Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе анализа действующей нормативно-правовой базы дать характеристику системы правового регулирования процедур обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Дать общую характеристику права на обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
Провести анализ нормативно-правовой базы процедуры обжалования.
Охарактеризовать механизм обжалования действий и решений таможенных органов, в частности:
выявить особенности внесудебного (административного) порядка обжалования.
определить характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение 4
1. Правовые основы обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации 9
1.1. Общая характеристика права на обжалование действий и решений таможенных органов 9
1.2. Анализ нормативно-правовой базы обжалования действий и решений таможенных органов 15
2. Механизм обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.1. Особенности административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.2. Характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 38
3. Актуальные вопросы правового регулирования обжалования действий и решений таможенных органов 50
3.1. Анализ практики рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела 50
3.2. Основные направления совершенствования административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 52
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 73

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

     На  уровне регионального таможенного управления в целях обеспечения единообразного применения главы 7 ТК РФ и контроля соблюдения таможенными органами региона законности при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела и принятия по ним решений утверждается определенный порядок организации работы таможенных органов региона с жалобами на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела. Примером здесь может служить Приказ СЗТУ от 05.10.2009 № 453 «Об организации работы с жалобами на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела»16.

     И ещё, на федеральном уровне регламентируется, кроме всего прочего, и форма итогового документа всей процедуры рассмотрения таможенными органа жалобы, ими являются решение по жалобе (если она подана в общем порядке в соответствии со ст. 47 ТК РФ) либо акт о рассмотрении жалобы (если заявителем был выбран упрощенный порядок обжалования по правила ст. 57 ТК РФ). Приказ ФТС России от 25.11.2009 № 2133 «Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке» как раз и утверждает формы этих документов17.

     Что касается судебного порядка обжалования  решений таможенных органов таможенными  органами также на региональном уровне (в частности, СЗТУ) была утверждена Инструкция по организации судебной защиты законных интересов таможенных органов региона в судах и по организации судебной работы в таможенном органе (Приказ СЗТУ от 02.07.2007 № 360 «Об утверждении Инструкции по организации судебной защиты законных интересов таможенных органов региона в судах и по организации судебной работы в таможенном органе»), тем самым были урегулированы вопросы представления интересов таможенных органов в суде.

     Также, Приказ ФТС России от 30 декабря 2004 г. № 457 «Об утверждении Положения по организации учета, регистрации, ведения, оформления и хранения судебных дел» определяет и устанавливает требования к порядку учета, регистрации, ведения, оформления и хранения судебных дел с участием таможенных органов.

    В связи с тем, что, как следует  из вышесказанного, в сфере обжалования решений таможенных органов действует значительное количество нормативно-правовых актов, представляется интересным сравнить некоторые их положения. Например, что касается решений, которые могут быть обжалованы: ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ определяет, что к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности18.

     Эти положения перенесены в Главу 7 ТК РФ, а именно ч.1 ст. 45 ТК РФ говорит, что любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

     По  срокам обращений граждан:

  • ст. 5 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает следующие срок: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • ГПК РФ и АПК РФ установлен трёхмесячный срок для обращения граждан и организаций в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) органа государственной власти и его должностных лиц;
  • ст.48 ТК РФ определяет, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

     То  есть, правовая база обжалования действий и решений таможенных органов РФ весьма широка, но в достаточной степени однородна, основана на единых принципах правового регулирования соответствующих процедур обжалования.

     Все проанализированные правовые акты демонстрируют единство положений в регламентации сроков обращений, в определении круга тех решений, которые могут быть обжалованы. Но при этом каждый из них обладает своей спецификой и определенной степенью детализации.

     Кроме того, необходимо заключить, что в  правовой базе обжалования действий и решений таможенных органов велик удельный вес ведомственных правовых актов, принимаемых на федеральном (ФТС России) и на региональном (СЗТУ) уровнях, существует ряд вопросов, по которым ведомственные акты принимаются на уровне таможен и таможенных постов.

     В таком значительном удельном весе ведомственных  правовых актов есть и плюсы (динамичность развития, возможность более оперативного внесения изменений), и минусы (потенциальная возможность появления различных правовых коллизий, правовых пробелов).

 

2. Механизм обжалования  действий и решений  таможенных органов

2.1. Особенности административного порядка обжалования 
действий и решений таможенных органов

 

     Законодательное регулирование права на обжалование  представляет собой реализацию общеправового  принципа законности, одновременно являясь гарантией от возможных ошибок и формой ведомственного контроля в сфере принятия решений таможенными органами и их должностными лицами19.

      Данный  внесудебный (административный) порядок  обжалования регламентируется нормами  ТК РФ (ст. ст. 45-57)20. Объект этого порядка обжалования ограничен решениями, действиями или бездействием таможенных органов (их должностных лиц). Это означает, что рассмотрение требований о возмещении причиненного таможенным органом вреда (деликтные обязательства) выходят за рамки полномочий таможенной службы.

      Значит, если в жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа (должностного лица) содержится одновременно и требование о возмещении ущерба, то следует сразу обращаться в соответствующий суд (суд общей юрисдикции, либо арбитражный суд).

      Напомним, что не могут быть также обжалованы в соответствии с рассматриваемым порядком и постановления таможенных органов по делам об административных правонарушениях, поскольку механизм обжалования таких решений установлен КоАП России.

     Таким образом, производство по жалобам в  таможенных органах является альтернативой гражданскому и арбитражному судопроизводствам по делам, возникающим из данных административных (публичных) правоотношений21.

     Основанием  для обжалования является убеждение  лица, что принятым таможенным органом или его должностным лицом решением альтернативно:

  • нарушены его права, свободы или законные интересы;
  • ему созданы препятствия в их реализации;
  • либо на него неправомерно возложена какая-либо обязанность22.

     ТК РФ предусмотрено несколько процессуальных форм обжалования:

  • общая;
  • упрощенная.

     Установленный ст. 47 ТК РФ порядок обжалования предусматривает  подачу жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы.

     Указанный порядок различается в зависимости  от того, что является предметом обжалования. Так, решение таможенного органа обжалуется в вышестоящий таможенный орган, а решение должностного лица - в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это должностное лицо.

     Исключение  составляют решения, действия (бездействие) ФТС России и начальника таможенного органа, которые ввиду отсутствия у последних вышестоящего таможенного органа и вышестоящего должностного лица не могут быть обжалованы в соответствии с общим правилом.

     Жалоба  на решение, действие (бездействие) ФТС России подается непосредственно в этот орган, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа - в вышестоящий таможенный орган23.

     В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 47 ТК РФ жалоба, подлежащая рассмотрению вышестоящим таможенным органом, может быть подана:

  1. В этот орган непосредственно (в этом случае вышестоящий таможенный орган направляет в нижестоящий таможенный орган запрос о предоставлении материалов, необходимых для рассмотрения жалобы по существу);
  2. Через таможенный орган, решение которого или начальника которого обжалуется (в этом случае нижестоящий таможенный орган, получивший жалобу, направляет названные документы одновременно с жалобой в соответствии с требованиями абз. 1 п. 2 ст. 47 ТК РФ).

     Каждый  из этих вариантов имеет свои преимущества. Подача жалобы через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется, позволяет сократить время рассмотрения жалобы, поскольку исключает направление запроса документов из вышестоящего органа, а кроме того, может быть удобна для лиц, не обладающих информацией о наименовании вышестоящего таможенного органа, его месторасположении.

     В случае недоверия со стороны участника  внешнеэкономической деятельности к таможенному органу, принявшему обжалуемое решение, совершившему действие (бездействие), жалоба может быть подана в вышестоящий таможенный орган непосредственно. Выбор варианта подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган не влияет на течение сроков рассмотрения жалобы, которые исчисляются со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать жалобу (в данном случае - в вышестоящий таможенный орган)24.

     Абзац 2 п. 2 ст. 47 ТК РФ определяет обязанность таможенного органа, получившего жалобу на решение таможенного органа или его должностного лица, и не правомочного ее рассматривать, направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который полномочен ее рассматривать в соответствии со ст. 47 ТК РФ, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу.

     По  данным статистики за 2009 год из 500 поданных в СЗТУ жалоб 147 (а это 29,4%) были перенаправлены по принадлежности тому таможенному органу, который правомочен принять по данной жалобе решение, рассмотрев её в установленном порядке. Получается, что каждая третья жалоба, поданная в СЗТУ, не может быть им рассмотрена и решение по ней не может быть принято25.

     Для того чтобы сложившуюся ситуацию изменить, необходимо устранить её причину, которая, возможно, состоит в том, что участники внешнеэкономической деятельности, заявители часто не знают куда они должны обратиться для того, чтобы обжаловать неправомерное, на их взгляд, действие (решение). Например, учитывая, что в подавляющем большинстве случаев предметом жалобы являются решения, связанные с корректировкой таможенной стоимости, представляется целесообразным в бланке такого решения (форме корректировки таможенной стоимости) в обязательном порядке указывать возможность, а главное – порядок, его обжалования.

     Жалоба  на решение, действие (бездействие) таможенного  органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало  известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности (ст. 48 ТК РФ).

     Предусмотренный ст. 48 ТК РФ трехмесячный срок обжалования решений таможенных органов соответствует сроку, обычно устанавливаемому для обжалования решений государственных органов и их должностных лиц (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ст. 256 ГПК РФ, ст. 5 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1).

     По  общему правилу жалоба считается поданной в срок, если она подана в таможенный орган непосредственно или отправлена по почте до истечения последнего дня установленного срока. При подаче жалобы лицом непосредственно датой подачи жалобы считается дата ее регистрации в таможенном органе. В случае направления жалобы почтой подтверждением соблюдения срока подачи жалобы служит штемпель, проставленный отделением связи на почтовом конверте26.

Информация о работе Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации