Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:55, реферат
Цель работы – правовой анализ таможенного контроля в системе административных процедур таможенного дела; его эффективность и пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить общие положения, относящиеся к таможенному контролю.
2. Проанализировать формы и порядок проведения таможенного контроля.
ТК РФ регулирует вопросы идентификации товаров и транспортных средств для чего используются пломбы, печати, идентификационные знаки, буквенная и иная маркировка. Средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться).
При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу и, как следствие, неуплата таможенных пошлин и налогов – на такие товары налагается арест, либо они подлежат изъятию и помещению на склад временного хранения.
Таким образом,
изучив характеристику дополнительных
положений, относящихся к таможенному
контролю, далее необходимо проанализировать
меры, принимаемые таможенными
2.2
Меры, принимаемые
таможенными органами
в отношении отдельных
товаров
ТК РФ четко определяет круг мер, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров, чему посвящается целая глава вышеназванного кодекса.
Таможенные органы в порядке, установленном законом, принимают меры, которые связаны с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания) и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара. Данные меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
В соответствии п.5 ст.403 ТК РФ и п.5.3.6 Положения "О Федеральной таможенной службе России", утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459, одной из основных функций таможенных органов является обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности.
Меры, принимаемые таможенными органами в соответствии с гл. 38 ТК РФ, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правообладатель, владеющий информацией о том, что в соответствии с законодательством РФ имеет место нарушение его прав об интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в ФТС РФ о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. В данном случае применяются нормы ст. 394 ТК РФ. Заявление может быть подано от имени правообладателя его представителем.
Минэкономразвития России определяет порядок подачи заявления и требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности.
Федеральная таможенная служба РФ рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер в соответствии с нормами ТК РФ или об отказе в принятии таких мер.
В целях проверки достоверности представленных правообладателем (его представителем) сведений ФТС РФ вправе запрашивать у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. В течение 10 дней со дня получения запроса указанные лица обязаны предоставить запрашиваемые документы. При этом ФТС РФ имеет право продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев.
Решение об отказе в принятии мер в соответствии с гл. 38 ТК РФ принимается в случае представления правообладателем или его представителем недостоверных сведений, а также несоблюдения им требования, установленного п. 2 ст. 395 ТК РФ, он получает решение об отказе в принятии мер. Вышеизложенное регулируется гл. 38 ТК РФ.
Правообладатель
или его представитель
В случае изменения
сведений, указанных в заявлении
либо в прилагаемых к нему документах,
правообладатель либо его представитель
обязаны незамедлительно
В результате анализа судебной практики по делам о нарушениях интеллектуальной собственности выявлены следующие вопросы, трактовка которых судебными органами и таможенными органами различна, что приводит к отрицательным судебным решениям и формированию негативной судебной практики по данной категории споров.
В ст. 395 ТК РФ регулируются вопросы, связанные с таможенным реестром объектов интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС РФ принято решение о принятии мер в соответствии с гл. 38 ТК РФ, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. За включение в реестр плата не взимается. Минэкономразвития России определяет порядок ведения реестра ФТС РФ.
Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства, указанного в п. 4 ст. 394 ТК РФ, а также способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.
Кроме того, правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в п. 4 ст. 394 ТК РФ. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тыс. руб.
Таможенное законодательство, а именно ст. 395 ТК РФ, устанавливает, что объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из реестра в следующих случаях:
- по желанию правообладателя (его представителя);
- при невыполнении правообладателем условий, обеспечивающих исполнение обязательств по включению в реестр;
- по истечению срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности;
- если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством РФ орган за защитой своих прав.
Федеральная таможенная служба РФ обеспечивает опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, в своих официальных изданиях. Доступ к вышеизложенной информации является свободным.
Устанавливается срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров. Данный срок устанавливается на основании заявления правообладателя или его представителя не более чем на пять лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. Кроме того, указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя или его представителя при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 394 и п. 2 ст. 395 ТК РФ. К вышеизложенным требованиям относятся: . Также законодатель в ст. 396 ТК РФ указывает, что срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не может быть более срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.
Согласно ст. 397 ТК РФ, если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем или его представителем как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. По достаточно обоснованному письменному запросу правообладателя или его представителя указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы за защитой прав правообладателя.
Начальником таможенного
органа или лицом, его замещающим,
в принимается в письменной форме
решение о приостановлении
Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя или его представителя о приостановлении выпуска товаров. Указывает причины и сроки такого приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес правообладателя или его представителя, а правообладателю или его представителю - наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес декларанта.
С письменного разрешения таможенного органа правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
По запросу
правообладателя или его
«Информация, полученная правообладателем (его представителем) или декларантом, является конфиденциальной и не должна им разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
В случае, если до
истечения срока
Решение о приостановлении
выпуска товаров подлежит отмене
до истечения срока
- если правообладатель или его представитель обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;
- если объект интеллектуальной собственности исключен из реестра.
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии основания, предусмотренного п. 2 ст. 399 ТК РФ.
Начальник таможенного органа принявший такое решение или лицо, его замещающее осуществляет отмену решения о приостановлении выпуска товаров в письменной форме. После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном ТК РФ.
В ТК РФ предусмотрено, что меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с гл. 38 ТК РФ, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
В компетенцию таможенных органов, в соответствии с положениями ст.361 и п.1 ст.376 ТК РФ, входит, в том числе, проведение таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной ревизии - проверки факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документов, представляемых при таможенном оформлении.
К числу сведений, указанных в таможенной декларации и в иных документах, представляемых при таможенном оформлении, относятся сведения о соблюдении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
К числу лиц, у которых может проводиться таможенная ревизия, относятся лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, изучив подраздел в целом, можно сделать вывод, что:
В гл. 38 ТК РФ определены
меры, принимаемые таможенными
Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС РФ принято решение о принятии мер таможенными органами в отношении отдельных товаров, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности с учетом обеспечения исполнения обязательств (п. 4 ст. 394 ТК РФ) правообладателем.