Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе анализа действующей нормативно-правовой базы дать характеристику системы правового регулирования процедур обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Дать общую характеристику права на обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
Провести анализ нормативно-правовой базы процедуры обжалования.
Охарактеризовать механизм обжалования действий и решений таможенных органов, в частности:
выявить особенности внесудебного (административного) порядка обжалования.
определить характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение 4
1. Правовые основы обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации 9
1.1. Общая характеристика права на обжалование действий и решений таможенных органов 9
1.2. Анализ нормативно-правовой базы обжалования действий и решений таможенных органов 15
2. Механизм обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.1. Особенности административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.2. Характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 38
3. Актуальные вопросы правового регулирования обжалования действий и решений таможенных органов 50
3.1. Анализ практики рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела 50
3.2. Основные направления совершенствования административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 52
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 73

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

    Упрощенный  порядок обжалования решения  должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

     Жалоба  рассматривается безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

     Решение также выносится в устной форме, а по просьбе лица, обратившегося с жалобой, составляется акт в упрощенном порядке.

     Письменная  форма акта состоит из: вводной части (сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, лице, обратившемся с жалобой); описательной части (краткое содержание жалобы); резолютивной части (краткое содержание принятого решения).

     В случае отказа в рассмотрении жалобы в акте указываются причины такого отказа45.

     Акт подписывается должностным лицом  таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы на решение должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой. Его копия вручается лицу, обратившемуся с жалобой (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

     Необходимо упомянуть, что ч. 5 ст. 57 ТК РФ оговаривает, что рассмотрение жалобы на решение должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.

     Казалось  бы, существование такого правового  механизма как упрощенный порядок обжалования вполне оправдано, ведь он обладает неоспоримым преимуществом перед общим порядком подачи жалобы – оперативность. Но как показала практика широкого распространения он не получил.

     За 2009 год таможнями региона в упрощенном порядке было рассмотрено всего 2 жалобы, обе были поданы физическими лицами, обе не были удовлетворены; таможенными постами региона ни одной жалобы в упрощенном порядке рассмотрено не было46.

     В 2008 году таможенными постами региона  было рассмотрено в упрощенном порядке 5 жалоб (4 поданы физическими лицами, 1 – юридическим лицом), все – оставлены без удовлетворения; таможнями региона ни одной жалобы в упрощенном порядке рассмотрено не было47.

     Следует отметить, что, как видно из вышеуказанных  статистических данных, ни одна из рассмотренных  в упрощенном порядке жалоб не была удовлетворена. Возможно, что сложившаяся  практика, являющаяся стопроцентно негативной для участников внешнеэкономической деятельности, является основной причиной того, что такой правовой механизм как упрощенный порядок рассмотрения жалоб не получает широкого распространения, хотя является оптимальным вариантом с точки зрения экономии участниками внешнеэкономической деятельности времени, материальных ресурсов.

     Таким образом, в отличие от ранее действующего Таможенного кодекса 1993 года, в котором было предусмотрено обязательное первичное обжалование в вышестоящий таможенный орган, а только потом обращение в судебные органы, действующий ТК РФ право выбора органа для подачи жалобы оставляет за самим заявителем. Он самостоятельно решает: обратиться ему с жалобой в вышестоящий таможенный орган или пойти с ней сразу в суд. Как показывает практика, всё-таки на сегодняшний день предпочтение отдается последнему варианту.

     Вместе  с тем, у обжалования в ведомственном  порядке в вышестоящие таможенные органы есть свои преимущества:

  • заявитель имеет возможность более оперативно получить ответ на свое обращение;
  • перечень требований, предъявляемых к жалобе, является более узким;
  • реализация принятого таможенным органов решения об удовлетворении жалобы также происходит достаточно оперативно;
  • отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины;
  • у таможенного органа имеется возможность оперативно решать возникающие в ходе рассмотрения жалобы вопросы, устранять выявленные нарушения.

     То  есть, у лица появляется реальная возможность  экономии временных и материальных ресурсов.

2.2. Характерные черты  судебного порядка  обжалования 
действий и решений таможенных органов

 

     В 2009 году в СЗТУ и таможнях региона ситуация в части обжалования действий и решений была по отношению к друг к другу диаметрально противоположной.

     В частности, в СЗТУ в 2009 году в административном (внесудебном) порядке подано 500 заявлений об обжаловании действий и решений таможенных органов и их должностных лиц; в судебном порядке – 17заявлений48.

     В таможнях региона, как уже было указано, абсолютно иная ситуация. Здесь в 2009 году в административном (внесудебном) порядке подано 369 заявлений об обжаловании действий и решений таможенных органов и их должностных лиц; в судебном порядке – 2019 заявлений. То есть заявители в подавляющем большинстве случаев избирают судебный порядок при обжаловании.

     Возможно, такие кардинальные различия в данных по таможням региона и СЗТУ связаны с особым статусом таможен, ведь именно ими осуществляется основной фронт работ по таможенному оформлению и таможенному контролю.

     Возможно, дело в том, что участники внешнеэкономической  деятельности имея альтернативу «СЗТУ – судебные органы», надеясь на положительный исход, все-таки доверяют рассмотрение жалобы СЗТУ, а при альтернативе «таможня – судебные органы» не доверяют, на положительный исход не надеясь. Такое предубеждение, недоверие участников внешнеэкономической деятельности возможно побороть, путем публикации статистических данных о результатах ведомственного обжалования (ведь большая часть поданных жалоб полностью или в части удовлетворяются), проведения семинаров, рабочих встреч с участием представителей таможен и самих участников внешнеэкономической деятельности (так как практика проведения таких семинаров и рабочих встреч уже имеется, например, в СЗТУ и приносит свои плоды, вышеуказанные цифры здесь говорят сами за себя).

     И все же ответ на вопрос о том, почему участники внешнеэкономической деятельности не доверяют рассмотрение своих жалоб таможням региона, и обращаются прямиком в судебные органы остается открытым и представляется важным проведение анализа совокупности причин и условий, влияющих на данную ситуацию, с целью её корректировки.

     Предусматривая  возможность подачи жалобы не только в сами таможенные органы (пользуясь правилами ст. ст. 45-57), но и в судебном порядке в суд, арбитражный суд, ТК РФ императивно предписывает руководствоваться нормами гражданско-процессуального законодательства (нормами действующего ГПК РФ) и нормами законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах (нормами АПК РФ). Следовательно, необходимо последовательно рассмотреть тот порядок обжалования, который предусмотрен ГПК РФ, и тот, что предусмотрен АПК РФ.

     Ст. 46 ТК РФ императивно предписывает руководствоваться нормами действующего ГПК РФ, если жалоба на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица подана в суд общей юрисдикции (например, если жалоба подана физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем и перемещающим товар для личных нужд).

     В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие, бездействие таможенного органа или его должностных лиц. (При этом заявление с жалобой подается в суд с учетом подсудности, установленной в ст. ст. 24-27 ГПК РФ.) Заявление может быть подано гражданином либо организацией по месту нахождения таможенного органа (должностного лица), решение, действие (бездействие) которого обжалуется.

     Систематическое толкование ст. 46 ТК РФ и ст. 254 ГПК РФ показывает, что заявление об оспаривании решений, действий (бездействия), указанных выше, подается: либо лично, либо через представителя (полномочия последнего должны быть оформлены в соответствии со ст. 53 ГПК РФ).

     Рассматривая  заявление с жалобой, суд вправе, хотя и не обязан приостановить оспариваемое решение49.

     Гражданин вправе обратиться в суд общей  юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о том, что его права и законные интересы нарушены. При этом:

  • срок обращения в суд не зависит от того, подал ли заявитель жалобу в суд, минуя вышестоящий таможенный орган, или же воспользовался своим правом на обжалование во внесудебном порядке;
  • имеются в виду три календарных месяца, отсчет которых начинается со следующего (после дня, когда гражданину стало известно о нарушенном праве) дня.

     Кроме того следует учитывать, что:

  • если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении просьбы о его восстановлении. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению гражданина, подавшего жалобу;
  • заявление с жалобой на решения, упомянутые в ст. 46 ТК РФ, оформляется по правилам, предусмотренным в ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, и оплачивается госпошлиной в размере и порядке, предусмотренных в ГПК РФ;
  • учитывая требования ст. 131 ГПК РФ к форме и содержанию подаваемого заявления, в нем, в частности, должно быть указано, какие решения, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими решениями, подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий таможенный орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ;
  • судья вправе оставить жалобу без движения при наличии оснований, предусмотренных ст. 136 ГПК РФ;
  • приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого решения;
  • льготы по госпошлине действуют и в данном случае;
  • если гражданин или юридическое лицо предъявили иск о возмещении убытков, причиненных им в результате незаконных действий (бездействия), непосредственно к таможенному органу, допустившему соответствующие нарушения, то это не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган;
  • в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по этому делу должна признаваться Россия в лице соответствующего финансового или иного управленческого органа50.

     Заявление с жалобой на решения, таможенного органа (должностного лица) должно быть рассмотрено судом:

    1. С учетом правил ст. 256 ГПК РФ о том, что заявление рассматривается:
  • не позднее 10 календарных дней с момента его подачи в суд (отсчет начинается со следующего дня после дня подачи жалобы);
  • с участием самого лица, подавшего заявление, оно должно быть извещено в соответствии со ст. ст. 113-117 ГПК РФ;
  • с участием руководителя таможенного органа или должностного лица, действия (бездействие), решения которых обжалуются;
  1. По общему правилу судьей единолично.

     Суд вправе рассмотреть жалобу и при неявке - по неуважительной причине - как самого заявителя, так и руководителя таможенного органа, должностного лица (чьи решения обжалованы) либо их представителей.

     Если  суд признает явку этих лиц обязательной, то:

  • рассмотрение заявления откладывается;
  • суд извещает не явившихся лиц о месте судебного заседания и о необходимости их явки в суд (ст. ст. 113-117, 169 ГПК РФ).

     Установив, что таможенные органы реорганизованы либо ликвидированы, суд принимает меры к привлечению к участию в деле их правопреемников, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. Это относится и к случаям рассмотрения жалоб, указанных в ст. 46 ТК РФ.

     Если должностное лицо, действия которого обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего таможенного органа, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. В случае удовлетворения заявления суд возлагает на руководителя этого таможенного органа обязанность восстановить нарушенные права и свободы заявителя51.

     Ни правила ст. 46 ТК РФ, ни ст. 257 ГПК РФ не препятствуют участию в рассмотрении жалобы должностным лицам вышестоящих таможенных органов.

     Рассматривая  жалобу на решения, действия (бездействие) таможенного органа, суд:

  1. Должен, в частности, исследовать материалы, представленные вышестоящими органами, самими таможенными органами, их служащими, должностными лицами, которые, рассмотрев жалобу гражданина, поданную во внесудебном порядке, признали оспоренные решения, действия (бездействие) законными. При этом следует учесть ряд важных моментов:

Информация о работе Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации