Правовые основы таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:01, статья

Описание работы

На пути создания единого таможенного пространства уже принят и вступил в силу с 1 января 2010 г. ряд важнейших документов по таможенному регулированию на территории договаривающихся государств: единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Единый таможенный тариф Таможенного союза, перечни стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и др.

Работа содержит 1 файл

Правовые основы таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

  Правовые основы таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза

  Договором от 6 октября 2007 г. "О создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" заложены основы образования Таможенного союза трех договаривающихся государств: России, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

  Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17 принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, устанавливающий единые правила таможенного регулирования договаривающихся государств. Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) вступил в силу с 1 июля 2010 г.

  На пути создания единого таможенного пространства уже принят и вступил в силу с 1 января 2010 г. ряд важнейших документов по таможенному регулированию на территории договаривающихся государств: единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Единый таможенный тариф Таможенного союза, перечни стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и др.

  ТК ТС содержит значительное количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате, Кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяется их правовая природа и смысловое наполнение, что потребует перестройки организации деятельности таможенных органов Российской Федерации.

  Перемены ожидает и такой важнейший институт таможенного дела, как таможенный контроль, на которых мы и остановимся в данной статье. ТК ТС практически воспроизводит определение таможенного контроля, содержащееся в ТК РФ, корректирует его под условия действия Таможенного союза. Статья 4 ТК ТС закрепляет, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого, возложен на таможенные органы. Таким образом, новым для понятия таможенного контроля является его направленность на обеспечение соблюдения также таможенного законодательства Таможенного союза.

  В целом ТК ТС сохранил общую концепцию проведения таможенного контроля, заложенную в ТК РФ. Кодекс воспроизводит принципы таможенного контроля, закрепленные в ТК РФ. Остановимся на том, что подверглось изменениям.

  1. В соответствии со ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. При выборе форм и объектов таможенного контроля используется система управления рисками (далее - СУР). СУР представляет собой современную технологию таможенного контроля, широко используемую таможенными органами зарубежных стран. С принятием ТК РФ данная система стала активно внедряться в российскую практику таможенного администрирования. Вместе с тем нормы о СУР содержались только в ст. 358 ТК РФ и ограничивались определением риска и перечислением целей применения системы. Более детально содержание и порядок применения таможенными органами СУР закреплялись в Концепции управления рисками в таможенной службе.

  ТК ТС включает отдельную гл. 18 "Система управления рисками", которая раскрывает понятийный аппарат, цели применения СУР, объекты анализа риска, задачи таможенных органов по оценке и управлению рисками. Статья 127 ТК ТС унифицирует и раскрывает ключевые понятия СУР: риск, анализ риска, индикаторы риска, профиль риска, оценка риска, области риска, товары прикрытия, товары риска и др.Таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля. При этом стратегия, тактика применения СУР, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками должны устанавливаться законодательством государств - членов Таможенного союза.

  2. В отличие от ТК РФ в ТК ТС не только четко обозначаются объекты таможенного контроля, но и изменяется устоявшийся подход к их пониманию. ТК РФ четко не обозначал перечень объектов таможенного контроля, однако они прослеживались из анализа его положений (где к объектам таможенного контроля относились  только товары и транспортные средства). ТК ТС расширяет перечень объектов таможенного контроля.

  Согласно п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

  - товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС;

  - таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

  - деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

  - лиц, пересекающих таможенную границу.

  3.В ТК ТС закреплено 11 форм таможенного контроля, применяемых при постконтроле, причем три из них являются новыми. Это учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета и отчетности; таможенная проверка.

  Применение форм таможенного контроля достаточно полно урегулировано ТК ТС. Вместе с тем отдельные вопросы отнесены к компетенции государств - членов Таможенного союза. Помимо закрепления содержания, порядка применения форм таможенного контроля, унифицируются формы актов по результатам проведения таможенного контроля. Так, формы актов получения объяснения, таможенного осмотра, таможенного досмотра, личного досмотра, таможенного осмотра помещений и территорий устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Исключением является только таможенная проверка. Результаты таможенной проверки, порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяются законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 122 ТК ТС).

  4.ТК ТС расширяет круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. Теперь это любые лица (лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; перевозчик), напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с иностранными товарами, а также лица, в отношении которых имеется информация, что в их владении или пользовании находятся товары, ввезенные с нарушением установленного порядка.

  5. Новизной обладает само понятие "таможенная экспертиза", под которой понимается организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

  В отличие от ТК РФ, который предусматривал альтернативный порядок проведения экспертизы таможенными органами либо другими экспертами, назначаемыми таможенными органами, ТК ТС в качестве приоритетной называет проведение экспертизы таможенными экспертами и  устанавливает более короткий срок проведения таможенной экспертизы, который составляет 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству. И только в случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на срок, не превышающий срок временного хранения товаров (два месяца), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы.

  6. ТК ТС расширяет права таможенных органов при проведении таможенного контроля (возможность задерживать товары и документы на них; увеличивается объем информации, которую могут запросить таможенные органы у государственных органов, а также банков и иных кредитных организаций для целей проведения таможенной проверки.). Особо значимым для таможенных органов является п. 2 ст. 136 ТК ТС, предусматривающий, в том числе содержащие обязанность банков и иных кредитных организации государств - членов Таможенного союза предоставить по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки банковскую тайну.

  Кроме вышеуказанных есть и другие важные изменения такие как:

  - при проведении таможенного контроля товаров и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе (п. 3 ст. 103 ТК ТС).

  - в отличие от годичного срока по ТК РФ, ТК ТС устанавливает, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (ст.99.ТК ТС).

  - и др.

   Об эффективности применения нововведений по таможенному контролю можно судить из приведенной ниже итогов работы таможенной службы за 2010 г. и статистки.

   К концу 2010 г. были унифицированы правила перемещения товара в соответствии с процедурой таможенного транзита по единой таможенной территории Таможенного союза, форма и порядок заполнения транзитной декларации, порядок совершения таможенных операций, деятельность таможенных перевозчиков на единой таможенной территории Таможенного союза. За 11 месяцев 2010 года в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществлен контроль за перевозкой более 2,3 млн. партий товаров. Процент недоставки не превысил 0,01%.

  За названный период таможенными органами возбуждено и передано в Росфиннадзор более 11 тысяч дел об административных правонарушениях на сумму более 200 млрд рублей, из которых около 70% в стоимостном выражении составили нарушения, связанные с незаконными валютными операциями, проводимыми на основании поддельных таможенных деклараций. В 2010 году таможенные органы выявили свыше 8 тысяч недействительных документов, представленных для целей таможенного декларирования в части соблюдения запретов и ограничений.

  Важную роль в борьбе с контрабандой и другими нарушениями играет техника, позволяющая контролировать провоз товаров. В таможенные органы поставлено 32 единицы досмотровой рентгенотехники, 109 единиц досмотровых средств и средств поиска, 337 технических средств контроля.

  Оснащенность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации стационарными таможенными системами обнаружения делящихся и радиоактивных материалов в 2010 году достигла 96%. Благодаря их использованию в 180 случаях, по согласованию с органами Роспотребнадзора, принималось решение о запрете ввоза в Россию опасных товаров и их возврате в сопредельные государства.

  В таможенных органах функционируют 42 мобильных и 9 стационарных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), которые зарекомендовали себя как эффективный инструмент выявления и предупреждения таможенных правонарушений. В МАПП Озинки (Саратовская таможня) введен в эксплуатацию стационарный ИДК. Проводятся мероприятия по вводу в эксплуатацию еще 6 стационарных ИДК.

  С применением ИДК за 10 месяцев 2010 г. проведено 680 тыс. осмотров товаров и транспортных средств. По их результатам возбуждено 1884 дела об административных нарушениях и 30 уголовных дел. В частности, с помощью ИДК за три последних года из незаконного оборота изъято более 1,6 тонн наркотических средств, из которых половина приходилась на долю героина.

  С 1 января 2011 года вступили в силу новые формы декларации на товары и транзитной декларации, инструкции о порядке их заполнения, классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, а также структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации. Это завершает этап формирования единой правовой базы, регулирующей вопросы таможенного декларирования товаров в государствах-членах Таможенного союза.

  Подводя общий итог правового регулирования таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза, хочется отметить, что в нем заложены эффективные и действенные меры, направленные на обеспечение соблюдения как национального таможенного законодательства, так таможенного законодательства Таможенного союза. Вместе с тем для реализации положений ТК ТС предстоит большая работа по принятию ряда международных соглашений, решений Комиссии Таможенного союза, а также по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ТК ТС. Не исключено, что таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности трех договаривающихся государств столкнутся с трудностями, которыми, как правило, сопровождается внедрение, тем более столь масштабное. Однако это, как говорится, дело техники, правовая основа таможенного контроля уже заложена, и с 1 июля 2010 г. началась ее практическая реализация.

Информация о работе Правовые основы таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза