Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе анализа действующей нормативно-правовой базы дать характеристику системы правового регулирования процедур обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Дать общую характеристику права на обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
Провести анализ нормативно-правовой базы процедуры обжалования.
Охарактеризовать механизм обжалования действий и решений таможенных органов, в частности:
выявить особенности внесудебного (административного) порядка обжалования.
определить характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение 4
1. Правовые основы обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации 9
1.1. Общая характеристика права на обжалование действий и решений таможенных органов 9
1.2. Анализ нормативно-правовой базы обжалования действий и решений таможенных органов 15
2. Механизм обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.1. Особенности административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.2. Характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 38
3. Актуальные вопросы правового регулирования обжалования действий и решений таможенных органов 50
3.1. Анализ практики рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела 50
3.2. Основные направления совершенствования административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 52
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 73

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, любое лицо вправе обжаловать решение таможенного органа:

  1. Во внесудебном (административном) порядке, подав жалобу в сами таможенные органы (в рамках общего административно-процессуального производства по правилам, предусмотренным ТК РФ, или в рамках производства по делам об административных правонарушениях, по правилам, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП России)).
  2. В судебном порядке, подав жалобу в суд, арбитражный суд (здесь порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб будут определяться законодательством России о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах).

     При этом необходимо помнить, что лицо при  подаче жалобы может руководствоваться  любым из актов, перечислены выше и имеющих в себе указание на право гражданина на обжалование решений органов исполнительной ветви власти  вообще, и таможенных органов в частности.

     Кроме того, необходимо отметить срочный характер права на обжалование. Нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в данной сфере установлен единые срок подачи жалобы.

  1. Если жалоба подается в судебном порядке, то для обращения установлены следующие сроки:
  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

     Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом (ст. 5 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1)7.

  1. Если жалоба подается в административном (внесудебном) порядке, то в соответствии со ст. 48 ТК РФ она подается в течение трех месяцев:
  • со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности (в случае когда предметом жалобы является действие или решение таможенных органов и их должностных лиц);
  • со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ (в случае, когда предметом жалобы является бездействие)8.

     В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.

     Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица (ст. 49 ТК РФ). Но по общему правилу нарушение установленных сроков обжалования является одним из оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу (ст. 52 ТК РФ).

     Таким образом, ряд нормативно-правовых актов, а именно: Конституция РФ, ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ, Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 и ряд других, наделяют граждан правом на обжалование действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Ими определяется круг специальных прав, которыми наделяется заявитель (право предоставлять дополнительные документы и материалы, право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы).

     В ТК РФ 2003 г. конкретизируются правовые положения, касающиеся вопросов порядка подачи, рассмотрения жалобы именно на действия (бездействие), решения таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц. В частности, любое лицо вправе обжаловать решение таможенного органа и его должностного лица: во внесудебном (административном) порядке, подав жалобу в сами таможенные органы (в рамках общего административно-процессуального производства по правилам, предусмотренным ТК РФ, или в рамках производства по делам об административных правонарушениях, по правилам, предусмотренным КоАП РФ); в судебном порядке, подав жалобу в суд, арбитражный суд (здесь порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб будут определяться законодательством России о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах).

1.2. Анализ нормативно-правовой базы обжалования 
действий и решений таможенных органов

 

     При анализе нормативно-правовой базы обжалования  действий и решений таможенных органов  РФ в первую очередь необходимо отметить существование определенных международных стандартов в данной сфере деятельности.

     Генеральное приложение Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Брюссельского Протокола от 26 мая 1999 г. (далее — Киотская конвенция) как раз и содержит международные стандарты в сфере таможенного дела вообще, и в сфере обжалования, в частности.

     Известно, что Россия к Киотской конвенции  не присоединилась, но многие её положения  нашли отражение в правовых актах, регулирующих таможенные правоотношения. Процедура, предусматривающая право на обжалование, описанная Киотской конвенцией, в значительной степени аналогична национальному законодательству Российской Федерации. Однако, существуют и различия, например, в системе апелляции.

     Возвращаясь к национальному законодательству Российской Федерации, отметим, что во главе системы нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, возникающих в связи с обжалованием решений таможенных органов, стоит Конституция РФ. Именно в ней в ст. 33 декларируется право граждан на обращение с жалобами на действия всех без исключения органов исполнительной ветви власти (в том числе и таможенных органов). Согласно данной статье граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

     Часть 1 ст. 1 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами9. Необходимо отметить, что в ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба (ст. 4 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ). В рамках ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливаются общие правила рассмотрения всех обращений, без явного разделения на указанные виды (предложение, заявления, жалоба). Устанавливаются общие права гражданина при рассмотрения обращений (ст. 5 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ), общие требования к письменному обращению (ст. 7 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ), общие сроки рассмотрения письменного обращения (ст. 12 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ)10.

     Как уже отмечалось, специальным нормативным  правовым актом, регулирующим общественные отношения при обжаловании действий органов исполнительной ветви власти (в том числе и таможенных органов) при обращении в судебные органы, является Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1. В нем закреплены право на обращение с жалобой в суд (ст. 1 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1), установлены действия (решения), которые могут быть обжалованы (ст. 2 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1), общий порядок подачи жалобы и её рассмотрения (ст. ст. 6-7 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1), общий срок обращения в суд с жалобой (ст. 5 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1)11.

     Что касается таможенных органов, то общественные отношения, возникающих в связи  с обжалованием конкретно их решений, урегулированы нормами ТК РФ, но не только им. Дело в том, что, предусматривая возможность подачи жалобы не только в сами таможенные органы (пользуясь правилами ст. ст. 45-57 ТК РФ), но и в судебном порядке в суд, арбитражный суд, ТК РФ императивно предписывает руководствоваться нормами гражданско-процессуального законодательства (нормами действующего Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)) и нормами законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах (нормами действующего  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

     Также нельзя забывать о том, что нормы ТК РФ, предусматривающие  порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения таможенных органов, распространяют своё действие не на все решения таможенных органов. За пределами своего правового регулирования нормы ТК РФ оставили те решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых установлен специальный порядок обжалования.

     В частности, обжалование постановления  таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил и принятого по результатам его пересмотра решения осуществляется в соответствии с главой 30 КоАП РФ. Применение мер уголовной ответственности обжалуется согласно порядку, определенному уголовно-процессуальным законодательством. Порядок обжалования решений о привлечении должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности определен Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.11.1998 г. № 1396.

     В практике таможенных органов возникает вопрос, в каком порядке могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, принятые в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил (при возбуждении дела, проведении по нему административного расследования, его рассмотрении и пересмотре вынесенного постановления). С одной стороны, КоАП РФ не предусматривает возможность и специальный порядок обжалования таких решений, действий (бездействия), в связи с чем не имеется препятствий для их обжалования в соответствии с главой 7 ТК РФ. Однако согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из самого КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации. Согласно ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ установление порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесено к ведению Российской Федерации. Таким образом, КоАП РФ является единственным законодательным актом, которым могут быть регламентированы порядок и основания отмены решений, действий (бездействия) при производстве по делу об административном правонарушении. Из этого не следует делать вывод о невозможности обжалования таких решений, поскольку это противоречило бы Конституции РФ. Представляется, что указанные жалобы должны рассматриваться вышестоящим таможенным органом с применением по аналогии правовых норм, регламентирующих наиболее схожие вопросы, но с учетом особенностей, вытекающих из предмета обжалования12.

     Кроме того, в области обжалования решений  таможенных органов действует значительное количество ведомственных нормативно-правовых актов ФТС России, Региональных таможенных управлений (в т.ч. СЗТУ), таможен. Следует отметить специфику, заключающуюся в достаточно динамичном развитии этих ведомственных актов, в том, что зачастую внесение изменений в некоторые их положения происходят не путём исключения, изменения либо дополнения (введения) правовой нормы, правового положения, а путём принятия нового акта и, соответственно, отмены старого.

     Приказом  ФТС России от 10.09.2009 № 1660 был утвержден новый Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции организации приёма граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок13. Ранее в данной сфере действовал Приказ ФТС России от 26.12.2006 № 1370 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в таможенные органы РФ», который определял порядок регистрации и рассмотрения обращений граждан, контроля за их исполнением, организации приема граждан.

     Административный  регламент ФТС России по исполнению государственной функции организации приёма граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденный Приказом ФТС России от 10.09.2009 № 1660, четко определяет и прописывает сроки и последовательность всех действий (административных процедур) Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов по исполнению данной функции.

     Приказ ФТС России от 25.11.2004 № 324 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела» определяет порядок регистрации, формирования в дела и хранения решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб лиц и протестов прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, актов о рассмотрении жалоб в упрощенном порядке, а также порядок ведения и хранения журнала регистрации результатов рассмотрения жалоб и протестов и журнала регистрации актов о рассмотрении жалоб в упрощенном порядке14.

     В целях реализации положений главы 7 ТК РФ, а также повышения эффективности работы с жалобами на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела Приказом ФТС России от 30.07.2009 № 1378 была утверждена Инструкция о порядке взаимодействия правовых подразделений с функциональными подразделениями таможенных органов при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела15. Эта Инструкция устанавливает общий порядок взаимодействия правовых подразделений с функциональными подразделениями таможенных органов, к компетенции которых отнесены вопросы, касающиеся предмета обжаловании, при рассмотрении жалоб и исполнении решений по жалобам, а также формы такого взаимодействия.

Информация о работе Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации