Таможенный кодекс таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Таможенный кодекс – кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим правовые отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу.

Работа содержит 1 файл

ВЕСЬ КУРСАЧ.doc

— 158.00 Кб (Скачать)


23

 

Введение

 

Таможенный кодекс – кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим правовые  отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу.

 

Таможенный кодекс является основным источником таможенного права, фактическим ядром и фундаментом таможенного законодательства. Положениям Таможенного кодекса обязаны подчиняться все лица (организации и люди) перемещающие свои товары через границу.

 

Сейчас в Беларуси действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенный кодекс таможенного союза – одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.

 

В связи с формированием Таможенного союза и модернизацией таможенного законодательства Республики Беларусь выбранная мною тема «Таможенный кодекс таможенного союза» очень актуальна.

 

Целью данной работы является общая характеристика ТК ТС с учётом новаций в таможенном законодательстве. Названная цель предопределила ряд более конкретных задач исследования:

- раскрыть основные положения кодекса;

- сделать сравнительный анализ Таможенного кодекса Таможенного союза и Таможенного кодекса Республики Беларусь;

- выявить положения, относящиеся к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза, а также вопросы, регулирующиеся на наднациональном уровне.

 

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников и приложений.

 

Источниками информации для написания работы по теме «Таможенный кодекс Таможенного союза» послужили базовая учебная литература, источники таможенного права, статьи и обзоры в периодических изданиях, электронные ресурсы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Таможенный кодекс таможенного союза

 

1.1.           Ход разработки проекта Таможенного кодекса таможенного союза

 

В соответствии с Планом действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 6 октября 2007 года №1, Комиссией таможенного союза осуществляется комплекс мероприятий, связанных с разработкой проекта Таможенного кодекса таможенного союза [9].

 

Решением Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации определены принципы разработки Таможенного кодекса таможенного союза:

 

– таможенное законодательство таможенного союза включает в себя:

• международные договоры между Сторонами в области таможенного регулирования;

•  Таможенный кодекс таможенного союза;

•  нормативные правовые акты Комиссии таможенного союза, издаваемые во исполнение положений Кодекса;

 

– отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних таможенных границах;

 

– единообразное применение таможенных процедур (режимов) на единой таможенной территории и другие [6].

 

Комиссия таможенного союза, рассмотрев вопрос «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб Сторон на единой таможенной территории» (п.2 Решения №4 от 04.02.09), определила осуществлять разработку проекта Таможенного кодекса таможенного союза на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото).

 

Комиссия таможенного союза утвердила (Решение №14 от 26.02.09) состав Постоянно действующей рабочей группы по разработке проекта Таможенного кодекса таможенного союза (далее Кодекс) и План-график ее работы.

 

Во исполнение вышеуказанных решений названная Рабочая группа при разработке структуры и норм проекта Кодекса использовала официальный текст на русском языке Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, ратифицированной Республикой Казахстан. При этом были достигнуты договоренности не использовать термины «таможенное оформление» и «таможенные режимы» и другие, как не соответствующие понятийному аппарату названной Конвенции.

 

Рабочая группа в мае 2009 года сформировала текст проекта Кодекса в целом. В этой связи Комиссия таможенного союза (Решение №56 от 25.06.09) направила его Сторонам для выработки позиций и представления их до 10 июля с.г. в Секретариат комиссии таможенного союза. Во исполнение указанного Решения постоянно действующей рабочей группой с 14 по 20 июля проект Таможенного кодекса таможенного союза был доработан. На заседании Экспертной группы «Таможенное администрирование и статистика» с 28 июля по 5 августа 2009 года с участием заместителей руководителей таможенных служб Сторон (Гошин В.А., Тен И.В. и Чайка К.Л.) и других ответственных работников министерств и ведомств Сторон проанализировано более 270 поступивших поправок. Секретариатом Комиссии проведен предварительный анализ норм проекта Кодекса, показавший несоответствие ряда его терминов и норм положениям Конвенции Киото.

 

Комиссия таможенного союза на своем 7-ом заседании, состоявшемся 12.08.09 в г.Москве, приняла к сведению информацию Руководителя экспертной группы по направлению «Таможенное администрирование и статистика» Карбузова К-К. Ж. (Председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан) о результатах доработки проекта Таможенного кодекса таможенного союза. Решением Комиссии таможенного союза от 12.08.09 №66 проект Кодекса принят за основу.

 

Комиссия таможенного союза поручила Экспертной группе по направлению «Таможенное администрирование и статистика» с участием заместителей руководителей финансового, экономического, юстиции и таможенного ведомств Сторон с 25 августа по 3 сентября с.г., доработать проект Кодекса, с учетом обсуждения концептуальных вопросов на заседании Комиссии и справки – таблицы поправок в проект Кодекса. Последующее лингвистическое редактирование его текста поручено российской Стороне.

 

Организация и проведение совещания по рассмотрению проекта Кодекса заместителями руководителей финансового, экономического, юстиции и таможенного ведомств Сторон поручено Министерству экономического развития России (А.А.Слепнев).

 

Руководителю экспертной группы по направлению «Таможенное администрирование и статистика» Карбузову К-К. Ж. поручено доработанный проект Кодекса до 4 сентября с.г. представить в Секретариат Комиссии таможенного союза. Секретариату Комиссии поручено подготовить проекты решений Комиссии, Межгоссовета ЕврАзЭС и проект Плана мероприятий по введению Кодекса в действие с 1 июля 2010 года и внести указанные документы на рассмотрение 8-го заседания Комиссии таможенного союза [Прил. А], проведение которого запланировано на 25 сентября 2009 г. в г.Алматы [13].

 

Договор о Таможенном кодексе таможенного союза был подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Данным Договором принят Таможенный кодекс таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.

 

Официально Таможенный кодекс Таможенного союза начал действовать с 1 июля 2010г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010г. для Беларуси [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы: Важным шагом на пути формирования таможенного союза является разработка Таможенного кодекса таможенного союза. Таможенный кодекс очень серьёзный и важный документ, поэтому его разрабатывала специальная группа высокопрофессиональных экспертов. Комиссия таможенного союза определила осуществлять разработку проекта Таможенного кодекса таможенного союза на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Рабочая группа сформировала текст проекта Кодекса в целом. Однако на заседании Экспертной группы поступило более 270 поправок, что было связано с несоответствием ряда терминов Кодекса и норм положений Конвенции Киото. Комиссия таможенного союза поручила Экспертной группе доработать проект Кодекса. Секретариату Комиссии было поручено подготовить проект Плана мероприятий по введению Кодекса в действие с 1 июля 2010 года. Таможенный кодекс таможенного союза начал действовать с 1 июля 2010г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010г. для Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура и содержание Таможенного кодекса таможенного союза

 

Таможенный кодекс таможенного союза (далее ТК ТС) состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 373 статьи, определяющих все основные сферы таможенного регулирования.

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТК ТС состоит из трех разделов:

I. Основные положения;

II. Таможенные платежи;

III. Таможенный контроль.

 

Раздел I. Основные положения

 

Глава 1содержит положения, определяющие суть таможенного регулирования в таможенном союзе, систему таможенного законодательства таможенного союза, понятия единой таможенной территории таможенного союза и таможенной границы таможенного союза. На этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в таможенном союзе.

 

ТК ТС и иные акты таможенного законодательства таможенного союза действуют на единой таможенной территории таможенного союза, которая состоит из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Пределы единой таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

 

Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством таможенного союза, прежде всего, затрагивают порядок перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, а также перевозку товаров под таможенным контролем по единой таможенной территории таможенного союза, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование в соответствии с таможенными процедурами.

 

Также в этой главе дан понятийный аппарат, используемый в ТК ТС, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения с информацией.

 

Кроме общих положений, определённых в главе 1, разделом 1 ТК ТС регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, вопросы таможенной статистики, классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза, определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

 

Отдельно следует остановиться на вопросах взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:

таможенных представителей (в ТК Республики Беларусь – «таможенные агенты»);

таможенных перевозчиков;

владельцев складов временного хранения;

владельцев таможенных складов;

владельцев магазинов беспошлинной торговли;

уполномоченных экономических операторов (аналог Добросовестных участников ВЭД в Республике Беларусь).

 

ТК  ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам.

 

В настоящее время в Республике Беларусь деятельность в области таможенного дела является лицензируемым видом деятельности. Государственный таможенный комитет выдаёт лицензии в порядке, установленном Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. ТК ТС вводится российская система порядка создания таких лиц – через включение в соответствующие реестры, ведущиеся таможенными органами.

 

Порядок включения в реестры и исключения из них, ведение таких реестров отнесены к компетенции законодательства государств-участников таможенного союза.

 

Согласно положений ТК ТС лица, которым будет присваиваться статус таможенного представителя, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, будут осуществлять свою деятельность в этом качестве только на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого они включены в соответствующий реестр.

Статус таможенного перевозчика будет признаваться на всей территории таможенного союза. Таможенные перевозчики государств-членов таможенного союза будут осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

 

Статьей 41 ТК  ТС определены упрощения, представляемые уполномоченным экономическим операторам, к ним относятся:

1)              временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

2)              выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС;

3)              проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

4)              иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

Информация о работе Таможенный кодекс таможенного союза