и оборудования для изготовления продукции, предназначенной к вывозу в другие страны.

    Таможенный  тариф во многих странах используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль за прохождением грузов через границу. Даже невысокая ставка пошлины требует от таможенной службы точной идентификации товара, тщательного подсчета его количества и стоимости для оформления документов, необходимых для таможенного оформления и оплаты пошлин и налогов.

    Перечисленные функции таможенный тариф во всех странах, в том числе в России, выполняет с помощью комплекса  средств. Основным среди них является пошлина, делающая импортный товар менее конкурентоспособным и тем самым ограничивающая его ввоз на внутренний рынок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МЕХАНИЗМ  ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА
    1. Классификация таможенных пошлин

    Товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

    Таможенная  пошлина- обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

    Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:

    а) Фискальную, которая относится к  импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной  из статей

    доходной  части государственного бюджета;

    б) Протекционистскую (защитную), относящуюся  к импортным пошлинам, поскольку  с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    в) Балансировочную, которая относится  к экспортным пошлинам, установленным  с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

    По  способу взимания:

    а) адвалорные - начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

    б) специфические - начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого  товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

    в) комбинированные - сочетают оба названных  вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

    По  объекту обложения:

    а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

    б)  экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

    в) транзитные - пошлины, которые накладываются  на товары, перевозимые транзитом  через территорию данной страны. Встречаются  крайне редко и используются преимущественно  как средство торговой войны.

    По  характеру:

    а) сезонные - пошлины, которые применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько  месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

    б) антидемпинговые - пошлины, которые  применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным  производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких  товаров;

    в) компенсационные - пошлины, накладываемые  на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям таких  товаров.

    По  происхождению:

    а) автономные - пошлины, вводимые на основании  односторонних решений органов  государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного  тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются  соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или  экономики) и одобряются правительством;

    6) конвенционные (договорные) - пошлины,  устанавливаемые на базе двустороннего  или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение  о тарифах и торговле, или соглашение  о таможенном союзе;

    в) преференциальные - пошлины, имеющие  более низкие ставки по сравнению  с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся  стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

    По  типам ставок:

    а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены  органами государственной власти и  не могут изменяться в зависимости  от обстоятельств. Подавляющее большинство  стран мира имеет тарифы с постоянными  ставками;

    б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных  органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых  или внутренних цен, уровня государственных  субсидий).

    По  способу вычисления:

    а) номинальные - тарифные ставки, указанные  в таможенном тарифе. Они могут  дать только самое общее представление  об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или  экспорт;

   б) эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные  с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров

   Под таможенной пошлиной понимается платёж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе  данного платежа до настоящего времени  остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина - есть налог, а другие - приравнивают её к сбору.

Информация о работе Механизм формирования таможенного тарифа